Мировой кризис 1929 - 1933 гг.


Мировой кризис 19291933 гг.
Мировой кризис 19291933 гг. начался в США, поразив сильнее всего экономику этой страны. 25 октября 1929 г. на Нью-Йоркской фондовой бирже в связи с катастрофическим падением курса акций, цена которых была завышена биржевыми спекулянтами, вспыхнула паника.


Толпа людей у биржи акций

Сумма убытков исчислялась более чем 15 млрд. долл. «Черная пятница» означала конец финансового и экономического бума 20-х годов и начало глубокого экономического кризиса.
Паника на бирже стала отправным пунктом всеобщего экономического упадка, причиной которого стало несоответствие между крупномасштабным расширением производства и покупательной способностью населения. Избыточный товарный запас, не находящий сбыта в силу ограниченной емкости рынка, делал невозможным, бессмысленным дальнейшее инвестирование производства. Это в свою очередь вело к сокращению производства, разорению предпринимателей, резкому снижению занятости, что еще более сужало возможности реализации произведенных товаров.
Экономический кризис, или, как ЗН был назван в США, Великая депрессия, поразил все отрасли народного хозяйства. Так, за четыре года промышленное производство страны сократилось в целом на 46,2%. Наиболее пострадало автомобилестроение, где производство сократилось на 80%, чугунолитейное производство сократилось на 79%, сталелитейное на 76%, добыча нефти упала почти на 78%, угледобыча на 59%.
Резкое сокращение производства в базовых отраслях оказало негативное воздействие на остальные отрасли экономики. Всего за годы кризиса в США обанкротились 135 тыс. промышленных, торговых и финансовых фирм, 5760 банков. Сильно пострадал и сельскохозяйственный сектор, где в результате резкого падения закупочных цен на продовольственные товары (в среднем на 58%), при фиксированных издержках в виде арендной платы, налогов и т. д. происходило постоянное сокращение производства, что повлекло за собой разорение около 1 млн. фермеров.
Одним из наиболее тяжелых проявлений кризиса перепроизводства стала небывалая для США безработица. В начале весны 1933 г. в стране насчитывалось около 17 млн. безработных, что составляло в то время приблизительно одну треть от самодеятельного населения. Одновременно произошло существенное падение уровня заработной платы (почти вдвое), что вместе с безработицей еще более сужало емкость внутреннего рынка, а следовательно, усугубляло кризисные явления. В результате резко активизировался социальный протест, носивший формы забастовок, голодных маршей, пикетов, демонстраций и т. п., что создавало известную угрозу для политической системы в целом.
Несмотря на углубление кризиса в течение 19291932 гг., было бы неверным утверждать, что в этот период правительство США не предпринимало серьезных шагов к его преодолению или хотя бы не пыталось смягчить его последствия. В основе неудач антикризисных мер правительства президента Герберта Гувера, вступившего в должность в марте 1929 г., лежала иллюзорная вера в неограниченные потенции либеральной хозяйственной модели, в способность произвольного саморегулирования рынка. Поэтому первоначально правительством использовались уже апробированные временем рецепты борьбы с кризисом, такие, как усиление политики торгового протекционизма. С конца же 1931 г. правительство перешло к ряду более активных, прямых действий по спасению и поддержанию на плаву крупных банков, промышленных, торговых фирм, транспортных компаний и крупных фермерских хозяйств путем государственного кредитования. Стали предприниматься и попытки государственного регулирования процесса ценообразования. Все это свидетельствовало о некотором пересмотре взглядов правительства на природу кризисных явлений и главное на место и роль государства в системе хозяйственных отношений.
Однако и эти меры администрации Гувера оказались малоэффективными, о чем свидетельствовало дальнейшее углубление кризиса, а вместе с ним и нарастание общественного недовольства неумелыми действиями правительства.
«Новый курс» Ф. Рузвельта
Последний социально-политический фактор стал решающим при избрании в начале 1933 г. на пост президента Франклина Рузвельта. Имя Рузвельта неразрывно связано с принципиально новой эффективной антикризисной политикой, которая вошла в историю под названием «Новый курс». Принципиальным отличием политики «Нового курса» от предшествующих антикризисных мероприятий было признание Рузвельтом несостоятельности либеральной доктрины, отрицание тезиса об автоматизме рыночного процесса и, следовательно, признание необходимости активного государственного вмешательства в сферу хозяйственных отношений. Эти тезисы получили серьезное теоретическое обоснование в концепции выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, а политика Рузвельта стала ярким подтверждением обоснованности концепции ученого.
