Баварская и Саксонская «Правды»


Заключительным этапом превращения родоплеменной общины в соседскую, территориальную, определившим неизбежность установления нового, феодального строя, было возникновение аллода. Это означало, что пахотная земля, бывшая ранее собственностью общинымарки, стала наследственным, хотя и не безусловным владением отдельных семей, которую они могли свободно отчуждать путем купли-продажи и другими способами.
Примером послужила не только римская частная собственность на землю, но и прежде всего собственный германский опыт. Так, в тесных долинах Бергского округа, на узких возвышенностях между болотами в Вестфалии, в большинстве альпийских долин рельеф местности изначально обусловил практику передачи земель в наследственное пользование. С возникновением права передачи усадьбы третьим лицам и в других районах Германии разворачивается борьба за превращение пахотных земель в свободно отчуждаемую индивидуально-семейную собственность, что выразилось в отказе от переделов пахотных земель.
Баварская и Саксонская «Правды»
О подобном развитии процесса, происходящего в разных германских землях с разной скоростью, свидетельствуют многочисленные германские «Правды» записи обычного права германских племен, составленные между V и IX вв., а также исследования ученых, в том числе работы Ф. Энгельса «Марка», «К истории древних германцев», «Франкский период»*.
* См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.

В частности, в одном из ценнейших памятников VI VIII вв. в «Баварской Правде» еще просматриваются кровнородственные связи, особая система родства и другие институты родового строя. В случае, если бавар не имел родни, виру (вергельд) получал герцог или патрон, т. е. тот, кому убитый коммендировался (вручал себя) при жизни. В системе штрафов и пеней наряду с уплатой в пользу родственников большую роль играл взнос в пользу фиска. И главное у баваров, имевших малые семьи, глава был свободным общинником, членом мар-кового союза и собственником аллода.
Аллод свободного бавара как доля в общине-марке уже являлся товаром: земля могла покупаться и дарится. Запрещалось лишь принуждение к продаже и дарению, но этот запрет оставался только на бумаге. Доказать принуждение к дарению или продаже было весьма непросто.
Баварское общество достигло значительной дифференциации. Наряду с весьма зажиточными общинниками, владевшими десятками рабов и приближавшимися по своему статусу к мелким вотчинникам, здесь имелись бедняки и «худшие люди». Свободные бавары утрачивали свободу в результате насильственных похищений с целью продажи в рабство, а такие на основе закладничества личности должника, когда он не мог выплатить высокие виры и штрафы.
Расположенная на юге Германии Бавария уже в VI в. признала верховенство Меровингов. Правда, политически власть Меровингов была в значительной степени номинальной, но баварская знать быстро оценила выгоды христианства как идеологической системы складывавшегося феодального общества. К началу VIII в. христианство окончательно утвердилось по всей территории Баварии. При Карле Великом процесс закрепощения крестьян Баварии ускорился. Продажа, дарение, дробление крестьянского наделагуфы, королевские пожалования земель светским и духовным феодалам на основе бенефициев, ставших впоследствии (XI в.) наследственными ленами, неизбежно вели к возникновению крупной земельной собственности и утверждению экономической и личной зависимости вчерашних свободных общинников от светских и духовных феодалов.
Система эксплуатации крестьянства, обозначенная в главах «Баварской Правды», показывает, что не существовало резкого различия между феодальными отношениями Баварии и западных областей Франкского государства. Церковь могла превратить общинника в крепостного (серва) за повторное нарушение запрета работать в воскресенье. Повинности крестьян состояли из барщины (полевой, садовой, транспортной и т. п., кладки известковых печей, постройки господских дворов, хлевов, амбаров, сеновалов и т.д.). Крестьяне платили натуральные оброки зерном, льном, медом, курами, яйцами и т.д. Крестьянин вносил особый побор за право пасти скот на общинном лугу. Барщина на церковной земле составляла три дня в неделю, т.е. 50% рабочей недели. Кроме того, в 779 г. во Франкском государстве была введена «большая десятина» налог (подать) в пользу церкви в размере 1/10 урожая.


