Реформа налогового обложения


Разумное управление государством, по мнению Конфуция, должно способствовать созданию этически безупречного и социально гармоничного общества. А для этого нужны мудрые и справедливые чиновники. Для их отбора в Китае впервые стал применяться метод конкурса претендентов на должность, который проходил в форме экзамена, понятию которого весь мир также обязан китайцам. Такие экзамены проводились в провинциальных и столичных центрах. Экзамены были трехступенчатыми, сложными. Получившие первую научную степень допускались к участию в экзамене на вторую и т. д. Проводились они комиссиями со стороны, в закрытом помещении, в письменной форме. Претендент на ученую степень должен был знать концепцию Конфуция, уметь творчески толковать исторические сюжеты, обладать способностью к умозрительному рассуждению на философские темы, уметь сочинять стихи и обладать литературным вкусом. Получившие третью ученую степень назначались на ответственные должности; при этом социальное происхождение не учитывалось, учитывалось то обстоятельство, что человек, с таким трудом получивший свою должность (первую степень обычно получали 35% из числа абитуриентов), будет ее ценить и высокопрофессионально трудиться.
Складывалась такая ситуация, когда надстроечный фактор (меритократизм, образованность, приверженность принципам конфуцианской доктрины) оказывал решающее воздействие на состояние экономики, а не наоборот.
В государственной жизни Китая статус чиновника был очень высоким и престижным, а путем к нему было получение хорошего образования. Такое положение формировало определенную систему ценностей и ее приоритеты.
Чиновничество подобно земледельцам было очень многочисленным классом, и в танском обществе был составлен свод законов, состоявший из 500 статей, в которых излагалась система организации всех подданных империи, включая чиновников и землевладельцев. В этом документе были изложены их права и обязанности перед властью. Из этого ценного документа можно, например, видеть, что при всей сложности экономической, социальной и политической структуры суть ее была проста государственная власть и собственность. Одно это в Китае было непререкаемым и вечным, все остальное (землевладение и чиновничество и их власть) было временным: статус чиновника и земля земледельца не переходили к их детям, детям следовало начинать все сначала.
Специалисты считают, что периодом самого большого развития экономики Китая в Средневековье был VIII в. Это было время повторного открытия Великого шелкового пути, время восстановления мощи Китая как великой азиатской державы.
Пик развития приходится на правление императора Суаньцзуна (713756), при котором государство получало высокие доходы в казну от добычи олова, железа, меди, серебра. Развивались горное дело, ремесла и торговля. Богатели города, росли слои зажиточных мастеров и купцов. По переписи 754 г. в стране было 9610 тыс. дворов, 52 880 тыс. человек облагались налогом.
Однако во второй половине VIII в. появляются признаки наступающего кризиса: ослабевает власть императора и в окраинных районах приобретают большую власть военные наместники.
Главным же признаком кризиса стало ухудшение положения в сельском хозяйстве. Начинает отмирать государственная надельная система и укрепляться поместная форма хозяйства. Распространяется практика купли-продажи наделов, приобретаемых чиновниками, ростовщиками, городскими торговцами. Эти процессы начались еще при императоре (правителе) Суаньцзуне, который своими указами пытался их остановить, запрещая чиновникам скупать крестьянские наделы и устанавливая за это наказания. После его смерти они усилились.
Реформа налогового обложения
Число надельных дворов, находившихся под контролем правительства, за несколько лет уменьшилось более чем в пять раз, реальная власть в государстве начала переходить к владельцам крупных поместий. Реформа налогового обложения узаконила ликвидацию надельной системы. Закон 763 г. заменил все прежние повинности, исчислявшиеся с человека, единым налогом с имущества. По предложению канцлера Ян Яня государство в 780 г. отменило систему наделов и окончательно отказалось от контроля за перераспределением земли. Была произведена имущественная классификация населения, разделившая на девять разрядов всех владельцев земли в зависимости от ее количества у каждого.
Отныне налог с имущества взимался два раза в год: летом и поздней осенью. Отсюда и название самого закона закон о двух налогах. Налог взимался со всех, кто располагал землей, в том числе и с крупных помещиков.
