Сыграл свою роль недостаток рынка рабочей силы.


Прежде всего здесь были подготовлены политические предпосылки, когда в результате войны за независимость страна добилась самостоятельности и могла обеспечить у себя свободу предпринимательства и торговли. В стране сложилась специализация районов, углублялось территориальное разделение труда, благодаря чему фермерское хозяйство втягивалось в товарно-денежное обращение и земледелие приобретало торговый характер, что стимулировало промышленное развитие прежде всего Северо-Востока.
Сыграл свою роль недостаток рынка рабочей силы. В колониях не создавалось «избыточного» населения. При первой возможности наемные рабочие, даже из иммигрантов, стремились обзавестись землей и уходили с предприятий. Это обусловливало дороговизну рабочей силы, стимулировало изобретательство и ввоз машин и оборудования из Англии.
Технические предпосылки промышленного переворота в США были подготовлены успехами Англии, где он начался раньше: В США же была введена система поощрения изобретений. С 1790 г. действовал закон о патентах, в соответствии с которым изобретателю предоставлялась на 14 лет монополия на использование своего изобретения. В последующем сроки действия такого права были увеличены. Естественно, что это способствовало развитию технической мысли.
Источниками средств для развития крупного промышленного производства стали: прибыль торговой буржуазии, доходы от внешней торговли, доходы фермерских хозяйств, поступления от спекулятивных сделок с землей.
Способствовала промышленному перевороту экономическая политика государства, что нашло отражение в переориентации в начале XIX в. инвестиций из сферы торговли и мореплавания в промышленность, а также установлении протекционистского тарифа. По таможенному тарифу 1816 г. на импортные ткани были установлены высокие ввозные пошлины, затем повышавшиеся в последующие годы. Это ограждало американское производство от иностранной конкуренции.
Особенности промышленного переворота
Вступив в машинную стадию позже Англии, США использовали английский технический опыт, при этом внеся свой собственный и значительный вклад. Этот синтезный путь позволил США провести промышленный переворот в сравнительно непродолжительный срок 4050 лет.
Выделим основные особенности промышленного переворота в США.
1. Важная особенность промышленного переворота в США заключалась в активной роли американской инженерной мысли: были изобретены швейная машинка, ротационная типографская машина, фосфорная спичка, электромагнитный телеграф Морзе, буквопечатающий аппарат Д. Юза, револьвер, пневматический тормоз. Все эти новшества, родившиеся в США, предопределили развитие многих новых отраслей промышленности. Швейные фабрики Зингера, Беккера, Уиллера выпускали изделия, которые пользовались спросом во всех уголках мира. Да и сама швейная машина Зингера была известна и популярна даже в Сибири.


Телеграфный аппарат Сэмюэла Морзе

2. Существенные особенности промышленного переворота в США предопределялись природными условиями страны. Так, из-за обилия рек страна была богата водной энергией, более дешевой, чем энергия пара. Поэтому здесь позже начала использоваться в массовом масштабе паровая энергия. Переход к паровой энергетической базе (системе) начался, только в 40-е годы XIX в., хотя первая паровая машина появилась еще в конце XVIII в. а в 1803 г. была изобретена паровая машина Оливера Эванса.
«Машина и пар вот формула технической революции в Англии. Машина и водяное колесо вот формула для первого этапа машинной стадии американского капитализма», так определяют специалисты особенности и этапы промышленного переворота в США*. Паровой двигатель занял господствующее положение только в 50-е годы XIX в.
* Цит. по: История мировой экономики. Книга первая. М., 1997. С. 164.

