Происходило обычное перераспределение собственности.


С древнейших времен одним из сословий было духовенство служители культов, взявших на себя функцию посредничества между богами и людьми. Казалось бы, эта функция носит духовный характер и не должна быть связана с экономикой. Однако этого никогда, ни в одной религии не было. Религия создана человеком и отражает все стороны его жизни и в первую очередь экономку, а служители всех культов в большей или меньшей мере связаны с экономикой.
В разные периоды истории человечества духовенство играло в экономике большую или меньшую роль. В периоды своего экономического и политического могущества духовенство располагало огромными богатствами в виде земель, рабов, крепостных, промышленных изделий и других материальных ценностей. В ряде стран богатство духовенства превышало богатство правителей государств и во всех странах время от времени на протяжении тысячелетий происходила секуляризация, т. е. отчуждение у духовенства этих богатств в пользу правителя государства. Таким образом, происходило обычное перераспределение собственности. То же происходило на протяжении столетий и в России, когда по указам царей Ивана IV, Алексея Михайловича, Петра I, Екатерины II, Николая I и наконец декретом советского правительства проводилась секуляризация церковных земель.
Во все времена духовенство существовало за счет труда крестьян и ремесленников, плативших либо прямые налоги, например, церковную десятину (десятую часть своих доходов), либо налоги в казну, из которой шли средства на содержание храмов и священнослужителей. В целом духовенство играло в экономике пассивную роль. Чем больше было духовенства, тем выше была нагрузка на экономику страны. Поэтому на протяжении тысячелетий в обществах не раз возникали протесты против чрезмерных экономических притязаний духовенства, движения за дешевую церковь. Вспомним Саванаролу, Лютера, требовавших от церкви умеренности в своих расходах. Наконец, одним из главных лозунгов, проходившей в Западной Европе в XVI в. Реформации церкви, была экономическая скромность духовенства.
Поэтому можно признать, что духовенство как сословие, играло в экономике пассивную роль потребителя благ, создаваемых трудом крестьян и ремесленников.
Таким образом, освещая историю экономики, авторы стремились не только раскрыть экономические процессы, но и показать вклад ведущих стран, основных социальных слоев населения и даже отдельных исторических личностей в развитие экономики на нашей планете.


Вводная глава

Важной частью общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов экономистов является изучение общественных дисциплин, поскольку оно способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. Одной из таких дисциплин является история мировой экономики. Эта дисциплина призвана формировать принципы экономического мышления, позволяет видеть исторические корни современных социальных и экономических проблем; опираясь на накопленный в истории хозяйственный опыт, адекватно оценивать текущую экономическую ситуацию и принимать правильные решения.
Развитие науки
История экономики наука междисциплинарная, она возникла на стыке исторических и экономических наук. Первые произведения, посвященные отдельным сторонам развития экономики, появились еще в эпоху позднего Средневековья. Так, в 1514 г. во Франции был издан «Трактат об ассе»* Гильома Бюде. В XVIXVIII вв., когда в Европе происходили буржуазные революции, особую актуальность приобрели вопросы истории финансов, торговли, сельскохозяйственного, ремесленного производства и промышленной деятельности, что стимулировало развитие историко-экономической науки и способствовало ее формированию.
* Асса древнеримская монета.