Налог распространялся на все население, включая ту его часть, которая прежде налогом не облагалась гостевые дворы, В деревне было две категории дворов: хозяйские дворы на землях, полученных в надел, гостевые либо на землях беглых, либо полученных иными путями. Хотя гостевые дворы раньше не включались в дворовые реестры и не платили налоги, но по переписи 780 г. их число (1300 тыс.) уже приближалось к числу хозяйских (1800 тыс.). Размер налога был одинаковым для всех категорий землевладельцев и зависел только от качества земли. В неурожайные годы только самые бедные категории землевладельцев получали льготы либо совсем освобождались от налога. Реформа 780 г. сделала крестьянские земли предметом купли-продажи, хотя контроль государства за этими процессами продолжал существовать.
В этот период возросло число поместий, земли на которых обрабатывались крестьянами. Большей частью это были крестьяне из гостей. У них было самостоятельное хозяйство, но не менее 50% урожая они отдавали владельцу земли. Все средства производства и орудия труда гости получали от владельца земли: скот, семена, мололи зерно на господской мельнице. Поместья по своим размерам были разными, но иногда они имели свыше 200 дворов.
Происходят противоречивые процессы: земля относительно свободно (по сравнению с прежними временами) продается и темпы, которыми помещики ее скупают, все возрастают. Однако государство было не заинтересовано в этом. Интерес государства состоял в том, чтобы каждый пахарь имел свой надел, с которого легко можно было получить налог, а имеющий землю и работающий на ней крестьянин не встанет в ряды мятежников. Кроме того, владельцы богатых поместий легко находили способы избежать уплаты налогов, от чего страдала казна. Так, в 846 г. для пополнения оскудевшей казны было конфисковано свыше 60 млн. га земель буддийских монастырей.
Реформы затронули и другие экономические области: развивается торговый кредит, появляются векселя, активизируются ростовщические операции, вводятся государственные монополии на чай, соль и водку. Особенно большими оказались доходы от монополии на соль, составившие 50% поступлений в казну.
Однако в конце IX в. кризис все-таки разразился и после периода «пяти династий и десяти царств» появилась династия Сун.
Экономика в эпоху династии Сун
Этот период в области экономики был также успешным, как и предыдущий, хотя значительные средства Сунская империя вынуждена была платить в виде дани племени киданей, захватившему на севере часть китайских земель и угрожавшему столице китайской империи. В XI в. размеры этой дани несколько раз увеличивались: например, по договору 1042 г. они составляли ежегодно 300 тыс. штук шелка и 200 тыс. лянов серебра. Одновременно Китай выплачивал дань своим северо-западным соседям тангутам 100 тыс. штук шелка и 30 тыс. цзыней чая ежегодно.
Однако процесс экономического развития продолжался. Процветала торговля. В Китай приезжало много иностранных купцов и путешественников, оставивших ценнейшие записи наблюдений о китайском обществе, о процветании китайской экономики.
Развивается торговля растут города, они становятся богаче и многолюднее, строятся новые города. Развиваются ремесла. Изделия китайских ремесленников по сей день составляют национальную гордость. Это знаменитый сунский фарфор, изделия из лака и слоновой кости, изысканные тонкие шелка. Особое развитие получает горнодобывающий промысел, увеличивается добыча серебра и железа. Серебром, серебряными изделиями откупались от завоевателей, а железо шло на производство оружия.
В результате развития товарно-денежных отношений возросла потребность в деньгах, но недостаточная добыча меди препятствовала выпуску в нужном количестве медной монеты. Увеличение добычи железа позволило расширить выпуск железных денег. В конце X в. появились бумажные деньги.
Развитие промыслов увеличило количество казенных мастерских. Историки отмечают, что в металлургических плавильнях работало до 100 человек, в мастерских по выделке тканей по 60 70 человек. Число рабочих в кораблестроительных мастерских достигало 600 700.
На предприятиях по производству оружия, чеканке железной монеты практиковалось использование наемной рабочей силы. Заработная плата была частично натуральной, частично денежной. Некоторыми историками это оценивается как зарождение элементов капитализма, другие склонны в этом видеть лишь расширение традиционного цехового ремесленного производства.
Значительные успехи отмечаются в это время в сельском хозяйстве. Написанная двумя специалистами Чэнь Фу и Ван Джэном «Книга о земледелии» отразила современные им достижения в этой отрасли. Например, стали выращиваться хлопок и развиваться хлопкоткачество. Были выведены урожайные сорта зерна.

Содержание  Назад  Вперед