После 32-летней войны Карл Великий в 804 г. одержал победу над саксонцами. «Саксонская Правда», записанная на рубеже IX в., но отражающая и более ранние черты саксонского общества, также свидетельствует, что прежнее имущественное равенство давно уже перестало существовать, хотя процесс дифференциации протекал здесь медленнее, чем в Баварии. Документ сообщает о наличии знати (нобили или зделинги), свободных (фрилинги) и полусвободных (лацци или литы). В VIII в. часть фрилингов вступила под патронат знати; участились факты дарения имущества нобилям. Литы находились в зависимости от господина и могли добиться свободы за выкуп. Вместе с тем литы еще не полностью утратили свободу, они правоспособны и дееспособны и даже могли владеть рабами. Таким образом, феодальные отношения у саксов находились еще в зачаточном состоянии, но развитие социальной дифференциации и увеличение числа дарений, чаще, видимо, вынужденных, свидетельствуют о появлении аллода.
В непокорной Саксонии огнем и кровью внедрялось христианство. Карл Великий произвел массовые высылки саксов в глубь Галлии и полностью выселил нордальбингов. Саксонская знать была уравнена в правах и положении с франкскими феодалами. Впрочем, сепаратизм саксонских феодалов упорно держался в течение столетий. Насильно крещенные саксы стали объектом феодальной эксплуатации со стороны государства, своих и франкских феодальных сеньоров.
«Страна тевтонов»
В 843 г. сыновья Людовика Благочестивого на основе Верденского договора поделили земли Священной Римской империи, созданной в 800 г. их дедом Карлом Великим. Земли за Рейном, частично по Рейну и его правым притокам, Баварию получил Людовик Немецкий. Это Восточнофранкское государство и стало называться «страной тевтонов». В 962 г. Отгон I из саксонской династии восстановил Римскую империю. Впоследствии это событие стали называть «Восстановлением Священной Римской империи». С тех пор государь немецкий будет одновременно и государем итальянским, нередко отдавая непосредственно немецкие дела на откуп светским князьям и королям и на основе инвеституры (ограниченной в 1122 г. светской инвеститурой), т.е. наделением избранного духовного лица землей, духовным князьям. Стремление немецких королей (императоров) к мировому господству в сочетании с выборностью их курфюрстами (духовными и светскими князьями-избирателями), подтвержденной впоследствии Золотой буллой (1356), на столетия закрепило раздробленность и многовластие в Германии. Если отсутствие немецкого государства до поры сдерживало процесс феодализации, а возникновение ускорило его, то последующая политическая раздробленность определила различия в положении крестьянства Западной и Восточной Германии, прикрывала ужесточение крепостничества.
Положение крестьянства
IX в. был периодом интенсивного закрепощения земледельцев общинников южных районов Германии. В это время к востоку от Рейна сохранялось еще сравнительно большое число свободных собственников своей земли, хотя полностью свободных сел оставалось немного. В XXI вв. зажиточные земледельцы, способные служить в конном войске, пополняют ряды рыцарства. Разница между этими «неблагородными» и «благородными» рыцарями исчезает в XIII в. Обедневшие земледельцы попадали в поземельную и личную зависимость, становясь крепостными хериге. Существовали и настоящие холопы (лейбайгсне), которые находились в полной власти феодала и входили в состав его дворни. Наконец, в XI в. появилось обобщенное понятие «крестьянин» Bauer, означавшее, что грань между невоюющими земледельцами и не работающими на земле воинами в целом определилась. Свободных крестьян становилось все меньше.
Экономическая раздробленность страны определила различия в положении крестьянства Западной и Восточной Германии.
Обычные повинности крестьян как на западе, так и на востоке страны оброки, т.е. рента продуктами. Крестьяне отдавали во двор господина крупный и мелкий скот, птицу, дичь, сало, сыр, молоко, зерно, рыбу, солод, пиво, овощи, мед, воск, дрова, лен, нередко ремесленные изделия шпоры, бочки, косы, топоры и секиры, мебель, подковы, обувь, шубы и т.д. Другой повинностью была барщина, весьма разнообразная полевая (урочная или повременная), работа на барских землях, рубка и валка леса, корчевание, выжигание угля, пережог извести, перевозочные и подводные повинности, строительные работы, обслуживание господского двора от приготовления пищи, уборки помещений до обязанности кормить грудью детей феодала.
Чрезвычайно тяжкой повинностью являлась десятина, которую нередко собирали не только духовные, но и светские феодалы. Наряду с этим взимался смертный побор передача господину части имущества умершего крестьянина (обычно скота). Этот побор, именуемый третиной, нередко распространялся и на «свободных» крестьян. В северо-западной Германии крепостные крестьяне платили не применявшуюся на востоке поголовную подать и смертный побор не только скотом, но и одеждой. В южных и юго-западных районах барщина лишь редко заменялась денежной рентой.

Содержание раздела