Проблема международной задолженности развивающихся стран


Проблема международной задолженности развивающихся стран
Развивающиеся страны начали процесс неза- висимого экономического развития не обремененными большим внешним долгом (в 1950 г. 2 млрд. долл.). До 70-х годов эти страны привлекали преимущественно средства из официальных источников, в том числе безвозвратные субсидии. Поэтому их внешний долг рос медленно и увеличился в 19501970 гг. на 64 млрд. долл. Однако в 19701980 гг. долг увеличился почти на 700 млрд. долл., поскольку многие развивающиеся страны вышли на мировой рынок ссудных капиталов.
Поскольку основным критерием при распределении официальной помощи развитию (ОПР) является уровень экономического развития страны-получателя, то наибольшие средства в расчете на душу населения получают страны Африки южнее Сахары. На них приходится около 1/10 населения развивающихся стран и примерно 1/3 общей суммы ОПР. Однако, например, Израиль получает 1/20 льготных кредитов и субсидий, хотя его население составляет лишь 0,1 населения развивающихся стран. Это свидетельствует о том, что критерии распределения ОПР по странам-получателям зависят не только от экономических, но и от политических факторов.
В условиях долгового кризиса, различных методов частичного списания долга, увеличения платежей по его погашению рост внешнего долга несколько замедлился, хотя, по данным отчетности дебиторов Всемирного банка (107 стран), внешняя задолженность развивающихся стран в 19751992 гг. возросла с 250 млрд. долл. до 1,4 трлн. долл. соответственно, в том числе стран Азии 539,3 млрд. долл., стран Латинской Америки 477,8 млрд. долл., стран Африки 288,4 млрд. долл. США. Самый высокий уровень задолженности в странах Азии объясняется широким доступом стран региона к кредитам. Небольшому числу развивающихся стран удалось преодолеть кризис задолженности, а для большинства он остается острейшей проблемой. В 90-е годы крупнейшим должником была Бразилия (свыше 100 млрд. долл.). Несколько отстает от нее Мексика. Внешний долг Индии, Индонезии, Аргентины от 50 до 60 млрд. долл. За ними следуют Нигерия, Филиппины, Венесуэла (по 30 млрд. долл.).