Вопросы экономической истории разрабатывались в экономико-статистических произведениях У. Петти («Трактат о налогах и сборах», 1662), в многочисленных трудах французских авторов XVIII в., в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) А. Смита. В XVIII в. в разных странах были осуществлены специальные исследования по истории экономики и хозяйственного быта. Поэтому XVIII век признают начальным этапом зарождения экономической истории как науки. С наступлением капитализма исследования историко-экономического направления стали более регулярными и основательными. А в середине XIX в. эта наука сформировалась в самостоятельную.
Становлению науки в качестве самостоятельной способствовало несколько факторов. Один из них это утверждение исторического (историко-генетического) метода в познании экономических явлений и процессов. Исторический метод (принцип) в подходе к действительности как изменяющейся во времени признавали представители немецкой классической философии, например, Гегель. Последовательно принцип историзма разработали К. Маркс и Ф. Энгельс, применив его к изучению всех сфер объективной действительности, включая природу, общество, мышление. Кроме того, на развитие этой науки оказали влияние, с одной стороны, кризис, переживаемый тогда классической буржуазной политической экономией, а также бурный экономический прогресс в Западной Европе во второй половине XIX в.
Большой вклад в развитие историко-экономической науки во второй половине XIX начале XX вв. внесли англичане А. Тойнби и Дж. Эшли, немцы К. Бюхер, М. Вебер, В. Зомбарт, русские М. М. Ковалевский и П.Г. Виноградов. Германская, английская и русская школы получили не только европейскую, но и мировую известность. В 2040-е годы XX в. блистательно развивалась школа «Анналов» во Франции. Ее возглавляли М. Блок и Л. Февр. В период после Второй мировой войны в США сложилась школа «новой экономической истории», сконцентрировавшая внимание на применении количественных методов и моделирования. Ее представители А. Конрад, Дж. Мейер, Р. Фогель. Наиболее известный историк-экономист XX в. французский ученый Ф. Бродель.
В послеоктябрьский период существенный вклад в развитие этого научного направления внесли отечественные ученые И.М. Кулишер, С. Г. Струмилин, П. И. Лященко, К. А. Пажитнов, И. А. Гладков, Ф.Я. Полянский, П.А. Хромов, В. Т. Чунтулов и др.
По мере становления и развития науки вырабатывались определения ее предмета, формировался понятийный аппарат.
Практически все ученые второй половины XIX в. сходились на том, что под предметом науки понималась эволюция хозяйственной деятельности народов от первобытной эпохи до современности. За 150 лет существования науки сменилось несколько ее названий. На начальном этапе в Англии она называлась «Экономической историей» и под ее предметом понималась экономическая история отдельных стран мира, как правило, наиболее крупных и развитых («Экономическая история Англии»). Она могла изучать отдельные этапы социально-экономического развития этих стран, например, Англию в мануфактурную эпоху. Постепенно масштаб изучения расширялся, в орбиту исследования стали вовлекаться целые континенты, появились труды по экономической истории Европы, экономической истории Америки, а затем и мира в целом и наука стала называться «История мировой экономики». В таких странах, как Германия и Россия, эта наука существовала под тремя названиями: история хозяйственного быта, история экономического быта, история народного хозяйства.
В ходе развития науки расширялся понятийный аппарат. Уже во второй половине XIX в. применялись такие понятия, как экономическая эволюция, ступени хозяйства, стадии экономического развития, исторические формы сельскохозяйственного производства, исторические формы промышленности, экономическая революция и др.
Экономическая история в системе образования
Утверждение экономической науки в качестве самостоятельной имело следствием включение ее преподавания в высшей школе разных стран. Так, в 18811882 тт. А. Тойнби в Оксфорде был прочитан лекционный курс по экономической истории. В этом же году в Базельском университете прочитал лекции по этой дисциплине К. Бюхер. В России впервые курс по экономической истории был прочитан В.Ф. Левитским в 18851886 г. в Ярославле в Демидовском юридическом лицее. В 1889 г. М. М. Ковалевский выступил с лекциями по экономической истории в Брюссельском университете.
На рубеже XIX и XX вв. экономическая история наряду с политической наукой, социологией, правом заняла основное место в учебных планах университетов европейских стран. В Лондонском университете в 1895 г. была создана школа экономики и политической науки, ей был придан статус специализированного колледжа. Первая кафедра экономической истории была создана в начале XX в. У. Эшли в гарвардском университете США, а в 1910 г. такую же кафедру открыли в Манчестерском университете.
Особенно расширилось преподавание экономической истории в Англии. Здесь интерес к экономической истории возрос не только в старейших, привилегированных университетах (Оксфордском и Кембриджском, где были открыты специальные кафедры), но и во многих вузах других городов (Эдинбурге, Глазго, Гулле, Лестере, Шеффилде, Ливерпуле, Ноттингеме и др.)
Экономическая история изучается во Франции. В Париже в Институте экономической и социальной истории имеется центр по истории рынка рабочей силы. Есть такой центр в Лионе.

Содержание  Назад  Вперед