Экономика Китая в Имперский период


Очевидно, что набегам кочевников в IV в. подверглись северные районы Китая, и потому следующие два века китайской истории (V и VI) прошли под знаком двух процессов: переселения этнических северных китайцев на юг и китаизации наводнивших Северный Китай кочевников. Документы и китаеведы отмечают, что к концу VI в. эти кочевники стали обычными китайцами. Этот процесс хорошо подмечен в китайской пословице: «Можно завоевать империю, сидя на коне, но нельзя управлять ею, сидя на коне». Одной из причин быстрой ассимиляции было то, что пришельцы, как правило, были по сравнению с китайцами отсталыми народами.
В конце IV в. на севере Китая была основана империя Северная Вэй во главе с Тобой Гуем, известным в истории Китая энергичным реформатором во внешней и внутренней политике. Тоба Гун вождь одного из сяньбийских племен, завоевывая одну южную провинцию за другой после утверждения своей власти на Севере, повсеместно осуществлял китаизацию администрации. Для обеспечения столицы зерном он образовал вокруг нее поселения переселенных земледельцев, которые наделялись землей за счет государства.
Миграция китайцев на юг. Особенности социально-экономического развития
На юг страны было переселено свыше миллиона самых богатых и образованных конфуцианцев. Места переселения представляли собой почти не освоенные плодородные долины, на которых новые хозяева стали выращивать рис, с тех пор ставший одной из главных культур страны, а рисовый пояс со временем стал основной житницей империи. Уже с V в. на этих территориях стали собирать по два урожая риса в год. Наряду с развитием земледелия на южных землях начинают строиться города, развиваться ремесла, торговля и товарно-денежные отношения. Это был период расцвета культуры, особенно на юге, и укрепления в Китае новой религии буддизма. Быстрый рост буддийских храмов и монастырей приводил к разрастанию особой группы земледельцев монастырских крестьян.
Надельной системе противостоял процесс роста частного земледелия так называемых сильных домов, который сопровождался разорением и закабалением крестьянства. Происходили разложение и перерождение общины. В целях налоговой выгоды крестьянские хозяйства объединялись в пятидворки и двадцатипятидворки.
Дифференциация населения вела к росту численности неполноправных слоев, которых называли «подлым людом». Социальные сдвиги выразились и в росте аристократии. Закреплялись списки знатных фамилий. На этом этапе в общественной жизни Китая усилились личностные отношения. Среди моральных ценностей важное место отводилось принципу личного долга младшего перед старшим.


17.2. Экономика Китая в Имперский период (конец VI-XIII вв.)

В конце VI в. полководец одного из северных царств Ян Цзянь, объединив под своей властью весь Северный Китай, провозгласил новую династию Суй, а затем восстановил политическое единство страны и стал правителем всего Китая.
Реформа землепользования
Этим правителем, принявшим имя Вэнь-ди, были проведены реформы, направленные прежде всего нa разрешение острых вопросов землепользования. Вэнь-ди продолжил политику своих предшественников, направленную на ослабление сильных домов. Принципом его политики было обеспечение каждого пахаря земельным наделом. В среднем каждая семья получала 120 му земли (80 на мужчину и 40 на женщину). С такого надела взимался налог около 3 центнеров зерна. Другими формами платы за надел были: трудовая повинность для мужчин, которая составляла 20 дней в году, и промысловая подать для женщин, сдавших в казну шелк или пряжу.
За время правления Вэнь-ди в связи с увеличением размеров наделов существенно возросли количество и размеры возделываемых земель. Сохранились количественные показатели земледелия этого периода. Так, впервые произведенная перепись населения выявила 1,5 млн. крестьян, не входивших ранее в списки податного населения. Наделение их землей значительно пополнило казну, хотя и не все полученные от государства земли возделывались крестьянами. Значительная часть крестьян по-прежнему обрабатывала земли чиновников и сильных домов, хотя эпоха их процветания уходила, власть предельно централизованного государства все возрастала.
Развитие производительных сил
Начатая политика усиления централизованной власти продолжалась и при преемнике Вэнь-ди Ян-ди, продолжавшим ее силовыми методами. Была выстроена новая пышная столица Лоян, в роскошные дворцы которой были переселены из разных провинций страны 10 тысяч самых знатных и богатых семей. Для снабжения их продовольствием вокруг столицы были выстроены огромные зернохранилища, а для доставки продовольствия и зерна с юга, ставшего к тому времени главной житницей страны, проведен Великий канал, соединивший Янцзы с Хуанхэ. Данные свидетельствуют, что на обслуживании этого сооружения было занято свыше 80 тысяч человек. Вообще этот канал, соединивший Лоян и Ханчжоу, был предшественником другого Великого канала, соединившего Пекин с Ханчжоу, и сыграл важную роль в развитии общественной экономики Китая. Сама же политика Ян-ди была направлена на то, чтобы, переселяя самые влиятельные семейства на новое место, тем самым оторвать их от родных мест и поставить под контроль власти.


