Для сбора податей назначались специальные наместники и приказчики.


Период Древнего царства отмечен небывалым усилением власти фараонов, общинной знати (номархов), высших государственных чиновников. Именно тогда сформировалось особое сословие жрецов, выступавших в роли посредников между богами и народом. Поскольку вся жизнь жрецов подчинялась служению богам, они жили при храмах, вокруг которых стали создаваться огромные хозяйства, почти ни в чем не уступавшие царским. Все население должно было приносить богам дары, которыми пользовались жрецы (они как бы кормились вместе с богами).

Находясь на службе у богов, жрецы должны были уметь гадать, предсказывать будущее, разъяснять явления природы— для этого следовало долго учиться. Жрецы не занимались физическим трудом, а выполняли многочисленные религиозные обряды, не забывая при этом о пополнении своих материальных богатств. Некоторые из жрецов со временем становились управляющими в многочисленных храмовых хозяйствах.
В царских, храмовых и частных хозяйствах наряду с рабами должны были трудиться и крестьяне-общинники, особенно в неурожайные годы. Вэтот период для общинников открывали зернохранилища, а за это они должны были добровольно отрабатывать долги на царских полях или на полях бога— храмовых полях. Постепенно многие из крестьян попадали в долговое рабство, а общинная земля становилась собственностью рабовладельцев.

Фараоны, будучи верховными собственниками земли, осуществляли контроль за храмовыми и частными хозяйствами и также могли силой забрать общинные земли.
Для содержания царского двора крестьяне должны были не только выполнять определенные работы, но и отдавать различные продукты и предметы обихода (подать). Для сбора податей назначались специальные наместники и приказчики. При них состояло большое количество писцов, которые вели подробный отчет о доходах и расходах. Своих многочисленных слуг и чиновников царь награждал одеждой, посудой, украшениями с царских складов.

Чиновники считались людьми царя, т.е. находились под его опекой (сам же царь был под опекой богов). Всякий низший по положению должен был подчиниться высшему или приписаться к какому-нибудь хозяину или владыке, что формировало определенную вассальную структуру общества. Иногда знатные владыки объявляли о своем неподчинении царю.

Сними царская власть расправлялась сурово, так как это неподчинение грозило разрушить единое государство.
Для укрепления своей власти цари щедро раздавали земельные угодья крупным военачальникам и чиновникам. Эти земли обрабатывались рабочими отрядами, которые использовали скот, сельскохозяйственные орудия и семена, принадлежавшие землевладельцу. По законам вельможам принадлежал и весь урожай, выращенный на полях и собранный в специальных складах. На таких же складах хранились изделия ремесленников, работавших в палатах мастеров.

Все это богатство шло на удовлетворение потребностей знати, а земледельцам и ремесленникам выдавались только продукты питания, одежда, домашняя утварь.
Постепенно фараоны стали уступать право на кормление (самостоятельный сбор налогов среди подвластного населения) представителям старой общинной знати (номархам) и новым землевладельцам, которые, в свою очередь, не спешили делиться с верховной властью доходами, оставляя в своих руках все большую часть собранных налогов. А это неизбежно приводило к тому, что они все меньше зависели от фараонов.
Конец Древнего царства ознаменовался значительным усилением власти номархов и богатых вельмож, которые к этому времени сумели захватить новые земельные угодья, включая храмовые. Многие номархи добивались от верховной власти специальных грамот, освобождавших их от государственных налогов и повинностей.
В стране стали нарастать сепаратистские тенденции, отдельные номы перестали подчиняться центральной власти и около 2250года дон.э. единое государство распалось. В результате этого хозяйственная жизнь Египта пришла в упадок, разрушилась единая ирригационная система, создававшаяся многими поколениями людей. На пахотные земли стала наступать пустыня. И лишь через 200лет египетская экономика возродилась.



Начался период Среднего царства (около 2050–около 1750года дон.э.), когда страной управляли фараоны XI–ХII династий.
Были восстановлены каналы и система водохранилищ. Оживилось ремесленное производство. Высокого уровня достигло мастерство ткачей, ювелиров, кузнецов. Однако основной отраслью по-прежнему оставалось сельское хозяйство, где происходили изменения в орудиях труда, улучшались породы скота.

