Экономическая политика Петра I


Экономическая политика Петра I
Столь грандиозные реформы и длительные войны с Турцией, Швецией, Персией требовали огромных средств. Так, к примеру, если в начале XVIII в. из общих расходов государства на армию и флот направлялось 38,5% (964 тыс. руб.) всех средств, то в 1710 г. они составили уже 80% (3 млн. руб.) общей суммы расходов государства. Требовалась гигантская мобилизация усилий ума и труда для изыскания необходимых источников доходов. В 1704 г. был даже сформирован штат «прибыльщиков». В их задачу входило изыскание новых источников государственных доходов. Велся также широкий поиск наиболее эффективных реформ. Активный сторонник петровских преобразований и меркантилизма русский экономист и публицист И.Т. Посошков в «Книге о скудости и богатстве» (1724) изложил пути развития российской промышленности и торговли, подчеркнул роль в процветании России исследования ее богатейших месторождений полезных ископаемых, правда, при сохранении «законности» крепостного права.
В ряду важнейших хозяйственных реформ великого преобразователя не последнее место занимала собственно экономическая политика государства. Многочисленными указами Петр I мобилизовал усилия в разных сферах хозяйственной жизни огромной страны. Так, стимулированием геологических изысканий становилась значительная награда. Указ «Горная свобода» декретировал право первооткрывателя эксплуатировать недра, гарантируя владельцу земли лишь незначительную компенсацию. Государство передавало также казенные предприятия наиболее умелым, честным и богатым предпринимателям. В их распоряжение поступали ссуды на довольно льготных условиях, богатые полезными ископаемыми и лесами земли, подневольная рабочая сила. Указом 1721 г. разрешалось покупать к заводам деревни и продавать заводы также с людьми. Эта категория работников получила название посессионных.
Россия, богатая и славившаяся всегда отечественными умельцами, не пренебрегала зарубежным опытом. Широко известна практиковавшаяся Петром I подготовка собственных национальных кадров за границей. Для передачи опыта и знаний получали приглашения в Россию и иностранные специалисты.
Широкая поддержка оказывалась отечественному купечеству. Покровительственный таможенный тариф (1724) отражал политику меркантилизма и протекционизма, поощрял экспорт отечественных товаров и ограничивал импорт иностранных товаров, которые могли составить конкуренцию российским изделиям.
Налоги
И все же главным источником покрытия колоссальных расходов государства оставались налоги. При Петре I они достигли невиданных размеров. Их общее число было доведено до 3040. Это прямые, косвенные обыкновенные и чрезвычайные. Мукомольный и трубный, с мостов и переправ, с судов и лавок, банный и обрядовый, был даже налог на бороды и пр. Косвенные налоги обеспечивали до 40% доходной части казны. Наряду с косвенными сборами широко практиковались и прямые налоги: рекрутский, драгунский, корабельный и др. В качестве одного из источников пополнения бюджета было монопольное право на чеканку монеты даже с меньшим общим весом содержащегося в ней серебра.
Крупные вливания в государственный бюджет дала замена подворного подушным обложением податного населения, чрезвычайно усилившая крепостничество. От податей освобождалось дворянство и духовенство. Перепись населения в 1719 1724 гг. выявила почти 5,5 млн. ревизских душ мужского пола помещичьих крестьян и посадских людей (купцов, ремесленников). Впервые налогоплательщиками также стали дворовые (холопы), свободные (гулящие люди), государственные крестьяне. Выросшие почти вчетверо государственные доходы наполовину были обязаны сбору именно подушной подати.
Денежная реформа
Рост товарного производства, развитие промышленности и торговли потребовали совершенствования денежной системы. В 17001704 гг. была проведена реформа монетного дела. Предусматривалась чеканка золотой, серебряной и медной монет. В основу реформы был положен десятичный принцип: рубль, гривенник, копейка. Главными денежными единицами стали медная копейка для мелкой торговли, серебряный рубль для более крупных торговых сделок. При этом российский рубль для облегчения внешнеторговых операций был по весу приравнен к денежной единице ряда европейских стран талеру. Чеканка монет стала монополией государства. На вывоз за границу золота и серебра Петром I был наложен запрет. Проведение этой реформы обеспечило России наиболее совершенную денежную систему, почти на сто лет опередившую западноевропейскую.





Рубли 1707 и 1721 гг.

Все эти и другие направления социально-экономической политики Петра I при своей реализации дали определенный хозяйственный эффект не только в первой четверти, но, и в значительной степени, и первой половине XVIII в.


