История мировой экономики


История человечества это история экономики. Войны, составляющие лишь часть истории и поглотившие время людей, являются следствием развития экономики, защиты экономических интересов народов и государств. Поэтому историческое наследие народов заключается не в том, сколько они провели войн, завоевали чужих территорий, а в том, что внесли они в цивилизацию, что построили, создали, изобрели.
Истинные исторические герои люди, внесшие вклад в развитие ремесел, науки, экономики в государстве, но не военачальники, завоеватели, ибо первые это созидатели, помогающие людям жить, творить, вторые же разрушители, уничтожающие людей и созданные ими материальные и культурные ценности. Эту истину познали уже в древние времена. Именно поэтому древние греки считали величайшим героем Прометея, давшего людям ценой своей жизни огонь знаний. Именно поэтому во все времена о величии народа, о его вкладе в цивилизацию судили и судят не потому, сколько он выдвинул из своей среды завоевателей, известных военачальников, а сколько дал миру великих изобретателей, архитекторов, музыкантов, художников, писателей, то есть творцов, каков вклад этого народа в экономическое развитие планеты.
Да и знаменитые военачальники не могли появиться в стране, где не было сильной армии. В свою очередь сильная армия может быть лишь в государстве, которое имеет достаточно мощный экономический потенциал, позволяющий обеспечить армию необходимым вооружением. Особенно верна эта аксиома в современном мире, где армия без экономического потенциала государства ноль и годна лишь для парадов, ибо современная война это не борьба армий и военных интеллектов, а противостояние экономических потенциалов и научных интеллектов государств.
При сравнении характеристик народов и государств чашу весов перевешивает та, на которой находятся материальное благосостояние и культурный уровень народа и государства. Так было всегда. И сейчас свидетельством величия государства, народа является не огромная армия, а число лауреатов Нобелевской и других международных премий, полученных представителями этого государства, народа. Любой образованный человек на планете знает автора периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева, композитора П.И. Чайковского, писателя Л.Н. Толстого. И в мировую историю Петр I вошел не как воин, а как реформатор, организатор экономического и культурного развития России. В истории человечества государства и народы оставляют память о себе именно такими людьми.
Экономика государства в известной мере связана с экономическим мышлением, менталитетом жителей этого государства. Общество, в менталитете которого преобладают лишь потребление ресурсов, разрушение окружающей среды, обеспечение главным образом военных целей и потребностей в ущерб гражданским такое общество не имеет перспектив развития и рано или поздно уходит с арены истории.
С тех пор как на планете, образовались государства, существуют армии. Эти армии создавались как для обороны, но чаще всего для захвата чужих земель. Экономика всех государств несла на себе нагрузку содержания армий и производства вооружения. Это вынуждало людей либо увеличивать добычу полезных ископаемых и развивать промышленность внутри страны, либо закупать вооружение у других государств. Милитаризация всегда вела к непроизводительным расходам, отвлекая на вооружение материальные и финансовые ресурсы. Оглядываясь назад, с высоты прошедших тысячелетий можно увидеть, что все это было напрасно. Все эти затраты не дали результатов, ибо империи, созданные силой оружия, за счет благосостояния и жизни миллионов людей, рано или поздно распадались.
Изучая историю экономики, мы изучаем историю человеческого труда. Поэтому в учебнике авторы не ставили перед собой цель освещать идеологические, религиозные коллизии, которые имели место на протяжении тысячелетий, так как, в конечном счете, это не главное в развитии человечества.
За многотысячелетнюю историю человечества на планете существовало множество идеологий и религий. Все они преходящи, не вечны и не раз сменяли друг друга, не изменяя жизнь людей. Вечен лишь труд, экономика и только они меняли жизнь людей на планете. Первичны труд и экономика. Идеологии и религии являются лишь их отражением.
