Первое государство было мусульманским, второе индуистским.


В последние годы существования Делийского султаната на территории южной Индии возникли два государства: Бахмани и Виджаянагар. Первое государство было мусульманским, второе индуистским.
Именно государство Бахманидов посетил тверской купец Афанасий Никитин (14691472), оставивший восторженное его описание. В «Хождении за три моря» Никитин отметил «пышность» бояр и бедность крестьян: «А земля очень голюдна, а сельские люди голы совсем».
В удручающем положении были также городские ремесленники, за бесценок отдававшие свои работы ростовщикам, феодалам, купцам-скупщикам, которые перепродавали их на рынках больших городов или иностранным купцам.
В это время распространенным было такое явление, как снаряжение феодалами судов для торговли в других странах. Феодалы вывозили из Индии рис, пряности, красители, за бесценок приобретенные у ремесленников изысканнейшие предметы национального промысла.
Однако ослабление в конце XV в. центральной власти шаха и усилившиеся распри между отдельными княжествами привели в первые десятилетия XVI в. государство Бахмани к распаду. На его территории возникли пять самостоятельных княжеств.
Экономика государства Вилжаянагар
Наряду с большинством исламизированных государств в Индии, на юге на рубеже XVXVI вв. возникло индуистское государство Виджаянагар, централизованная администрация которого многое заимствовала у своих мусульманских соседей, хотя сложные формы ее землевладения сохраняли доисламские черты. Об экономике этого государства, об особенностях его жизни можно судить не только по индийским свидетельствам, но и по воспоминаниям иноземных купцов, посетивших Виджаянагар, итальянца Николо Конти и русского купца Афанасия Никитина.
Самым могучим из всех государей Индии считали виджая-нагаского магараджу. В Виджаянагаре наряду с государственными землями существовало большое количество частных земель: собственность султана, собственность храмов, крупная и мелкая собственность феодальной знати. Виджаянагар вел постоянные войны с государством Бахмани, предпринимавшим многочисленные попытки овладеть им, в силу чего военная знать играла в нем ведущую роль. Получая от государства большие земли, она должна была уплачивать в казну 1/2 своих доходов и выставлять в случае необходимости определенное количество воинов.
За выполнением этих условий следили чиновники и наместникигубернаторы, подчинявшиеся центру.
В Виджаянагаре по индийской традиции правители дарили государственную землю коллективам брахманов. Становясь владельцами общинных земель, эти коллективы жили в общинах, где их земли обрабатывали общинники из низших каст.
Имея статус наследственного арендатора (пайякари), общинники постепенно становились с правовой точки зрения неполноправными членами общины. Да и в целом новая норма налогообложения общинников была значительно выше, чем традиционная индийская (1/6) домусульманского периода.
Жестокая эксплуатация крестьян-пахарей и процветавшие ремесла и торговля сделали Виджаянагар самым богатым индийским государством того времени.
Чтобы поддержать достигнутый уровень богатства, его махараджи в торговле прибегали к помощи и посредничеству португальцев. Так, ценой определенных уступок они добились от португальцев монопольного права покупать привозных из Ирана и Аравии лошадей, что значительно усилило их армию, так как основной ее силой была конница.
Со второй половины XVI в. могущество Виджаянагара постепенно утрачивается. В начале XVII в. этот некогда могущественный султанат превращается в небольшое княжество.


16.3. Экономика Индии в эпоху Могодьской империи (XVI-XVIII вв.)

С 1526 по 1707 гг. на территории Индии существовала Империя Великих Моголов, начало которой было положено Бабуром, поэтом, историком. Он автор знаменитой поэмы «Бабурнаме», в которой описаны экономика и культура стран, которые он завоевывал. Индусам он дал невысокую оценку, охарактеризовав их как «неверных».
Экономические преобразования
Бабур и правивший после него Шер-шах немало сделали для укрепления центральной власти. При Шер-шахе в Индии было проложено несколько магистральных дорог, соединивших Дели с Бенгалией, Индом и т.д. При нем были проведены важные экономические преобразования: начато составление генерального кадастра земель, установлен в 1/3 средний размер ренты-налога, упорядочен характер землевладения военачальников джагирдаров.


