Экономика Древнего Египта


Профессионализм, мастерство, личная свобода, быстрая приспосабливаемость к меняющейся обстановке послужили основой достаточно высокой экономической активности и экономической результативности еврейской диаспоры, а следовательно, и ее доходов. В свою очередь, власти стран, в которых проживали евреи, были в них заинтересованы как в специалистах и плательщиках налогов, часто повышенных, по сравнению с налогами, взимаемыми с коренного населения.
Для центральной власти еврейская диаспора была полезна и тем, что из ее среды она брала грамотных, активных управителей, чиновников. Не будучи выходцами из родовой аристократии и не имея в ней поддержки (даже, наоборот, получавшие противодействие как чужеземцы), эти чиновники не участвовали в дворцовых интригах и заговорах. Кроме того, находясь под постоянным контролем со стороны аристократии, они имели меньше возможности ошибаться, меньше позволяли себе личное роскошество и расточительство и меньше занимались казнокрадством. Не редко из среды еврейских чиновников выходили главные управители государства, министры и другие крупные чиновники, игравшие большую роль в экономике страны. Таким образом, для экономики стран, куда были переселены евреи, их диаспора оказала положительное влияние.
Помимо вклада в экономику стран, куда переселили евреев, они принесли туда новый духовный потенциал христианство.
Еще во II в. до н. э. в Палестине, как реакция на социальные и экономические невзгоды населения, возникли общины коммуны ессеев, где не было частной собственности, но был общий труд, совместное проживание и трапеза, равное распределение результатов труда и поддержка нетрудоспособных членов общины. Ессеи были иудаистами, но по своим философским воззрениям, этическим нормам и новым религиозным ритуалам они были непосредственными предшественниками христиан. Позже часть ессеев стала христианами и проповедниками христианства.
Первые христианские общины были созданы евреями в Палестине. Вынужденные разделить общие невзгоды евреи-христиане, переселенные со всеми из Палестины, создавали в новых странах свои общины и тем самым распространяли в Азии, Европе и Африке христианство, которое позже сыграло немалую роль в развитии экономики многих государств.
Земля Палестины дала миру величайшее историческое, литературное, публицистическое, религиозное произведение, книгу книг Библию, где собраны древние мифы, религиозные трактаты, образцы светской и религиозной поэзии, социальные и политические речи. Библия ценнейший источник и по истории экономики народов и государств Древнего Востока. В Библии излагается многовековая история еврейского народа и древних еврейских государств. История этих родственных государств, ведших борьбу друг с другом, показывает, каков может быть печальный конец для государств и народов, не сумевших найти общие интересы и не объединившихся в общей борьбе.

Вопросы для повторения
1. Расскажите о древних государствах Восточного Средиземноморья.
2. Охарактеризуйте особенности развития сельского хозяйства в этом регионе.
3. Сравните развитие ремесел и торговли в странах Восточного Средиземноморья.
4. Расскажите о вкладе народов Восточного Средиземноморья в формирование научных знаний.


