Особенности социально-экономического развития Германии


* От франц. Entente букв, согласие. Антанта оформилась в 19041907 гг. и объединила в ходе Первой мировой войны против Германской коалиции более 20 государств.


20.3. Особенности социально-экономического развития Германии

Причины экономической отсталости
К началу XIX в. Германия не решила главных проблем по выходу из экономической отсталости. Одна из причин этого заключалась в политической раздробленности страны. Лишь в 1815 г. по решению Венского конгресса, завершившего период наполеоновских войн, был подписан акт о создании Германского союза, объединившего 34 монархии и четыре вольных города. Однако экономическое наследие эпохи политической разобщенности продолжало сказываться во всем. По-прежнему отсутствовали единая денежная система, системы мер и весов. Таможенные заставы внутри страны существенно тормозили возможности экономических, торговых и транспортных связей. Почти повсеместно, кроме левобережных районов Рейна, сохранилась давно изжившая себя цеховая система. Цеховые привилегии и права были отменены промысловым законом только в 1869 г. Немецкие ремесленные товары не выдерживали конкуренции с мануфактурными, а тем более фабричными изделиями более развитых стран. Зародившаяся в конце предыдущего века немецкая мануфактура была еще слишком слаба. К тому же немецкие купцы, мастера и другие зажиточные горожане пока еще не располагали достаточными средствами для организации крупного мануфактурного производства.
Не лучше было положение и в сельском хозяйстве, где было занято более 70% населения страны. Здесь господствовали пережитки феодальных отношений крупная земельная собственность помещиков (юнкеров), крепостные повинности и пр. Довольно слабой была производственная база.
Переход от феодального к буржуазному общественному строю в Германии проходил гораздо медленнее, чем в Англии и Франции. Здесь экономическое и политическое господство феодалов не было сломлено буржуазной революцией, а ограничивалось постепенно, путем государственных реформ, выкупов феодальных повинностей и пр.
Прусский путь аграрной эволюции
Ликвидация крепостнических отношений проходила при отсутствии единого аграрного законодательства и носила довольно затяжной характер. Попытки частичной ликвидации феодального режима в деревне осуществлялись и ранее. В Пруссии, наиболее значительном и сильном германском государстве, в 1807 г. было провозглашено уничтожение личного закрепощения, но на довольно тяжелых для крестьян условиях. В частности, сохранялись вес повинности, связанные с земельными наделами. В 1811 г. прусский крестьянин получил право выкупать свои повинности сначала за 25-кратный, а позже за 18-кратный размер ренты либо уступать помещику часть своего надела. Упразднение крестьянской общины (марки) позволяло юнкерам безнаказанно захватывать общинные пастбища и угодья. Выкупная операция растянулась до 70-х гг. XIX в. Поступление этих средств позволяло осуществлять капиталистическую реорганизацию хозяйства.
В марте 1850 г. в Пруссии был издан закон, уничтоживший мелкие повинности крестьян, но сохранивший крупное юнкерское землевладение и массу феодальных пережитков. Постепенно аграрная реформа охватила и другие немецкие земли: Баварию, Нассай, Вюртенберг, Гессен-Дармштадт, Баден и др. Однако феодальные пережитки в Германии, особенно в форме крупного юнкерского землевладения, феодальных повинностей ряда прослоек крестьян, финансового бремени выкупных операций и т. д., сохранились. Этот так называемый прусский путь капиталистической эволюции сельского хозяйства, был характерен для Пруссии и Мекленбурга, где юнкерские хозяйства площадью более 100 га занимали от одной трети до половины используемых земель. На северо-западных землях и в Баварии сформировались кулацкие хозяйства гроссбауэров. На юго-западе преобладали мелкие крестьянские хозяйства.
В 3040-е гг. отмечалось некоторое оживление сельскохозяйственного производства. Стали вводиться более сложные севообороты, плодосменная и травопольная системы. Открытия немецкого химика Ю. Либиха (автор химической теории брожения гниения, теории минерального питания растений) заложили основы агрохимии и применения минеральных удобрений. Расширилось производство технических культур, в Силезии и Саксонии сахарной свеклы, в Пруссии картофеля и на его базе массового производства картофельной водки*. Развитие земледелия сопровождалось ростом животноводства. Широкое применение как в юнкерских, так и в кулацких хозяйствах начала находить сельскохозяйственная техника культиваторы, жнейки, молотилки.
* В Пруссии стали выращивать картофель по приказу короля Фридриха II. Население поначалу сопротивлялось, но постепенно оценило достоинства новой культуры, а картофель стал основой питания и в других европейских странах.