Стала развиваться торговля, одним из условий которой была специализация производства внутри страны: юг Египта поставлял скот, а север — зерно, фрукты, виноград и пр. Появились крупные поселения— города, в которых селились ремесленники, торговцы, строились дворцы для знати.
В эту эпоху Египет начал осуществлять военную и торговую экспансию на соседние территории— Ливию, Нубию, Синай. Из завоеванных стран Ближнего Востока, с Кипра, из Малой Азии купцы везли и готовые изделия, и сырье: шерсть, кожу, слоновую кость, древесину кедра и сосны, драгоценные металлы, медь, олово, свинец и многое другое. Увеличился поток рабов, которых фараоны не только использовали в своих хозяйствах, но и дарили приближенным.
В документах того времени можно найти записи о количестве рабов, числившихся среди имущества вельможи или фараона наравне со скотом. Так, фараон СенусертIII подарил своему телохранителю 60голов, а потом еще100. Рабы, как правило, жили при доме и входили в штат слуг, выполнявших различные работы. При переписи населения частновладельческие рабы в число жителей страны не попадали.

В этот период сформировался рынок рабов, на котором продавались не только бывшие военнопленные, но и люди, попавшие в долговое рабство.
Особую категорию зависимого населения составляли массы обедневших горожан и общинников, так называемые царские хему. Несмотря на то что у них имелось хозяйство и семья, хему должны были выполнять самые различные повинности в пользу фараона, получая за это лишь продовольствие и одежду. Следует отметить, что хему не только выполняли сельскохозяйственные работы, но и использовались в качестве слуг, брадобреев, танцоров, певцов, музыкантов и пр.

Ежегодно проводился смотр детей хему, чтобы определить их будущие профессии.
Объем работ, выполняемых хему, имел огромное значение для экономики Египта. Было создано специальное ведомство поставщика людей для учета людских ресурсов и распределения среди них государственных повинностей. Сохранились записи об организации людей в пятерки и десятки во главе с руководителями работ.

Контроль за хему осуществляли специальные чиновники (счетчики людей). За уклонение от работ хему могли попасть в тюрьму.
Усиление государственного гнета вызывало протест среди зависимого и свободного населения, что приводило к народным восстаниям, грабежам, уничтожению долговых документов. Историки считают, что в середине XVIIIвека до н.э. множество пирамид фараонов было разграблено.
В результате внутренней нестабильности Египет стал утрачивать позиции во внешнем мире и терять свои колонии. В этот период участились набеги кочевников-гиксосов, которые в конце концов захватили Египет и установили свое господство на полтора столетия (около 1710–1580годы до н.э.). Несмотря на более низкий уровень их развития, гиксосы тем не менее привнесли в хозяйство Египта много нового.

К примеру, гиксосы пользовались в своих набегах колесницами, запряженными лошадьми, тогда как египтяне в ту эпоху еще не знали ни колеса, ни лошадей.
Во второй половине XVIвека до н.э. началась эпоха Нового царства (около 1560–1085годы до н.э.). К этому времени Египет освободился от владычества гиксосов, и его экономика вновь достигла былого могущества: восстанавливались ирригационные сооружения (особенно в восточной части дельты Нила), расширялось царское хозяйство, успешно развивались торговля и ремесленное производство. Большое распространение получила бронза, из которой делали не только орудия труда, оружие, но и домашнюю утварь.
Египет вел бесчисленные войны, захватывая территории и военнопленных, пополнявших ряды рабов. В этот период особенно усилилась роль храмов. Жрецы превратились в крупнейших земельных собственников.

Примерно 20% населения и 30% земельных угодий принадлежало храмам. Их земли обрабатывались общинниками в порядке трудовой повинности.
Следует отметить такую специфическую особенность Древнего Египта, как многообразие форм хозяйственной жизни. Несмотря на огромные размеры государственной собственности, большой удельный вес имела и общинная собственность. Рабство не стало господствующей формой хозяйствования и зачастую носило патриархальный характер, так как многие рабы имели свое хозяйство, дом, семью и даже собственных рабов.

Долговые рабы сохраняли возможность расплатиться с долгами и стать свободными людьми.
Помимо рабства в Египте получили распространение арендные отношения, причем условия аренды были различными. Если арендатор использовал свой скот, семена и орудия труда, то он отдавал земельному собственнику от 1/4 до 1/3 урожая. Если же он пользовался орудиями труда и тягловым скотом хозяина, арендная плата повышалась до 5/6 урожая.



Содержание раздела