3. Еще одна особенность промышленного переворота связана с изобилием в стране лесов, что предопределило длительное использование в качестве основного вида топлива древесного угля. Вплоть до 1860 г. на железнодорожном транспорте США потребляли дрова. Первая домна, работавшая на каменном угле, появилась в этой стране только в 1837 г. Задержка с заменой древесного топлива объяснялась также тем, что чугун, выплавляемый на нем, получался лучшего качества. Массовое применение минерального топлива в металлургии началось в 40-е гг., когда за 18471857 гг. здесь построили 100 домен, работающих на каменном угле.
4. Поскольку США позже приступили к промышленному перевороту, то мануфактурный капитализм в полной мере здесь не сформировался. Мануфактуры, возникавшие в колониальный период, не были устойчивы; их развитие сдерживала запретительная политика Англии. Поэтому правомерно говорить о том, что промышленный переворот проходил в условиях недостаточного развития мануфактурного производства.
5. Особенностью промышленного переворота в США была и крайняя территориальная и отраслевая неравномерность. Прежде всего он охватил северо-восточные штаты; в то же время на Юге даже к началу Гражданской войны не было фабрик и заводов, что не могло не оказать влияния на ее исход. Здесь преобладала первичная обработка выращиваемых культур хлопка, табака, риса, сахарного тростника и т. д. Кроме того, если здесь и применялись машины, то обслуживались они рабами.
Запаздывали по временным рамкам становления промышленного капитализма и западные штаты, хотя и бывшие зоной колонизации, но имевшие даже мелкие мастерские, снабженные паровым двигателем. И использование опыта, привнесенного из северо-восточных штатов и Англии, обусловило отсутствие мануфактурной стадии или сокращение ее сроков. Отраслевая структура складывающейся здесь промышленности отличалась от Северо-Востока. Западные штаты специализировались на переработке пищевых продуктов, лесных материалов, производстве сельскохозяйственной техники.
Направления промышленного переворота
Промышленный переворот начался на Северо-Востоке страны. Первой отраслью, которая стала переходить к машинному производству, была хлопчатобумажная. Изобретенная в 1793 г. Э. Уитни хлопкоочистительная машина позволила преобразовать переработку хлопка и обеспечить сырьем хлопчатобумажное производство. Различные улучшения превратили ее в высокопроизводительную машину, повышающую производительность труда в 100 раз. Но обслуживалась эта машина рабами. Английский иммигрант рабочий-текстильщик С. Слейтер по памяти составил чертеж ватерной машины, используемой в Англии. Впоследствии Слейтер стал крупным предпринимателем и его называют «отцом» американской промышленности. Впервые в мировой практике прядильные и ткацкие машины были установлены на хлопчатобумажной фабрике, построенной Лао-удлом в 1814 г. С этого момента обработка сырья и выпуск готовой продукции были связаны в единый производственный цикл. В 1832 г. в США уже работало 795 хлопчатобумажных фабрик (625 из них в северо-восточных штатах), на них использовалось 1,2 млн. веретен; появились ситценабивные машины и другие технические новшества.
Постепенно машины внедрялись и в более сложное шерстяное производство. Уже в 1840 г. на Северо-Востоке домашнее шерстяное производство уступило место машинному.
Северо-Восток США был центром текстильной промышленности, здесь было сосредоточено 78% фабрик этой отрасли. С 40-х годов началось укрупнение текстильных фабрик. Механизация текстильного производства привела к уменьшению его издержек на единицу продукции, к снижению цен на ткани за 18151850 гг. в пять раз, уменьшению их ввоза из Англии.
В легкой промышленности промышленный переворот помимо текстильной охватил пищевую (прежде всего мукомольную), обувную, швейную, кожевенную. Изобретение швейной машины Зингера в 1841 г., а также машины для изготовления обуви в 1846 г. значительно повысило производительность труда и качество изделий, а также стимулировало развитие подотраслей машиностроения.
Другое важное направление промышленного переворота в США развитие транспорта. Ранее всего преобразования затронули строительство каналов оно началось в конце XVIII в. В первой четверти XIX в. для соединения района Великих озер с Атлантическим океаном соорудили самый большой по протяженности канал Эри, что значительно удешевило перевозки. За этой стройкой последовало сооружение каналов в других штатах. К середине XIX в. протяженность искусственных водных путей достигла 6 тыс. км. Была создана разветвленная система каналов. Строительство их осуществлялось с помощью государства, доля которого в общей сумме средств составляла 75% (3/4).
Развитию судоходства способствовало изобретение в 1807 г. Р. Фултоном первого в мире колесного парохода «Клермонт», спущенного на воду на р. Гудзон. В 1814 г. Фултон построил первое военное колесное паровое судно «Демалогос». Переход в 40-е годы к винтовым пароходам привел к решающим сдвигам в военно-морском деле. Качество американских судов не уступало английским. Тоннаж судов США и Англии в середине XIX в. почти сравнялся. В 1838 г. американские пароходы «Сириус» и «Грейт уэстерн» пересекли Атлантический океан.


Первый в мире колесный пароход «Клермонт»

Первые железнодорожные рельсы соединили города Балтимор и Огайо (18281830), за два последующих десятилетия длина железных дорог возросла в 300 раз. Ни одна страна мира не знала таких темпов железнодорожного строительства. Огромная территория государства была связана воедино средствами сообщения, функционирующими круглогодично. Правительство оказывало помощь железнодорожному строительству.

Содержание  Назад  Вперед