Революционер буржуазной экономической мысли


Альфред Маршалл — одна из наиболее выдающихся личностей в истории экономики. По влиянию на развитие экономической теории ХХ века его можно сравнить разве что с Вальрасом, а его «Принципы экономической науки» являются, пожалуй, единственной книгой по экономической теории ХIХ века, которую можно рекомендовать изучающим микроэкономику даже в начале ХХI века.
Альфред Маршалл родился 26 июля 1842 года в Лондоне. Отец его, Уильям Маршалл, служил кассиром в Английском банке. Альфред был праправнуком преподобного Уильяма Маршалла, полулегендарного, могучего сложения приходского священника в графстве Девоншир, прославившегося своей способностью руками гнуть подковы.

Прадед Альфреда, преподобный Джон Маршалл, директор средней школы в Эксетере, был женат на Мэри Хоутри, дочери помощника настоятеля и каноника церкви в Эксетере и тетке ректора колледжа в Итоне. Отец Альфреда был человек суровый, весьма твердый и проницательный, воспитанный в духе строжайшей протестантской религии; присущий ему деспотический характер он сохранил до конца своей жизни, уйдя из нее на 92-м году. Старый джентльмен написал даже трактат под названием «Права мужчины и обязанности женщины».

В девятилетнем возрасте Альфреда Маршалла послали в школу Мерчанта Тейлора, для чего отец Альфреда, сославшись на его способности, испросил и получил у директора Английского банка 200 фунтов стерлингов на плату за обучение. Своей любовью к сыну в сочетании с суровым обращением с ним Уильям Маршалл напоминал Джеймса Милля. Он заставлял мальчика вместе с ним выполнять школьные задания, часто на языке иврит, вплоть до 11 часов вечера. В результате отец довел сына до такого состояния переутомления, что, по словам Альфреда, жизнь ему спасла проживавшая близ Доулиша его тетка Луиза, у которой он проводил летние каникулы.

Она предоставляла в его распоряжение лодку, ружье и пони, и к концу лета он возвращался домой загоревший и здоровый.

Заняв в 1861 году третье место в классе, Альфред, согласно старым уставам, получил право на стипендию в Оксфордском колледже Сент-Джон, что обеспечивало ему через три года аспирантскую стипендию стабильное материальное положение. Это был первый шаг на пути к посвящению в духовный сан в протестантской церкви, к чему и предназначал его отец. Но для самого Альфреда такая перспектива отнюдь не была главной целью жизни, она означала для него вечное порабощение древними языками.

До конца дней у него сохранились неприятные воспоминания о тирании отца, заставлявшего его до глубокой ночи штудировать иврит и запрещавшего ему заниматься любимой математикой. Его отец не выносил одного вида книги по математике, но Альфред прятал в карман Евклидову математику Потта и читал ее по пути в школу и домой. Тот факт, что он уже в шестом классе школы Тейлора дошел по программе математики до дифференциального исчисления, выявил его подлинные склонности.

Его манил Кембридж.

И тут на сцене появился добрейший дядя Чарльз, давший Альфреду взаймы немного денег, которые открыли ему двери в математику и в Кембридж. Четырнадцать лет спустя тот же дядя Чарлз оставил Альфреду наследство в 250 фунтов стерлингов, позволившее ему совершить поездку в Соединенные Штаты Америки.

В Кембридже, в колледже Сент-Джон, Альфред Маршалл реализовывал свои честолюбивые устремления. В 1865 году он занял второе место на экзаменах по математике, тогда как первое место досталось лорду Рейли; его тут же зачислили в аспирантуру. Вскоре он стал членом небольшого неофициального дискуссионного общества, известного под названием «Гроут-клаб». Именно в этот период под влиянием дискуссий в «Гроут-клаб» наступил перелом в духовном развитии Маршалла.

Его стремление изучать физику было (по его собственным словам) «пресечено внезапным пробуждением в нем глубокого интереса к философским основам знания, особенно в связи с теологией».