Религии возникли на материальной базе. Каждое племя имело своих богов, у которых люди просили помощи в охоте, труде и защиты от стихийных бедствий и врагов. Экономические процессы постоянно влияли на развитие идеологий и религий. Одновременно с этим для решения экономических проблем постоянно использовались идеологии и религии. Идеологическая, религиозная борьба, как правило, отражала борьбу экономическую. Яркий пример тому борьба египетских жрецов с фараонами-реформаторами, покушавшимися на богатства храмов, борьба европейских феодалов с арабами за Средиземноморье под видом борьбы за гроб господень, захват на всех континентах колонизаторами земель коренных народов под видом приобщения их к христианству. Борьба религиозных концессий чаще всего отражает столкновение экономических интересов различных слоев населения, различных наций и государств. Борьба идет даже при том, что концессии признают единого бога для всех людей. Но для обоснования такой борьбы люди придумали различные религиозные догматы и ритуалы.
Экономика это результат трудовой деятельности людей. В течение тысячелетий экономика на нашей планете развивалась поступательно. Стартовые условия у всех народов были примерно одинаковые. Однако темпы развития экономики у народов были разными. Темпы развития экономики разных народов зависят от экономической результативности ведения ими хозяйства. В свою очередь экономическая результативность зависит от экономической активности каждого народа, его природного ума, трудолюбия, самодисциплины.
На развитие экономики в разных странах оказывали влияние объективные и субъективные факторы. Объективные факторы это природная среда, соседство с другими народами. Субъективные факторы включают экономическую активность народа, его обычаи, социальное положение большинства членов общества. Ни один из факторов в отдельности не является решающим, но при благоприятном или неблагоприятном сочетании они определяли темпы развития разных народов и государств.
Природные условия, в которых проживает народ, важны, но не давлеющи. История знает примеры, когда при одинаковых природных условиях результаты экономического развития народов разные, так как у них различная экономическая активность. Она выражается в трудолюбии людей, в высокой доле населения занятого производительным трудом, в стремлении людей к знаниям, творчеству, изобретательству. Чем выше доля таких людей в стране, тем выше темпы ее экономического развития. И, наоборот, чем больше людей в стране не связано с производством совокупного общественного продукта, а это чиновники, военные, деятели идеологической сферы (духовенство, идеологические работники), тем ниже экономические результаты в стране. История свидетельствует, что государства, созданные силой оружия, где слишком большая часть населения была ориентирована не на созидательную деятельность, а на службу в армии, в аппарате управления, в идеологической и церковной сфере, рано или поздно истощали свои экономические возможности и распадались.
Большую роль в экономическом развитии страны играет социальный фактор, социальное положение населения. Труд подневольного человека малопроизводителен. Чем раньше народ освобождался от рабства, крепостной зависимости, тем быстрее шло экономическое развитие страны. Это связано с тем, что наиболее экономически активны свободные люди. Они имеют возможность самостоятельно принимать решения, а поэтому они более предприимчивы, изобретательны, надеются на свои силы. В свою очередь это дает значительно большую экономическую результативность. Как правило, все эти качества были и есть у городских жителей, вольных, лично не подвластных рабовладельцам, феодалам. Они могли надеяться только на себя, свой труд и ум (иначе бы они не выжили).
В отличие от них другие слои населения не обладали такой свободой. Поэтому, рассматривая влияние социального фактора на экономическое развитие стран, следует обратить внимание на роль сословий в этом процессе. Принадлежность людей к различным сословиям в значительной степени отражает их экономическую активность и вклад в развитие экономики государства.
Разделение людей на сословия началось еще в глубокой древности. Это обусловливалось процессом разделения труда и принадлежностью людей к определенному виду деятельности. В некоторых странах уже в древние времени были сделаны попытки регламентации распределения людей по социальным группам (кастам).
В дальнейшем в ходе тысячелетней эволюции во всех странах образовались четыре основных сословия: крестьянство, мещанство (ремесленники и торговцы), дворянство (служба правителю), духовенство (священнослужители).
Производительной силой государства являлись представители двух сословий крестьянства и мещанства. Их трудом создавались материальные ценности, совокупный общественный продукт, национальный доход.
Крестьяне составляли подавляющую часть населения всех стран. Они были главной производительной силой вплоть до XIX в. Вольные по происхождению землепашцы-общинники в течение сотен лет по мере развития феодального государства постепенно закабалялись сначала силой отдельных феодалов, а затем на основании государственных законодательных актов. От их труда зависело экономическое благополучие других сословий, в первую очередь дворянства и духовенства.

Содержание    Вперед