Уменьшение страданий и увеличение счастья - вот цели либерализма.


Он не обещает ничего, что превышает возможности общества и не может быть сделано без помощи общества. Либерализм стремится дать людям лишь одно - мирное, спокойное развитие материального благосостояния для всех, чтобы тем самым защитить их от внешних причин боли и страданий, коль скоро эта задача вообще входит в компетенцию социальных институтов. Уменьшение страданий и увеличение счастья - вот цели либерализма.
Ни одна секта и ни одна политическая партия не думали, что они могли бы отказаться от продолжения своего дела путем обращения к разуму человека.
Риторическая напыщенность, гром музыки и песен, развевающиеся флаги, цветы и знамена служат в качестве символов, а лидеры стремятся расположить публику к своей собственной персоне. Либерализм не имеет с этим ничего общего. У него нет ни партийного цветка, ни партийного знамени, ни партийной песни, ни партийных идолов, ни символов, ни лозунгов. У него есть суть и доводы.

Они и должны привести его к победе.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1. О литературе по либерализму.
2. О термине "либерализм"

1. О литературе по либерализму.
Мне не хотелось, чтобы эта книга стала слишком длинной. Это тем более оправданно, поскольку я досконально проанализировал все основные проблемы либерализма в серии исчерпывающих книг и статей.
Читателю, который желает ближе познакомиться с этими вопросами, я предлагаю следующий список наиболее важных книг. Либеральные идеи уже можно встретить в работах авторов XVIII века. Великие английские и шотландские мыслители XVIII и начала XIX веков были первыми, кто оформил эти идеи в систему. Тот, кто хочет познакомиться с либеральной мыслью, может обратиться к следующим работам:


  • Давид Юм (David Hume) - "Essays Moral, Political, and Literary"(1741 и 1742гг.).

  • Адам Смит (Adam Smith) - "An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations" (1776) - "Исследование о природе и причинах богатства народов". (М.: Наука. 1982. Том 1).


Но особенно многочисленны работы Иеремии Бентама, начиная с "Defence of Usury" (1787), вплоть до "Deontology, or the Science of Morality", опубликованную после его смерти в 1834 году. Все его работы, за исключением "Deontology", были опубликованы в полном собрании сочинений в издательстве Bowring в период между 1838 и 1843 годами. Джон Стюарт Милль является эпигоном классического либерализма, но особенно в последние годы жизни (под влиянием своей жены) он пошел на жалкие компромиссы.

Милль медленно сползал к социализму, и именно он стал создателем бездумной смеси либеральных и социалистических идей, которая привела к упадку английского либерализма и подорвал жизненный уровень английского народа. Несмотря на это или, возможно, именно по этой причине необходимо ознакомиться с основными работами Милля:


  • "Principles of Political Economy" (1848),

  • "On Liberty" (1859),

  • "Utilitarianism" (1862)


Без тщательного изучения Милля невозможно понять события последних двух поколений. Милль - великий защитник социализма. Все доводы, которые можно было бы привести в защиту социализма, разработаны им с нежной заботой.

По сравнению с Миллем все другие социалистические авторы - даже Маркс, Энгельс и Лассаль - едва ли вообще заслуживают внимания. Нельзя понять либерализм без знания экономической науки. Либерализм - это прикладная экономика, это социальная и политическая стратегия, основанная на научном фундаменте. Помимо упомянутых авторов, необходимо познакомиться с другим великим мастером классической экономики:


  • Давид Рикардо (David Ricardo) - "Principles of Political Economy and Taxation" (1817).


Наилучшим вступлением к изучению современной научной экономики являются:


  • Г.Освальт (H. Oswalt) - "Vortrage uber wirtschaftliche Grundbegriffe" (ряд изданий)

  • С.А.Веррийн Стюарт (C. A. Verrijn Stuart) - "Die Grundlagen der Volkswirtschaft" (1923).


Немецкими шедеврами современной экономики являются:


  • Карл Менгер (Carl Menger) - "Grundsatze der Volkswirtschaftslehre" (первое издание, 1871 г.). Английский перевод первой части этой работы стал доступным под названием "Principles of Economics" (Glencoe, Ill., 1950).

  • Евгений фон Бем-Баверк (Eugen von Bohm-Bawerk) - "The Positive Theory of Capital" (New York, 1923). Также поучительна его работа "Karl Marx and the Close of His System" (New York, 1949).

<

p>
Наиболее важные вклады, которые Германия внесла в либеральную литературу, постигла такая же неудача, как и сам немецкий либерализм. Работа Вильгельма фон Гумбольдта (Wilhelm von Humboldt) "On the Sphere and Duties of Government" (Лондон, 1954) была завершена в 1792 году. В том же году Шиллер опубликовал отрывок в "Neuen Thalia", другие выдержки появились в "Berliner Monatsschrift".