Первый в мире колесный китайский военный корабль. XI в.

Одновременно император в целях укрепления престижа центральной власти вел несколько масштабных строек, таких например, как реконструкция Великой стены. Такие стройки требовали огромных средств и труда сотен тысяч строителей. Страна не выдержала экономического и человеческого напряжения. Разразился очередной династический кризис, приведший к власти династию Тан.
Китайские авторы называют Танский период «золотым веком китайского феодализма», увязывая это с человеческими достоинствами императоров Танской династии. Так, в Китайской энциклопедии 1987 г. отмечается, что второй император этой династии Ли Ши-минь (Тай-цзун), будучи самым великим из императоров Китая (поскольку обладал двумя положительными качествами: умением выбирать для службы хороших людей и способностью воспринимать критику), заложил фундамент процветания китайской империи. Установленные им мир и порядок в стране сделали возможным сосредоточить усилия на сфере производства. Начинается расцвет в сельском хозяйстве, развиваются ремесла и торговля. Особенно быстро при Ли Ши-мине развивались текстильное производство, красильное дело, гончарное ремесло, обработка металлов, строительство кораблей. Развивались пути сообщения, внешняя торговля. Усовершенствовалась технология металлургического производства. Но в первую очередь для изыскания средств новый император прекратил траты на дорогостоящие престижные стройки.
Изменения в землепользовании
Претерпела некоторые изменения надельная система: декретом 624 г. были отменены наделы для женщин, если в семье был мужчина; вдовы получали по 30 му. Определены были также льготы для некоторых категорий семей.
Следует помнить о том, что вся земля в Китае была государственной и наделы считались временными, предоставленными земледельцу только на период трудоспособности, затем они перераспределялись, для чего велись строгие реестры. Восстановлены были круговая порука, ответственность каждого за выплату налогов и других повинностей. Аграрная система была сложной, зависящей от конкретных условий проживания земледельцев: наделы уменьшались там, где земли было мало, а если же свободных земель было много, их получали с расчетом на трехпольный севооборот. Более того, при распределении земли учитывали престарелых и нетрудоспособных. Среди китайских земледельцев были и такие категории людей, как беглые и пришлые. Беглых не преследовали, пришлым предоставляли дом и землю беглых, но в случае возвращения беглым возвращали их землю и имущество.
Регламентация землепользования
Сложность землепользования в Китае компенсировалась жесткой его регламентацией, надзор за осуществлением которой возлагался на огромную армию хорошо обученных чиновников, назначавшихся из центра. Государственные земли либо раздавались в наследственное пользование титулованной знати, либо предоставлялись в пользование чиновникам на срок их службы. Но так как по китайским правовым нормам степень знатности уменьшалась с каждым поколением и через пять поколений сходила на нет и земли возвращались в казну чиновники обязаны были этот процесс отслеживать.
Города
Успехи землепользования, все возрастающие налоговые поступления в казну способствовали развитию и усложнению инфраструктуры: прежде всего развивались города, где процветали торговля, ремесла, строительство. Развивалось также казенное ремесло, где в основном работали в порядке трудовой повинности. В связи с ростом городов быстро развивается разделение труда. При всей своей сложности жизнь города жестко контролировалась и в принципе город по своим правам был приравнен к деревне: как и деревня, он был всего лишь податной административной единицей.


Участок укрепленной городской стены китайского города XI в.

Аппарат управления
Четкая специализация существовала также в труде чиновников, и она соответствовала административной структуре государства. Эта структура была многоступенчатой, но весьма логичной. На верху всей пирамиды был император, при котором существовал государственный совет. Исполнительная власть была представлена двумя канцлерами, левым и правым, каждый из которых ведал тремя ведомствами. Это были ведомства (типа министерств) общественных работ, налогов, военных дел, судов и тюрем, охраны общественного порядка, кадров. Для контроля за исполнительной властью существовала палата цензоров-прокуроров. Главным двигателем такой системы был институт чиновничества, бюрократический аппарат. Его эффективному функционированию в Китае всегда уделялось огромное значение. Забота об этом институте дала жизнь многим ценностям и явлениям. Так, с древних времен в Китае сложилось несколько методов подготовки и отбора чиновников, главными из которых были конфуцианские система и концепция. В основе этой концепции лежал принцип меритократии т. е. отбор по критериям мудрости, справедливости, добродетели. Конфуцизм смог утвердиться в качестве закона китайской государственности и общественной жизни благодаря тому, что в нем нашли свое выражение китайские традиции с их культом этической нормы, принципом сыновней почтительности. Выдвинув тезис о тождестве государства и семьи, различающихся только размерами, Конфуций экстраполировал на административную систему принципы семейной морали: гуманность, высокий долг, почитание мудрости старших и др.

Содержание  Назад  Вперед