Это отразилось на формировании государственного бюджета.


Это отразилось на формировании государственного бюджета. Вследствие указанных выше причин и уменьшения национального дохода страны доходы государственного бюджета снизились в 1942 г. на 50 млрд. руб.* Для покрытия возросших расходов на оборону и восстановление народного хозяйства пришлось привлекать дополнительные доходы. Они были изысканы внутри страны, так как внешних источников не существовало.
* Здесь и далее стоимостные и финансовые показатели приводятся в масштабе цен, действовавших в тот период.

Несмотря на все трудности военного времени, огромные разрушения в народном хозяйстве, главным источником доходов государственного бюджета продолжали оставаться поступления от государственных предприятий. В результате осуществления в отраслях народного хозяйства организационно-технических мероприятий, направляемых на рост производительности труда, снижение издержек производства и себестоимости продукции, существенно улучшились экономические показатели деятельности предприятий и организаций. Это послужило основой роста доходов государственного бюджета. С 1942 по 1945 гг. они возросли на 60 млрд. руб.
Однако из-за потери в ходе войны определенной части экономического потенциала государственные предприятия не могли полностью обеспечить поступление в бюджет необходимого объема финансовых ресурсов. В этих условиях одним из источников дополнительных средств стали поступления от населения (налоги, государственные займы и др.). С введением в начале войны некоторых новых налогов (военного и других) их удельный вес в бюджете увеличился с 5,2% в 1941 г. до 13,2% в 1945 г. В целом с 1942 по 1945 гг. общие поступления от населения в бюджете возросли на 36 млрд. руб.
В ходе войны менялась структура расходов государственного бюджета. В самый напряженный период войны, когда решалась судьба нашей страны, около 60% финансовых ресурсов бюджета было направлено на финансирование обороны. Во второй половине войны с наращиванием военного производства и усилением мощи нашей армии стал сокращаться не только относительный, но и абсолютный размер военных расходов. В 1944 г. их удельный вес снизился до 52,3%, а в 1945 г. до 42,9%. Если в 1944 г. на военные цели было направлено 137,8 млрд. руб., то в 1945 г. 128,2 млрд. руб.
По мере восстановления эвакуированной на Восток страны промышленности и ее дальнейшего развития расширялись возможности для увеличения средств на народное хозяйство. Эти расходы не только росли, но увеличивался и их удельный вес в бюджете. Если в 1942 и 1943 гг. их доля составляла соответственно 17,3% и 15,8% общих бюджетных расходов, то в 1944 и 1945 гг. - 20,3% и 24,9%.
Следует особо отметить, что несмотря на условия военного времени, расходы на социально-культурные мероприятия не уменьшались, а даже росли абсолютно и относительно. В 1942 г. их удельный вес составил 16,6%, в 1943 г. 17,9%, в 1944 г. - 19,4%, в 1945 г. - 21,0%.
Одной из причин роста расходов на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия была необходимость развертывания восстановительных работ в районах, подвергшихся фашистской оккупации. Советское государство прилагало максимальные усилия для изыскания средств для оказания помощи этим районам.
Оборона страны, восстановление разрушенного войной хозяйства требовали огромных финансовых ресурсов. Главным источником финансирования этих затрат были средства, полученные от государственных предприятий и организаций. Часть средств налоговые поступления от населения.
Привлечение народных средств
Но был и другой источник средств, основанный на высочайшем патриотизме советских людей, на их стремлении оказать всемерную помощь государству, на их желании сделать все, чтобы приблизить день Победы. Речь идет о добровольных взносах населения в годы Великой Отечественной войны в созданные «Фонд Красной Армии» и «Фонд восстановления хозяйства в освобожденных от оккупантов районах». Вносились наличные деньги, драгоценности, облигации госзаймов, сельскохозяйственные продукты, отчисления от заработной платы и др. Все слои населения участвовали в этом патриотическом движении: рабочие, колхозники, ученые, писатели, артисты, пенсионеры, студенты и школьники. Всего за годы войны от населения поступило в виде добровольных взносов 94,5 млрд. руб., 130,7 кг золота, 13 кг платины, 9,5 т серебра, значительное количество драгоценных изделий, облигаций и иностранной валюты.
Значительная финансовая помощь населения государству оказывалась и в виде подписки на государственные займы. За годы войны было выпущено четыре государственных займа. В результате реализации их среди населения в государственный бюджет поступило 76 млрд. руб.
Решение проблемы кадров
Одной из острейших проблем в годы войны была нехватка рабочих рук. На поля сражений ушли миллионы наиболее здоровых мужчин. Достаточно отметить, что к концу войны личный состав Вооруженных Сил нашей страны насчитывал 11,4 млн. человек. Для формирования все увеличивающихся технических частей Советской Армии призывались квалифицированные рабочие и сельские механизаторы. Не следует забывать, что на оккупированной территории осталось 45% довоенного населения страны. Все это привело к тому, что численность рабочих и служащих в народном хозяйстве снизилась с 31,2 млн. чел. в 1940 г. до 18,4 млн. чел. в 1942 г., в том числе в промышленности с 11,0 млн. чел. до 7,2 млн. чел. Естественно, что это обострило проблему рабочих кадров. В 1942 г. Наркомату тяжелого машиностроения не хватало 50 тыс. рабочих, Наркомату танковой промышленности 45 тыс., Наркомату вооружения 64 тыс., Наркомату авиационной промышленности -215 тыс., Наркомату боеприпасов 35 тыс., Наркомату черной металлургии 9 тыс., Наркомату цветной металлургии 8 тыс. человек.