21.2. Экономика России в послепетровский период

Время дворцовых переворотов (вторая четверть XVIII в.)
Безвременная кончина Петра I, не оставившего наследникапродолжателя великих преобразований, в определенной степени затормозила социально-экономическое развитие страны. Преемниками Петра I стала череда его малосведущих в управлении огромной страной родственников. Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна и др. Большинство из них приходило к власти через бесконечные интриги и дворцовые перевороты. Они мало заботились о процветании России, вели расточительный для государственного бюджета образ жизни, непродуманную внутреннюю и внешнюю политику. В конечном итоге это ужесточало крепостничество, разоряло трудящихся. Разгул фаворитизма ослаблял экономику страны. Они не только отказались от политики покровительства российской промышленности и торговле, но зачастую просто препятствовали их развитию. Так, фабриканты-недворяне в основном лишились права приобретения душ. Таможенный тариф 1731 г. заменил протекционистский характер предыдущего тарифа (1724), значительно смягчив условия импорта иностранных изделий и пр. Росли привилегии и права дворянства. Усиливалась их власть над зависимым крестьянством. Служба дворянина стала не пожизненной, а 25-летней и пр. Это было время иностранного засилья и пренебрежения к интересам россиян. К примеру, смета расходов двора Анны Иоанновны отводила на содержание царского двора 260 тыс. руб., конюшни ее фаворита Бирона 100 тыс., на мелкие личные нужды императрицы более 42,5 тыс., а на две Академии чуть больше 47 тыс., на народное образование всего 4,5 тыс. руб.
Дочь Петра I императрица Елизавета Петровна, хотя и стремилась продолжить экономическую политику отца, делала это не всегда последовательно и результативно.
Промышленная политика и развитие мануфактуры
Начиная с первой четверти XVIII в., основным направлением отечественного экономического развития стала промышленность как главный источник богатства страны. Именно здесь при Петре I произошли наиболее значительные изменения. И хотя по-прежнему удовлетворение основных потребностей в изделиях массового спроса осуществлялось через городское и сельское ремесло, а также домашние промыслы, все большую роль стало играть мелкое товарное производство. Его крупнейшие центры сложились в текстильной (Московская, Владимирская, Костромская губернии), металлургической (Новгородское наместничество, Тульско-Серпуховский, Нижегородский, Ярославский и другие районы) промышленности, в обработке металлов (Москва, Новгород, Псков), в кожевенной (Ярославль, Казань, Кострома, Чебоксары), деревообрабатывающей, кирпичной, мукомольной и других отраслях. Постепенно этот тип производства стал перерастать в кооперацию либо в мануфактуру. Учрежденные Петром I (1722) цехи в отличие от европейских не сыграли решающей роли в развитии российского мануфактурного производства. Они не сумели оградить от конкуренции, не регламентировали производство и сбыт. Многие ремесленники вообще трудились вне цехов.
И все же наиболее важным итогом преобразований Петра I стало создание за короткий период многочисленных мануфактур. Их природа была своеобразна и порою противоречива отражая характер применяемого труда. Прежде всего, отсутствие в России пока еще значительных капиталов обусловило строительство мануфактур на казенный счет. Поэтому эти предприятия обслуживали в основном государственные и прежде всего военные нужды. Поражает их количественный рост. Если в конце XVII в. мануфактур в России было не более 20, то к 1725 г. их число превысило 200. Из них, 69 в черной и цветной металлургии, 18 лесопильных, 17 пороховых, 15 суконных, среди других кожевенные, стекольные, писчебумажные и др.
На этом этапе государство сыграло решающую роль в формировании отечественной промышленности. Так, Петр I поддерживал и поощрял особый Рудный приказ (1700), а с 1719 г. горной и металлургической промышленностью стала ведать Берг-коллегия. Государство не только строило многие заводы, но и помогало предпринимателям материалами, деньгами, рабочей силой. Правительство Петра I в целях привлечения к промышленному предпринимательству и строительству отечественного флота наиболее богатых купцов, вельмож и землевладельцев создавало компании. В их распоряжение направлялись ссуды и предоставлялись всевозможные льготы. Позднее казенные мануфактуры зачастую безвозмездно поступали в руки авторитетных и опытных предпринимателей, особенно из среды купцов, реже дворян или крестьян. Уже к 1725 г. более половины (57%) от общего числа мануфактур перешло к частным владельцам.

Содержание раздела