Фридрих II наблюдает за посадкой картофеля

Рост специализации сельского хозяйства и подъем районов «торгового земледелия» отражали прогрессивные тенденции в экономике. Германия вышла на первое место в мире по сбору картофеля и свеклы. Немецкая сельскохозяйственная продукция и изделия пищевой промышленности составляли значительную часть германского экспорта.
Буржуазная революция
Однако многие проблемы страны не были решены. Так, за первую половину XIX в. Германия не сумела вернуть себе былого могущества в морской торговле. По-прежнему она оставалась в изоляции от мировых торговых путей.
Буржуазная революция 1848 г. в Германки способствовала созданию условий для капиталистического развития, проведения промышленного переворота, политического объединения страны. И все же она оказалась половинчатой, незавершенной. Не смогла уничтожить ни феодальной монархии, ни власти юнкеров. Дворяне-помещики (юнкеры) сохранили за собой важнейшие посты в государственном аппарате, вооруженных силах, судах, составляли дипломатический корпус и пр.
Важную роль в экономическом продвижении страны сыграли поэтапные попытки смягчить, а затем и ликвидировать сначала экономическую, а позже и политическую разобщенность Германии. Зарождающаяся крупная промышленность страны нуждалась в протекционизме и таможенной защите.
Еще до революции, в 1818 г. таможенный закон уничтожил на территории Пруссии таможенные заставы, сбор внутренних пошлин и акцизов. Устанавливались единообразные тарифы на непрусские товары. В 1833 г. был создан Таможенный союз, объединивший около 20 северогерманских государств и получивший право самостоятельно заключать торговые договоры с европейскими странами. Он стал важным шагом на пути к экономическому и политическому объединению, способствовал расширению и углублению внутреннего рынка для крупной промышленности, поощрял железнодорожное строительство.
Все больше и больше обострялась потребность в экономическом росте, возможном лишь в условиях промышленного переворота.
Начало промышленного переворота
Уже в конце XVIII начале XIX вв. в процессе промышленного производства немцы стали использовать иностранную, особенно английскую технику и технологию. На базе английских машин развивалась хлопчатобумажная промышленность. Устанавливались печи по выплавке чугуна с применением каменного угля. Применялось пудлингование. Но многие ценные технические приспособления и машины были созданы немецкими изобретателями.
Промышленный переворот в Германии прошел через ряд этапов. До 50-х гг. на его начальной стадии были затронуты в основном отрасли текстильной промышленности. Следующие два десятилетия (6070-е гг.) были связаны с развитием отраслей тяжелой промышленности угольной, металлургии, машиностроения. Конец 70-х гг. характеризовался завершением промышленного переворота и совпал по времени с монополизацией производства.
Традиционно промышленный переворот охватил текстильную промышленность. В Саксонии развивалось хлопчатобумажное производство, в Силезии льнопрядение. На Лейпцигских ярмарках широко были представлены изделия из шелка. Текстильное производство все более становилось на машинную основу. Так, в 1846 г. в областях Таможенного союза насчитывалось более 310 прядилен и 750 тыс. механических веретен.
Особенно заметные изменения произошли в тяжелой промышленности. Появление паровых машин вызвало увеличение спроса на уголь. Более чем вдвое возросла его добыча, а количество рабочих, занятых на шахтах, даже в четыре раза. Рост числа рабочих в других отраслях тяжелой промышленности за первую половину XIX в. был еще более значительным в 12 раз. Наибольшее развитие получил Рейнско-Вестфальский промышленный район, где были сосредоточены около 200 домен и одна четвертая часть всех рабочих Германии.
Большое значение придавалось железнодорожному строительству. Первая железная дорога, связавшая Нюрнберг и Фюрт в 1835 г., имела длину 12 км. Но уже в конце 40-х гг. длина железнодорожного полотна достигла 2,5 тыс. км. Правда, собственные паровозостроительные заводы пока не поспевали за растущим спросом. И в начале 40-х гг. в стране использовали лишь чуть более 15% паровозов собственного производства. Их изготовляли на заводах Борзига в Берлине, а также в Хемнице и Касселе.


Первая железная дорога в Германии

И все же в 3040-х гг. промышленный переворот еще не набрал полную силу и находился на начальной стадии. К примеру, суммарная мощность паровых машин всей Пруссии в середине 40-х гг. лишь на немного превышала оснащение ланкаширских хлопчатобумажных фабрик в Англии, где работало более 710 паровых машин общей мощностью 20 тыс. л. с.

Содержание  Назад  Вперед