4. Экономика Древнего Египта

Возникновение государства, развитие экономики
История древнего египетского государства интересна и поучительна тысячелетняя его история позволяет проследить экономические, социальные и политические аспекты развития народа и государства.
Пример Египта еще раз убеждает о первостепенном для государства значении экономики основы развития народа и государства. Идеология и одно из ее проявлений религия призваны обеспечивать экономическое развитие.
На протяжении тысячелетий в Египте последовательно менялись около десятка религий. В доисторический период здесь господствовал фетишизм. Люди поклонялись предметам, священным камням, деревьям. Были культы природы и люди боготворили воду, реку Нил, животных люди поклонялись священным быкам, баранам, змеям и т. д.
В период существования древних египетских царств население поклонялось многим богам, главными из которых был бог солнца Ра, затем Амон. В результате религиозной реформы в XV в. до н. э. в стране вводится культ единого бога Атона. Последующая антирелигиозная реформа возвратила вновь бога Амона, которого позже сменили боги греческо-римского пантеона. Их в свою очередь заменило христианство, а через несколько столетий мусульманство.
Менялись религии, но оставался египетский народ, государство. Незыблемыми оставались цели экономической политики государства жизнеобеспечение населения страны. Для достижения этих целей необходимо было в течение тысячелетий создавать и поддерживать ирригационные сети, искать в стране и за ее пределами полезные ископаемые (строительные материалы, медь, золото, железо), обеспечивать хозяйство рабочей силой. Ради получения полезных ископаемых и рабов египетские фараоны постоянно вели войны, которые в конечном итоге разоряли страну и неоднократно приводили к распаду единого египетского государства и даже к завоеванию его иноземцами. Таким образом, хотя войны и велись для решения экономических проблем, но они же истощали экономику страны и вели к распаду государства. Распады древнеегипетских государств послужили отправным моментом для деления египетской истории на периоды: Древнего царства (ГУ тыс. до н. э. XXII в. до н. э.), Среднего царства (XXI в. до н. э. XVIII в. до н. э.), Нового царства (XVI в. до н. э. XI в. до н. э.).
Древнейшее на планете египетское государство возникло в конце IV тыс. до н. э. в долине реки Нил. Территория, на которой создавалась египетская цивилизация, представляла собой узкую полосу земли вдоль реки, зажатую между пустынями Северной и Восточной Африки. Нил обеспечил существование людей в этой части планеты со времен древнекаменного периода. Воды Белого Нила, берущего начало в Экваториальной Африке, проходя через территории, богатые растительностью, несут с собой большое количество растительного ила. Воды Голубого Нила несут минеральный ил. Объединившись в единую реку, они ежегодно разливаются на севере страны, орошая и удобряя ее землю, создавая благоприятные условия для сельского хозяйства.
В древности климат Северной Африки был более влажным. Животный мир прилегающих к Нильской долине степей был также значительно богаче. Все это создавало благоприятные условия для зарождения здесь скотоводства, а затем и земледелия на основе одомашнивания животных и растений.
Жившее в этой стране население сложилось на основе смешения семитских, берберийских и других племен Северной и Восточной Африки. Их язык относился к семито-хамитской семье языков. Древнейшее население жило общинами во главе со старейшинами. Необходимость ведения орошаемого земледелия так же, как и в Месопотамии, заставляла общины объединяться для создания ирригационных сетей. Строительство каналов и дамб велось не только свободными общинниками, но и захваченными в плен рабами. Из родовой знати стали выделяться местные властители, происходят расслоение общины, создание маленьких государств, которые к середине FV тыс. до н. э. объединились в государства: Нижний Египет на севере и Верхний Египет на юге. В результате длительной борьбы между ними примерно в 3000 гг. до н. э. они объединились в единое государство. Территория государства делилась на области (номы), руководимые наместниками фараона номархами.
Земля принадлежала фараону, который жаловал их чиновникам, военачальникам, жрецам. Ирригационная система состояла из каналов, шлюзов, дамб, окружавших поля, и шадуфов, подъемных сооружений, подобных колодцам «журавлям», с помощью которых воду поднимали на поля, расположенные выше водного уровня. Государственные чиновники были ответственны за развитие и содержание ирригационной системы, наблюдали за подъемом воды в Ниле. Государство проводило большие строительные работы по созданию каналов и водохранилищ. Уже в период Среднего царства была создана система регулирования движения воды из Нила в водохранилища, которая позволила создать большой Фаюмский оазис, где был постоен город Кахун.
Сельское хозяйство и промышленность
Недостаток пахотных земель стал причиной ограниченного разведения скота, который приходилось выращивать в стойловых условиях. Уже в период Древнего царства египтяне стали выводить племенной скот. Большое значение имело птицеводство, особенно разведение уток и гусей.
Основной отраслью сельского хозяйства было земледелие. Выращивали главным образом ячмень, овощи, лен. Орудия труда в сельском хозяйстве Египта долго оставались примитивными. В основном это были мотыга, плуг, серп с кремневыми резцами, замененный позднее на металлический. Низкий уровень орудий труда объясняется дешевизной рабочей силы.
Еще в доисторическую эпоху население страны умело использовать различные материалы для изготовления предметов быта, орудий труда и оружия. В стране были огромные запасы различного камня. Его рано научились обрабатывать, полировать. Из камня делали ножи, топоры, тесла, наконечники стрел, резцы для серпов. Камень был строительным материалом. Из тяжелых каменных блоков и плит, хорошо обработанных и подогнанных друг к другу, сооружали огромные храмы, пирамиды, здания. Вплоть до исторической эпохи использовались бумеранги, изготовляемые из дерева. Из раковин делались рыболовные крючки.

Содержание  Назад  Вперед