Новая волна иммиграции наступила перед Первой мировой войной.


Новая волна иммиграции наступила перед Первой мировой войной. В Америку уезжали переселенцы из Италии, Австро-Венгрии, России, не имеющие квалификации и готовые к любой работе без претензий на высокую плату. Следствием интенсивной иммиграции был рост емкости внутреннего рынка США, темпы которого были выше, чем в любой другой стране. А это стимулировало развитие производства.
6. Следует учитывать и историко-географический фактор. Удаленность от Европы и близость к Южной Америке позволили этой молодой капиталистической стране усилить свои позиции в Западном полушарии. Используя доктрину Монро и идею панамериканизма, США раньше всего приобрели Гавайские острова. И 1898 г. они объявили войну Испании и по Парижскому договору получили Филиппинские острова, острова Пуэрто-Рико и Гуам. Затем под протекторатом США оказалась Куба, США добились исключительного права на строительство Панамского канала, оторвав Панаму от Колумбии. Использовали США и финансовое закабаление, т. е. экономическое подчинение слабых государств, остающихся при этом формально независимыми. К 1913 г. иностранные инвестиции США составили 2,5 млрд. долл., из них 1 млрд. долл. в Канаде (строительство железных дорог) и 1 млрд. долл. в Мексике (добыча нефти). США контролировали оловянную промышленность Боливии, медную Чили и Перу, важнейшие железные дороги Южной Америки, На Дальнем Востоке главным объектом интересов США был Китай, емкость внутреннего рынка которого была безграничной.
Во время русско-японской войны США оказали финансовую помощь и дипломатическую поддержку Японии, экспортируя в страну боеприпасы, оружие, горючее, локомотивы, пищевые, кожаные изделия и др. За посредничество в подписании в Портсмуте (США) мирного соглашения между Россией и Японией американский президент Т. Рузвельт был удостоен Нобелевской премии мира (1906).
Темпы развития и структура американской промышленности
На монополистической стадии экономика США развивалась высокими темпами, которые превысили все другие капиталистические страны. За 1870 1913 гг. ежегодный прирост совокупного общественного продукта США составил в среднем 4,3%, тогда как в Германии 3%, в Англии 2,4%, а во Франции 1,1%. Национальное богатство увеличилось почти в семь раз, а промышленное производство в девять раз. К началу XX в. США обогнали все капиталистические страны не только по темпам индустриального развития, но и по абсолютному уровню промышленного производства. Это значит, что они производили больше всех и быстрее всех.
Особенно быстро развивалась в США тяжелая индустрия, что определялось основными направлениями второй НТР. За 18701913 гг. здесь добыча угля выросла более чем в 17 раз, добыча нефти в 76 раз, выплавка стали почти в 46 раз. Структура промышленного производства изменилась в пользу отраслей группы «А». Наиболее высокими темпами развивались новые отрасли, вызванные к жизни достижениями НТР, нефтяная, алюминиевая, резиновая, электротехническая, сталелитейная, автомобильная. Только за 19001913 гг. Г. Форд увеличил выпуск автомобилей в 125 раз.
В этот период осуществляются серьезные сдвиги в размещении производительных сил. В конце XIX в. началась индустриализация Юга и Запада. Возникла новая металлургическая база в районе Великих озер, где открыли богатейшие залежи железной руды. Новый текстильный район образуется на Юге. И хотя ведущие позиции остаются за Северо-Востоком, постепенно центр промышленного развития продвигается на Ближний Запад, в штат Огайо.
Структурные сдвиги в экономике США были связаны с огромным значением железнодорожного строительства. Протяженность железных дорог за этот период увеличилась примерно в восемь раз. К началу XX в. здесь были уложены четыре трансконтинентальные магистрали, связавшие воедино все части территории страны. В стране была создана инфраструктура, обеспечивавшая единство внутреннего рынка, упрочившая межрайонную и межотраслевую специализацию. На долю США приходилось почти 50% мировой протяженности железнодорожных линий. Федеральное правительство всемерно поддерживало железнодорожное строительство (предоставляло кредиты, земельные участки). Общая сумма кредитов в эту отрасль достигла 65 млн. долл. Строительство стальных магистралей вызывало рост производства сопряженных отраслей металлургической, угольной, деревообрабатывающей, вагоностроения, паровозостроения и т. д. Так как стальных рельсов не хватало, то США вплоть до 90-х годов частично импортировали их из Англии.
Отличительной чертой экономического развитии США признают его комплексность, глубокое изменение технико-производственной и организационной структуры. Высокий технический уровень производства позволил осуществить переход к массовому выпуску стандартизированной продукции даже в старых, традиционных отраслях. Так, стали выпускать обувь и одежду в легкой промышленности, изготавливать полуфабрикаты в пищевой промышленности. В применении новых методов рациональной организации производства США также обогнали все другие страны. В США была создана первая в мире промышленная лаборатория лаборатория Т. Эдисона (1876). Она стала центром изобретательства, генератором технических новшеств. Работала она с ритмичностью конвейера: практически ежегодно количество изобретений достигало 40.
Процесс концентрации и монополизации
Переход к монополистической стадии, как отмечалось, был подготовлен усиленной концентрацией производства. В 1913 г. в США доля крупных предприятий (с числом от 500 и более рабочих) достигала в общем объеме промышленной продукция почти 85%. О централизации капитала говорит тот факт, что акционерные общества сосредоточивали 80% всех рабочих.
Первая монополия появилась в США в 1872 г., ею стала одна из самых крупных нефтяных компаний «Стандарт ойл». Ее организатор Дж. Рокфеллер. В 1879 г. эта монополия уже контролировала 95% нефтепереработки в стране, получая огромные прибыли.