Однако поскольку издатель Гумбольдта опасался выпускать книгу, она была на какое-то время забыта, и только после смерти автора ее обнаружили и опубликовали.
Работа Германа Генриха Госсена (Hermann Heinrieh Gossen) "Entwicklung der Gezetze des menschlichen Verkehrs und der daraus fliessenden Regeln fur menschliches Handeln", разумеется, нашла издателя, но она в 1854 году не привлекла читателей. Работа и ее автор оставались забытыми до тех пор, пока англичанин Адамсон не натолкнулся случайно на экземпляр этой книги.
Либеральное мышление пронизывает немецкую классическую поэзию и прежде всего работы Гете и Шиллера.
История политического либерализма в Германии коротка и отмечена скромным успехом. Современная Германия, где соседствуют защитники и противники Веймарской конституции, - это мир, далекий от духа либерализма. Люди в Германии больше не знают, что такое либерализм, но они знают, как его ругать.

Ненависть к либерализму - единственное, что объединяет немцев. Из новейших немецких трудов по либерализму следует указать работы Леопольда фон Визе (Leopold von Wiese)


  • "Der Liberalismus in Vergangenheit und Zukunft" (1917) и

  • "Staatssozialismus" (1916) и

  • "Freie Wirtschaft" (1918).


Дуновение либерального ветра едва ли когда-либо достигало народов Восточной Европы.
Хотя либеральная мысль находится в упадке даже в Западной Европе и Соединенных Штатах, эти нации все же можно назвать либеральными по сравнению с немцами.
Из более ранних либеральных авторов следует прочитать работу Фредерика Бастиа (Frederic Bastiat) "Oevres Completes" (Париж, 1855). Бастиа был прекрасным стилистом, так что чтение его работ доставляет истинное удовольствие. Учитывая огромный прогресс, который проделала экономическая теория после его смерти, не удивительно, что его учение сегодня устарело.

Тем не менее его критика всех протекционистских и связанных с ними тенденций еще никем не превзойдена. Протекционисты и интервенционисты не смогли уместно и объективно возразить. Они лишь повторяли: Бастиа - "поверхностный".
Читая недавнюю политическую литературу на английском языке, не следует забывать, что сегодня в Англии слово "либерализм" часто понимают как определение умеренного социализма. Сжатое представление о либерализме дается в работах англичанина Л. Т. Хобхауза (L. T. Hobhouse) "Liberalism" (1911) и американца Джэкоба Х.Холландера (Jacob H. Hollander) "Economic Liberalism" (1925). Для лучшего знакомства с мыслью английских либералов стоит прочитать: Хартли Уитерс (Hartley Withers) "The Case for Capitalism" (1920), Эрнст Дж.

П. Бенн (Ernest J. P. Benn) "The Confessions of a Capitalist" (1925), "If I Were a Labor Leader" (1926) и "The Letters of an Individualist" (1927). Последняя включает библиографию английской литературы по основным проблемам экономической системы, а также его же "The Return to Laisser Faire" (Лондон, 1928).
Критика протекционистской политики интересно представлена в работе Фрэнсиса В. Херста (Francis W. Hirst) "Safeguarding and Protection" (1926).
Также поучительной является запись публичной дискуссии, состоявшейся 28 января 1921 года в Нью-Йорке, между Е. Р. А. Селигменном (E. R. A. Seligmann) и Скоттом Ниарингом (Scott Nearing) на тему: "Что может капитализм предложить рабочим Соединенных Штатов в сравнении с социализмом".
Вступление к социологической теории предлагают Жан Изуле (Jean Izoulet) "La cite moderne" (первое издание, 1890) и Р. М. Макайвер (R. M. MacIver) Community" (1924).
История экономических идей представлена в работах Шарля Гиде (Charles Gide) и Шарля Риста (Charles Rist) "Histoire des doctrines economiques" (ряд изданий), Альберта Шатца (Albert Schatz) "L'individualisme economique et social" (1907) и Пауля Барта (Paul Barth) "Die Philosophie der Geschichte als Soziologie" (ряд изданий).
Роль политических партий рассматривает Вальтер Сульцбах (Walter Sulzbach) в работе "Die Grundlagen der politischen Parteibildung" (1921).
Работа Оскара Клайн-Хаттингена (Oscar Klein-Hattingen) "Geschichte des deutschen Liberalismus" (1911-1912, два тома) представляет собой очерк по истории немецкого либерализма, а Гвидо ди Руджеро (Guido de Ruggiero) написал о либерализме в Европе "The History of European Liberalism" (Оксфорд, 1927).
Наконец я привожу свои труды, так как они непосредственно близки к проблемам либерализма:


  • "Nation, Staat und Wirtschaft: Beitrage zur Politik und Geschichte der Zeit" (1919), на английском языке (1983).




Содержание раздела