Принципиально новым был взгляд Рузвельта и на социальный фактор антикризисной политики. Если Гувер с завидным упорством сопротивлялся введению пособий по безработице, повышению уровня заработной платы, введению других социальных мероприятий, облегчающих положение малоимущих граждан, то Рузвельт, напротив, настаивал на необходимости повернуться лицом к «забытому человеку», что сделало его программу весьма привлекательной для большинства американцев, позволило погасить нарастающий социальный конфликт, сплотить нацию на борьбу с кризисом. «Новый курс» стал началом превращения США в социально ориентированное государство.
Важным следствием политики «Нового курса» и одновременно его мощным инструментом стало дальнейшее развитие системы государственного регулирования рыночных отношений, которое было прервано в период просперити. Следует еще раз подчеркнуть, что процесс этатизации протекал не в экстремальных военных условиях, а в мирное, хотя и кризисное, время и поэтому носил в целом социально-экономический, а не военно-политический характер. Во многом в силу этого возникшая система достаточно эффективно развивалась на протяжении ряда десятилетий, вплоть до начала либеральных реформ конца 60-х годов.
«Новый курс» не был заранее обдуманной системой реформ, а носил скорее эмпирический характер. Это подтверждается, в частности, и тем, что теоретическое обоснование мероприятий антикризисной политики в виде основополагающей работы Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» увидело свет только в 1936 г. Лишь спустя почти два года после начала реформ антикризисная политика стала приобретать явно выраженный последовательный характер. Это в известной мере определялось и тем, что в условиях некоторого оживления конъюнктуры реформаторам уже не приходилось действовать на всех фронтах, в пожарном порядке решать одновременно массу неотложных проблем. Относительная стабилизация положения наряду с накопленным опытом позволила действовать более целенаправленно.
Первые мероприятия Рузвельта были направлены на оздоровление банковской, финансовой системы в целом. В марте 1933 г. в стране была приостановлена работа всех банков, что позволило прекратить обмен банкнот на золото с одновременным запретом его вывоза за пределы США. По сути эти мероприятия пошатнули систему золотого стандарта доллара, что привело к резкому обесценению национальной валюты. Не отказываясь в принципе от метода обеспечения банкнот золотом, правительство США произвело крупные закупки денежного металла на внешних рынках, что привело к снижению его цены внутри страны и позволило в январе 1934 г. провести девальвацию валюты страны на 41%.
Одновременно на основе чрезвычайного закона о банках последовательно осуществлялось лицензирование их деятельности. Весной 1933 г. возобновили работу 4/5 ранее закрытых банков. Это были прежде всего крупные банки, а 2 тыс. мелких кредитных учреждений были ликвидированы или вошли в состав более крупных кредитных учреждений. Действующим банкам был предоставлен правительственный кредит в 1 млн. долл., ожививший сферу кредитных отношений. Кроме того, государство взяло на себя обязанность страховать депозиты вкладчиков банков, что способствовало росту доверия к банкам со стороны вкладчиков, а следовательно, притоку средств на счета и предотвращению банкротств банков. Наряду с другими мерами правительству удалось создать систему регулирования банковской деятельности.
Проводя в жизнь политику «Нового курса», правительство добилось усиления экспортных возможностей страны, улучшения позиций национальных производителей, сократило сферу деятельности спекулятивного капитала, создало предпосылки для оживления инвестиционного процесса главнейшей задачи политики «Нового курса». Оживление промышленного производства основы процветания США должно было потянуть за собой решение многих кризисных проблем, и главной среди них сокращение колоссальной вынужденной безработицы.
Однако решительных, но все же косвенных мер, обеспечивающих благоприятные условия для оживления инвестиционного процесса, оказалось явно недостаточно. Поэтому в июне 1933 г. принимается закон о восстановлении национальной промышленности, который по сути вводил систему государственного регулирования промышленного сектора. На основе закона был сформирован координирующий властный орган Администрация национального восстановления, в состав которого наряду с чиновниками, профсоюзными деятелями, профессиональными экономистами вошли представители крупнейших промышленно-финансовых групп. Одновременно отраслевые ассоциации предпринимателей (всего 17 ассоциаций) разработали и приняли «кодексы честной конкуренции», по которым для предприятий одной отрасли строго регламентировались объемы производства, пределы заработной платы, продолжительность рабочей недели, определялись рынки сбыта товаров, цены на продукцию и пр. Кодексы подлежали утверждению президентом США Новая система регулирования взаимоотношений в промышленности вошла в противоречие с антитрестовским законодательством, действие которого было временно приостановлено.

Содержание  Назад  Вперед