Великая перемена конца 60-х годов представляла собой перемену интеллектуальную, а не нравственную или эмоциональную, которая произошла уже в следующем поколении; перемена 60-х явилась результатом дискуссий исключительно интеллектуального характера. Маршалл был склонен относить начало перемены в своем мировоззрении к периоду спора, вызванного «Бамптонскими лекциями» Г. Л. Мансела. В то время Мансел пользовался широкой известностью в качестве поборника последних попыток подвести под христианский догмат интеллектуальную базу. В 1865 году, когда Маршалл получил ученую степень и начал обретать свободомыслие, вышла в свет книга Дж. Ст.



Милля «Исследование философии сэра Уильяма Гамильтона», которая включала и критику расширенного толкования Манселом воззрений Гамильтона на христианскую теологию. Мансел выступил с ответом на эту критику. Защита Манселом ортодоксии «показала мне, — говорил Маршалл, — как много еще следовало защищать».

Это великое противоречие занимало мысли Маршалла, на какое-то время побудило его обратиться к метафизическим исследованиям, а затем уже и к изучению общественных наук.

Маршалл повернул от метафизики к этике. Как представлялось Кейнсу, Маршалл фактически никогда не отклонялся от утилитарианских идей, которые господствовали среди экономистов предшествовавшего ему поколения. Однако тот же Кейнс отмечал, что все эти проблемы Маршалл трактовал с превеликой осторожностью, и в этом отношении намного превзошел Сиджуика и Джевонса, поскольку в трудах учёного не найти ни одного абзаца, в котором он связывал бы экономические исследования с какой-либо определенной этической доктриной.

Для Маршалла решение экономических проблем служило предварительным условием для реализации высших способностей человека, почти вне зависимости от того, что мы подразумеваем под понятием «высшие».

В 1875 году Маршалл четыре месяца провел в Соединенных Штатах. Он объездил весь восток страны, а затем побывал в Сан-Франциско. В Гарвардском и Йельском университетах он имел продолжительные беседы с учеными-экономистами и много встреч с видными гражданами.

Свою главную задачу он видел в «изучении проблемы протекционистской политики в „новой“ стране».

По возвращении в Англию 17 ноября 1875 года он прочитал лекцию об американской промышленности в кембриджском Клубе этики, а затем, в 1878 году, выступил в Бристоле с рядом лекций на тему «Экономические условия в Америке». Поездка в США произвела на него глубокое впечатление, оказавшее влияние на всю его дальнейшую работу. Он говорил, что его там научили видеть вещи в их количественном соотношении, и что ему удалось составить себе представление о грядущем превосходстве Соединенных Штатов, выявить его причины и прогнозировать формы, которые оно примет.

В то же время Маршалл помогал профессору Фоусету и Генри Сиджуику утверждать политическую экономию в качестве серьезного предмета исследования в Кембриджском университете. Двое из его первых учеников, Г. С. Фоксуэлл, а позже и отец Дж. М. Кейнса, Джон Невил Кейнс, сдавшие в 1875 году экзамен на «отлично» по этике, также стали преподавателями политической экономии в университете.

В 1876 году состоялась помолвка Альфреда Маршалла с мисс Мэри Пэйли. Мисс Пэйли прежде была ученицей Альфреда, а затем читала курс лекций по «экономикс» в Ньюхемском колледже. Свою первую книгу, «Экономика промышленности», опубликованную в 1879 году, Маршалл написал в соавторстве с Мэри (по существу, вначале это была не его, а ее книга, которую она начала писать по настоянию группы преподавателей вечернего факультета Кембриджского университета).

Брак, повлекший за собой потерю стипендии, означал необходимость на время покинуть Кембридж, и Маршалл занял пост главы университетского колледжа в Бристоле и одновременно профессора политической экономии.

