Третья особенность функционирования английского феодализма.


Существовала и третья особенность функционирования английского феодализма. Она была обусловлена географическим положением и природно-климатическими условиями страны. Английские поместья занимались овцеводством и производством сырой шерсти. Она обеспечивала крестьян и лордов необходимыми средствами существования и выступала в качестве промышленного сырья. В основном его приобретала Фландрия (современная Бельгия), которая являлась центром производства шерстяных тканей в средневековой Европе. Борьба Англии и Франции за распространение своего влияния во Фландрии породила Столетнюю англо-французскую войну (1337-1453).

Английский внутренний рынок был сначала достаточно узок. Его формировали города. На нем торговали ремесленники и крестьяне. Наибольший спрос складывался на сырую шерсть.

Торговые отношения регулировались правительственными указами. В ХIII-XIV вв. было запрещено скупать, перекупать товары и барышничать. Торговцев, занимавшихся этим, объявляли явными притеснителями бедных и публичными врагами всего государства [22, с. 204]. Уличенные в нарушении правительственных указов в первый раз подвергались штрафу и лишались всех купленных товаров, во второй раз выставлялись у позорного столба. За третье нарушение сажали в тюрьму и устанавливали штраф, за четвертое - изгоняли из города [22, с. 205].

Рынки функционировали в базарные дни в соответствии с королевской грамотой или сложившимися традициями. Устраивались ярмарки как для торговли местными товарами, так и привозными. Обычно ярмарки приурочивались к праздникам, например к дню Св. Эгидия.

Создавались корпоративные организации, однако они сначала были иностранного происхождения, в частности Лондонская и Тевтонская Ганзы. Объяснялось это тем, что до середине XIII в. вывоз английских товаров (шерсть, кожа, шкуры и др.) осуществляли иностранные купцы. Большую роль в этом сыграли склады, которые получили здесь наибольшее распространение

Важным средством передвижения для купцов стали дороги, в основном римского происхождения. Обязанность содержать дороги в надлежащем виде возлагалась на приходы. При главных дорогах особым приставам было предоставлено право собирать пошлины. Согласно Уинчестерскому статуту дороги предписывалось очищать по 200 футов по обе стороны. В порядке поддерживались и мостовые.

Эволюция феодальной экономики в России. Феодализм в России формировался на основе ряда особенностей, среди них:

- переход к феодализму, минуя рабовладельческое общество;

- длительный период его функционирования (вплоть до 1861 г.);

- установление государственного феодализма.

Тенденции государственного феодализма развивались еще со времен установления Древнерусского государства, однако наиболее ярко они проявились в период правления Петра I. В основе экономической политики Петра I лежала идея о руководящей роли государства во всех сферах общества, включая, прежде всего, экономику. Исходя из интересов обороны страны, правительство взяло на себя функции регулирования как в промышленности, так и в торговле. В качестве его основных направлений выступали:

1. Реорганизация промышленности и выполнение его правительственных (казенных) заказов.

2. Участие государства в развитии торгового дела и введение монополий на производство ряда товаров и торговлю ими.

3. Проведение политики меркантилизма с целью защиты отечественной экономики.

Поставив перед собой задачу модернизации народного хозяйства, которое он предполагал оснастить наилучшими орудиями производства и передовыми технологиями, и развития новых видов производства, Петр I охватил не только все его сферы, но и затронул вопросы социальной политики.

Российская модель промышленной политики была, в основном, позаимствована из Швеции, но предполагала более жесткую регламентацию, обширную систему ограничений и контроль за деятельностью различных хозяйствующих предприятий (уставы, проверки и т.д.).

При ее реализации Петр I обратил особое внимание на модернизацию тяжелой промышленности. Индустриализация по-петровски, прежде всего, означала:

Первое.


Поощрение полезных и ликвидация неполезных видов производства. С точки зрения государства полезными считались предприятия, связанные с обеспечением армии и флота, т.е. оборонного значения. Именно они определяли тенденции, темпы и характер развития экономики.