Производство мин на московском заводе

Важнейшей оборонной и народнохозяйственной задачей было вовлечение в производство дополнительных трудовых ресурсов. Источником их могли быть только женщины, пенсионеры и подростки, более широкое вовлечение в промышленное производство жителей республик, имеющих преимущественно сельское население.
Миллионы советских женщин стали работать во всех отраслях народного хозяйства. Они не только выполняли, но и перевыполняли мужские нормы, осваивали сугубо мужские профессии, работали, заменяя мужчин, на металлургических, химических, оборонных заводах. Например, удельный вес женщин на металлургических заводах восточных районов в 1943 г. составлял 40,9%. В целом по народному хозяйству численность женщин с 1940 по 1945 гг. возросла на 20,6%, а их удельный вес с 39 до 56%, в том числе в промышленности 52%. Женщины освоили мужские специальности. Они составляли 33% машинистов паровых машин, 33% токарей, 31% сварщиков и т. д. Женщины стали главной производительной силой тыла. Особенно возросла роль женщин в сельском хозяйстве. Здесь они почти полностью заменили ушедших на фронт мужей, братьев, отцов. Достаточно отметить, что удельный вес женщин-трактористок и комбайнеров возрос в 1943 г. до 54%, в 1940 г. он составлял 8%.
Рост производства
Материально-техническое обеспечение армии, требующее непрерывного расширения военного производства и обновления военной техники, восстановление разрушенного войной хозяйства самым тесным образом были связаны с необходимостью постоянного роста основных фондов как базы расширенного воспроизводства.
Осуществление же в годы войны расширенного воспроизводства осложнялось рядом важных обстоятельств: высоким удельным весом в совокупном общественном продукте военной продукции, недостатком квалифицированных рабочих кадров, призванных в действующую армию, изъятием в результате оккупации и разрушений из экономического потенциала значительных объемов основных фондов.
В этих условиях огромное значение для экономики и обороноспособности нашей страны имели промышленные центры, созданные в предвоенные и военные годы в восточных районах РСФСР и в республиках Средней Азии. Их наличие позволило и в годы войны постоянно расширять воспроизводство и наращивать экономический потенциал государства. В то время как в капиталистических государствах, в том числе и в фашистской Германии, наблюдалось сужение воспроизводства основных фондов (например, в Германии капитальные вложения в 1943 г. снизились по сравнению с 1942 г. на 13%, а в 1944 г. уменьшились на 9%), в СССР объем капитальных вложений в годы войны неизменно увеличивался: в 1943 г. он составил 25,9 млрд. руб., в 1944 г. 35,6 млрд. руб., в 1945 г. 42,9 млрд. руб.
Выделяемые из государственного бюджета и за счет прибыли предприятий капитальные вложения направлялись на новое строительство и восстановление основных фондов народного хозяйства. Если объем основных фондов в 1942 г. по сравнению с 1940 г. составил 63%, то в 1943 г. 76%, в 1944 г. 87%, в 1945 г. - 91%.
За период 19421944 гг. на востоке страны было построено 2250 крупных промышленных предприятий, а в освобожденных районах восстановлено свыше 6 тыс. предприятий. Введено в действие 100 тыс. металлорежущих станков, 24 доменные и 128 мартеновских печей, 70 электропечей, 56 прокатных станов, 67 коксовых батарей, угольных шахт с добычей 73 млн. т угля в год, электростанций мощностью 3,4 млн. кВт.

Содержание  Назад  Вперед