В империи Моголов существовали две формы государственной собственности на землю: халиса государственный фонд, к которому относились все завоеванные земли, и джагиры пожалованные земли, в обмен на которые получившие обязывались поставить в армию правителя определенное количество воинов. Обычно джагир после смерти владельца переходил в казну и не передавался по наследству. В империи Моголов существовала также частная собственность на землю: собственность заминадаров, местных князей и предводителей племен, которую они передавали по наследству.
Около 3% всех земель находилось в собственности мусульманского духовенства и индуистских храмов. Такие земли не облагались налогом, что свидетельствовало о религиозной терпимости в империи. Так, например, правитель Акбар пытался в начале XVII в. даже создать некую синтетическую религию, призванную положить конец религиозным распрям среди подданных, наносившим огромный вред экономике страны и отвлекавшим государственную власть от невыполнения, например, такой ее функции, как поддержание системы ирригации.
Торговля. Города. Транспорт
Существенное место в экономике Индии в XVIXVII вв. занимала внешняя торговля. Из Индии шли морские пути в Африку, Аравию, Европу, Китай. Развивалась также внутренняя торговля, которую вели как крупные купцы, так и лотошники. Развивающееся ростовщичество вместе с развитием внутреннего рынка способствовало объединению страны, состоявшей из множества племен, каст, народностей, религий. Государство вводит единые меры и денежные единицы.
С ростом торговли и ремесел растут города, а с ростом городов развиваются торговля и ремесла. Так, возникновение города в месте паломничества способствовало производству предметов культа, развитию торговли предметами первой необходимости для стекавшихся туда паломников. С развитием городов было связано не просто развитие ремесел, но и совершенствование специализаций ремесленников. Так, в Агре были сосредоточены строительные рабочие, в Бенгалии судостроители, в Гуджарате мастера-инкрустаторы. Изделия индийских ремесленников отличало высокое мастерство и тщательность отделки. Кроме того, все разрастался перечень занятий ремесленников: они делали бумагу, ювелирные изделия, снасти, выжимали растительное масло, добывали железо, цветные металлы, соль, селитру, строительный камень.
Постепенно формировался общеиндийский рынок, укреплялись экономические связи между городами и районами страны. Главной водной транспортной артерией страны была река Ганг, по которой осуществлялись активные перевозки товаров. Так, вверх по реке из Бенгалии везли пшеницу, рис, сахар, дорогие шелковые и хлопчатобумажные ткани, а обратно в Бенгалию соль из Раджпутана, изделия ремесленников Лахора, в первую очередь кольчуги, а также лошадей и знаменитые кашмирские шали. Состояние дел на рынке во многом определялось урожаем зерновых, бывших основным эквивалентом в товарных отношениях. Урожай же был напрямую связан с орошением. Ирригационная функция всегда была важнейшей для индийских правителей, активно боровшихся с феодальными междоусобицами, наносившими ей огромный вред.
Причины упадка империи
Религиозная веротерпимость правителей, развитие ими ирригационной функции, поощрение торговли, ремесел и градостроительства способствовали экономическому развитию империи. Однако это развитие продолжалось недолго и при Аурангзебе империя фактически перестает существовать по причине его внутренней политики. Фанатик-суннит Аурангзеб преследовал и уничтожал все несуннитское: разрушал храмы и ввел отмененную Акбаром джизию (подушную подать для немусульман), преследовал индусов и шиитов.
Религиозные преследования вызывали недовольство и протест населения, выливавшийся во всевозможные волнения и народные движения, что подорвало, а затем разрушило экономику, а вслед за нею и саму империю. Этим воспользовались англичане. Началась эпоха колонизации Индии (XVIIIсередина XX вв.).
Вопросы для повторения
1. Как отражалась варново-кастовая система на развитии экономики?
2. Расскажите о специфике экономики каждого из трех этапов средневековой Индии.
3. Охарактеризуйте роль крестьянской общины и государства в экономике средневековой Индии.
4. Расскажите об отраслевой структуре экономики Индии в эпоху Средневековья.


17. Экономика средневекового Китая


17.1. Экономика в эпоху раздробленности

В истории Китая рубеж Древности и Средневековья приходится на IIII вв. Ранний феодализм вошел в историю как время Троецарствия (220280). В это время здесь сложилось три государства: на севере Вэй, в центральной части Шу и на юге У. Это были государства военной диктатуры. Но в IV в. Китай захлестнули набеги кочевников, на какое-то время поставивших своим жестоким истреблением коренного населения, разрушением традиционных форм экономики и общественной жизни под вопрос само существование великой китайской цивилизации. Однако, как считают специалисты-китаеведы, все волны варваризации были «погашены мощью китайской конфуцианской цивилизации».

Содержание раздела