31.3. Интеграционные процессы в развивающихся странах

Развитие интеграционных процессов сравнительно новое явление во взаимном экономическом сотрудничестве развивающихся стран. Возникновение многосторонних экономических объединений развивающихся стран приходится в основном на конец 50-х начало 60-х годов. По данным ЮНКТАД (Конференции ООН по торговле и развитию), на начало 80-х годов межгосударственные экономические связи освободившихся стран осуществлялись уже в рамках 44 региональных торгово-экономических группировок, 30 ассоциаций производителей сырьевых товаров, двух валютных союзов, восьми платежных клиринговых и пяти кредитных соглашений. Доля интеграционных группировок в общем товарообороте развивающихся стран выросла с 7% в 1960 г. до 15 % к середине 80-х годов.
Интеграционные процессы в развивающихся странах осуществляются прежде всего на региональной основе: в Латинской Америке, Азии, Африке, Ближнем и Среднем Востоке.
Опыт интеграционного развития в отдельных регионах
Экономическая интеграция в Латинской Америке (19 южноамериканских республик и Мексики) развивается в различных формах. В 1960 г. была создана Латино-американская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ), преобразованная в 1983 г. в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАЙ). Члены Ассоциации делятся на три категории: наиболее развитые страны (Аргентина, Бразилия, Мексика), страны среднего уровня развития (Чили, Колумбия, Перу, Уругвай, Венесуэла) и наименее развитые страны (Боливия, Эквадор, Парагвай). Главное внимание Ассоциации было обращено на промышленное кооперирование по конкретным областям и совместные программы развития экономики и экспорта при дальнейшей либерализации внутризональной торговли. Внутрирегиональный экспорт в середине 80-х годов составил 16 % от общего экспорта Латинской Америки.
Развивалось сотрудничество и в рамках других организаций: Латиноамериканской экономической системы (ЛАЭС), Субрегиональной Андской группы, Амазонского пакта (1978), Аргентина-Бразильской интеграции (1986) и др.
В 1991 г. президенты Аргентины, Бразилии, Уругвая и Парагвая подписали соглашение о создании Общего рынка стран юга Америки (МЕРКОСУР) в составе четырех государств с общим населением 200 млн. человек, территорией 11 млн. км2 (почти 2/3 Южной Америки) и ВВП 460 млрд. долл. (1992).
Участники МЕРКОСУР предполагали со временем подключить к этой организации другие южноамериканские страны, превратить его в основное объединение Южной Америки.
Интеграционные процессы развивались и в Карибском бассейне, где с 1973 г. существовало Карибское сообщество (КАРИКОМ), объединившее 14 англоязычных государств. В рамках Сообщества существовал и Общий рынок.
Президент США Дж. Буш 27 июня 1990 г. выступил с идей «нового экономического партнерства» в Западном полушарии. Его инициатива встретила позитивные отклики большинства латиноамериканских правительств. В 1992 г. была создана Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) с участием Мексики, США, Канады.
Интеграционные процессы в Африке идут с начала 60-х годов. На первом этапе возникали организации, присущие африканским природным условиям, например, семь организаций так называемого «речного профиля»: ОМВГ (Организация по освоению бассейна реки Гамбия), ОМВС (Организация по освоению реки Сенегал), организация по эксплуатации и развитию бассейна реки Катеры и др. Но они, как правило, оказывались малоэффективными из-за полного отсутствия производственных связей. В конце 80-х годов были созданы структуры по концентрации процессов и превращению их в интеграционные: Африканская лесопромышленная организация, Международный союз стран производителей какао, Ассоциация по развитию рисоводства в Западной Африке и др.
С учетом приоритетных потребностей все большее внимание уделяется Договору о поэтапном создании Африканского экономического сообщества (АфЭС), организованного в 1994 г., действие которого рассчитано на 34 года. Главными элементами АфЭС являются уже существующие субрегиональные группировки, в частности, ЭКОВАС (Экономическое сообщество западноафриканских государств, создано 16 странами в 1975 г.), КОМЕСА (Общий рынок Восточной и Южной Африки, 1993), САДК (Сообщество развития Юга Африки, 1992, 12 государств), ЮДЕАК (Таможенный и экономический союз Центральной Африки, 1967, шесть стран). В первые 20 лет первоочередное внимание планируется уделить именно этим организациям, направить усилия на скоординированность их деятельности.
Интеграционные процессы в Африке идут нелегко, наталкиваясь на препятствия объективного и субъективного характера. По всей вероятности практический эффект от АфЭС будет в отдаленном будущем. Однако сам процесс формирования Сообщества даст толчок экономическому взаимодействию африканских стран.
В настоящее время определились три зоны сотрудничества в арабском мире:
1) Магриб (Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко и Тунис);
2) район Персидского залива (Эмираты и Саудовская Аравия);
3) созданный в 1989 г. Совет арабского сотрудничества (САС): Египет, Ирак, Иордания, Йемен.
Целый ряд региональных интеграционных соглашений и организаций действует в странах арабского региона (на двухсторонней и многосторонней основе). Общей, универсальной организацией для всех стран является Лига арабских стран. Восемь государств являются членами Арабского валютного фонда (АВФ), расчетной единицей которого является арабский динар. АВФ создан в целях расширения торговли между нефтедобывающими и другими арабскими странами, а так как в эту организацию входят и государства Африки, она оказывает определенное воздействие на интеграционные процессы на континенте.
Успешная реализация программ интеграции в регионе во многом будет определяться общеполитическими проблемами, такими, как решение палестинского вопроса, урегулирование территориальных и иных споров между самими странами региона, включая проблему лидерства в арабском мире.
В Юго-Восточной Азии создаются новые формы международного разделения труда между странами различного уровня развития.
Наиболее успешно действующей интеграционной группировкой является АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Таиланд), которая за двадцать лет своего существования добилась значительного прогресса на пути создания объединенного рынка. Страны, входящие в АСЕАН, постепенно переходят от преимущественного экспорта сырья к экспорту производственных изделий, в том числе в Японию и США. Основой быстрого развития является увеличение прямых частных капиталовложений, в том числе иностранных.
Однако, несмотря на быстрый рост производства большинства стран-участниц, их взаимные связи по линии формальной межгосударственной интеграции пока недостаточно развиты, им не удается снизить таможенные пошлины на товары внутрирегиональной торговли из-за сопротивления Индонезии, которая опасается, что это негативно скажется на развитии ее промышленности. Продвижение к региональному единству идет пока медленно.
Несмотря на существующие трудности в организации и работе интеграционных союзов и объединений, за ними будущее: они способствуют не только ликвидации экономической отсталости, военных конфликтов, но и создают противовес чрезмерному иностранному влиянию развитых стран в регионах.

Содержание  Назад  Вперед