Здание компании «Стандарт ойл» (Нью-Йорк, Бродвей)

Самая распространенная форма монополий в США тресты, созданные в различных отраслях (от электротехнической до табачной). Исключительно монополизированной отраслью было железнодорожное строительство. В сталелитейной промышленности в 1870 г. было создано объединение Э. Карнеги, которое в 1890 г. доминировало в производстве труб, проводов и колючей проволоки. Затем оно было продано Дж. Моргану, который образовал «Стальной трест». Это была первая в мире корпорация, которая обладала капиталом в 1 млрд. долл. Контролировал этот трест 3/4 общего производства стали. Монополизирована была электротехническая отрасль, ставшая ве1ущей. Созданная в 1892 г. монополия «Дженерал электрик компани» производила электроэнергию и различное электротехническое оборудование. В целом по стране в начале XX в. уже функционировало более 800 трестов, объединявших свыше 5 тыс. предприятий.
О степени монополизации США можно судить по сложившимся династиям «королей» стали, нефти, электричества, железных дорог это Морганы, Рокфеллеры, Вандербильды, Гарриманы и др.


Банк Моргана (Нью-Йорк, Уолл-Стрит)

Активно происходил процесс сращивания трестов с банковскими монополиями, что вело к созданию американского финансового капитала. Ведущее положение заняли две банковские группы Моргана и Рокфеллера. Они осуществляли контроль над промышленными монополиями, железнодорожными компаниями, крупными банками. Об их могуществе можно судить по доле во всем акционерном капитале страны (56%), по принадлежности им 341 руководящего поста в 112 банковских, промышленных, страховых и других объединениях.
По степени монополизации США существенно обогнали Европу. Для Европы характерны картели и синдикаты, объединявшие десятки относительно небольших предприятий. В США монополистический капитализм, опираясь на концентрацию производства, эту фазу миновал. Поэтому здесь поведение монополий было особенно беззастенчивым, цены устанавливались монопольно высокие, в интересах перераспределения доходов населения в свою пользу.
В США в ответ на такую политику прошла мощная волна антимонополистического движения фермеров, рабочих, мелкой и средней буржуазия. В 1887 г. Конгресс США принял закон о создании межштатной торговой комиссии, в функции которой входил надзор за действиями железнодорожных магнатов. В 1890 г. под давлением народных масс был принят антитрестовский антимонопольный закон, разработанный сенатором Дж. Шерманом, в котором говорилось: «Всякий договор, объединение в форме треста или в любой иной форме или договор с целью ограничения коммерции или торговли между штатами или с иностранными государствами объявляются незаконными».* Для нарушавших закон устанавливались штраф или тюремное заключение сроком до одного года. Для потерпевших от незаконных объединений предусматривалось возмещение в тройном размере. Подобные законы были затем приняты в 27 штатах страны, а в 15 штатах антимонопольные законы даже включены в конституции. Однако точного определения, что такое трест, в законе не давалось, что позволяло судам решать дела в пользу трестов.
* Цит. по: Экономическая история зарубежных стран. Минск, 1997. С. 190.

Содержание  Назад  Вперед