Второе. Создание сети мануфактур на различных условиях, в том числе и арендных. Их целевым назначением стало выполнение правительственных заказов. Оставшуюся часть продукции после выполнения казенных заказов разрешалось реализовывать на рынках. В процессе их функционирования государево постоянно регулировало их деятельность, принимая определенные меры. Так, дефицит рабочей силы на этих и других предприятиях был ликвидирован (хотя и породил ряд вопросов) с помощью указа от 18 января 1721 г., который позволил владельцам покупать крестьян для выполнения заводских работ. Таких рабочих называли посессионными. Их нельзя было продавать, закладывать и передавать по наследству. К предприятию они прикреплялись навечно. Жили посессионные крестьяне за счет жалованья. Однако при этом возникли проблемы, крестьян покупали оптом, поэтому среди них были дети и старики, которых нельзя было использовать на производстве; и земли и крестьяне стоили в три-четыре раза дороже, чем сами предприятия. В результате покупка земель и крестьян изымала денежные средства, которые можно было употребить на совершенствование и развитие производства. Указ от 28 мая 1723 г. установил условия приема на работу лиц, не приписанных к предприятию и не принадлежавших владельцу. Они были обязаны получить у своих помещиков письменное разрешение на временную работу, т.е. отходник с паспортом. Постепенно доля наемного груда на предприятиях сокращалась, а доля приписных и купленных увеличивалась. Владельцам мануфактур государство предоставляло различные льготы, однако они имели феодальный характер. Постепенно мануфактуры превратились в вотчинные предприятия.

В конце правления Петра I было 100 мануфактур (в начале - всего 15). За первую половину XVIII в. их возникло около 200. Они в определенной мере способствовали экономическому росту страны. К 1740 г. Россия выплавляла чугуна в 1,5 раза больше, чем Англия.

Государственное регулирование затронуло и торговлю, где оно осуществлялось с целью получения как можно больше денежных средств на покупку сырья, оружия, кораблей и их строительство. К правительственным мерам того периода относились принудительное создание компаний и введение государственных монополий в сочетании с системой откупов.

Сначала государство предписало продавать купцам убыточные казенные предприятия, на покупку которых среди купцов желающих не находилось.

Затем правительство приняло постановление о создании компаний в принудительном порядке. Был разработан ряд проектов, среди них - организация Суконного двора в Москве. По приказу в него вошли 14 состоятельных купцов из Москвы, Петербурга, Симбирска, Серпухова. Им предоставлялась беспроцентная ссуда. Однако компаньоны старались освободиться от такой царской милости. Их пришлось привлекать к деятельности с помощью солдат. Были также разработаны проекты, в которых предусматривалось создание компаний для торговли с Испанией, Францией и другими странами. Однако подобные компании никак не приживались на российской земле. Русские купцы, несмотря на все препятствия и трудности, предпочитали торговать самостоятельно или через приказчиков. Компании такого вида появились в стране только во второй половине XVIII в. да и то под покровительством казны и с предоставлением им больших привилегий.

С целью получения максимальной прибыли правительство ввело государственные монополии на ряд ходовых товаров и торговлю ими, н частности, на соль, хлеб, лен, юфть, пеньку, сало и воск. Перечень таких товаров постоянно расширялся.

Зачастую введение государственных монополий сочеталось с системой откупов, т.е. передачей права продажи монополизированных товаров откупщикам. Они сразу выплачивали всю сумму денег в казну, а затем возвращали их за счет потребителей и поставщиков. В этих условиях конкуренция отсутствовала, а цены неизменно росли.

Помимо этого осуществлялись и другие меры, в их числе, административное регулирование грузопотоков (т.е. купцам определяли порты, куда нужно было поставлять товары, перечень товаров для продажи в них и многое другое) и принудительное переселение купцов в Петербург, в то время прифронтовой и неблагоустроенный город. Переселяли, как правило, наиболее состоятельных купцов.

Во внешней торговле использовали политику меркантилизма, экономические концепции которого широко распространились не только в Европе, но и в России. Меркантилизм предполагал накопление денег за счет активного баланса, вывоз товаров на иностранные рынки и ограничение ввоза товаров на отечественные. Страна, чтобы стать богатой и не беднеть, должна была сама производить все товары, которые она потребляла; и вывозить товаров как можно больше, а ввозить меньше. В связи с этим и защищая свою отечественную экономику, Петр I запрещал или ограничивал ввоз товаров в страну. В частности, была установлена 75 %-ная пошлина от стоимости товаров на европейские предметы торговли, спрос на которые можно было удовлетворить за счет отечественных. В таком же размере была установлена и пошлина на необработанное сырье, вывозимое из России (таможенный тариф 1724 г.)

Интересные записи



Содержание раздела