Так, с 1877 по 1885 год Альфред Маршалл преподавал политическую экономию сначала в Бристоле, а затем в Оксфорде. С 1885 по 1908 год был профессором Кембриджского университета, где стал основоположником знаменитой Кембриджской школы. Среди его учеников были Дж. М. Кейнс и его отец (Дж.

Н. Кейнс), Джоан Робинсон, А. С. Пигу и многие другие выдающиеся специалисты в экономике. Слава Маршалла как ведущего экономиста-теоретика долгое время основывалась именно на его лекциях, поскольку, стремясь к совершенству, он мучительно долго (около 20 лет) писал и готовил к печати свой главный труд: «Принципы экономической науки» (1890 год). Благодаря активной преподавательской деятельности и влиянию «Принципов экономической науки» Маршалл доминировал в британской экономической науке более 30 лет!

Экономист, по его словам, может утверждать — и этого достаточно для поставленных им перед собою целей, — что «исследование причин бедности одновременно представляет собой исследование причин деградации большой части человечества». Соответственно, возможность прогресса «в большой степени зависит от фактов и заключений, входящих в компетенцию экономической науки, и именно это составляет главное и высшее предназначение экономических исследований». Это остается справедливым, по мнению Кейнса, даже несмотря на то, что прогресс также «частично зависит от нравственных и политических возможностей человеческой натуры, а экономист не располагает специальными средствами для выявления этих качеств человека.

Ему приходится делать то же, что и другим, то есть пускаться в догадки».

Обозревая уже в последние годы жизни свой путь в науке, Маршалл говорил: «От метафизики я перешел к этике и считал, что трудно оправдать нынешние условия жизни общества. Один мой друг, весьма начитанный в области, которую теперь называют наукой о морали, постоянно твердил мне: „Ах, если бы ты разбирался в политической экономии, ты бы так не считал“, Тогда я прочитал „Политическую экономию“ Дж. Ст. Милля, и она произвела на меня глубокое впечатление. У меня возникли сомнения в правильности тезиса о неравных возможностях, противопоставляемого тезису о материальном достатке.

Поэтому я по время каникул посещал беднейшие кварталы ряда городов, обходил одну улицу за другой и всматривался в лица самых бедных людей. В результате я решил как можно обстоятельнее изучить проблемы политической экономии».

Переход Маршалла к исследованию проблем экономики охарактеризован им самим в сохранившейся рукописи, задуманной и написанной примерно в 1917 году в качестве предисловия к книге «Деньги, кредит и торговля»: «Примерно в 1867 году (когда я преподавал математику в Кембридже) мне попались в руки „Бамптонские лекции“ Мансела, и прочтение их привело меня к мысли, что собственные способности человека являются самым важным объектом для его изучения. Поэтому я на время обратился к исследованию метафизики, но вскоре перешел к изучению психологии, казавшейся мне более прогрессивным предметом. Поразившее меня выявление психологией более глубокого и более быстрого развития человеческих способностей породило у меня вопрос: в какой мере условия жизни британских (и иных) трудящихся классов удовлетворительны, чтобы обеспечивать им полноту жизни? Люди постарше и мудрее говорили мне, что производственных ресурсов не хватает для того, чтобы огромная масса людей могла пользоваться свободным временем и возможностями для получения образования; и они говорили, что мне необходимо изучить политическую экономию.

Я последовал их совету и счел себя лишь временным путешественником в стране сухих фактов, которому затем очень скоро следует вернуться в богатый мир чистой мысли. Однако чем больше я углублялся в изучение экономической науки, тем больше я осознавал, что полученные мною знания в этой области гораздо меньше, чем мне требуется; и теперь, уже почти после полувека изучения практически только этой науки, я осознаю, что обладаю еще меньшими познаниями в ней, чем обладал в начале ее изучения».

За две недели до своего 82-летия, 13 июля 1924 года, Маршалл скончался, оставив о себе память, как о «настоящем экономисте», многосторонность натуры которого являла собой чистое преимущество.
Юлия Быстрова



Содержание раздела