Захваченные здания переделывались в крепости.


В шестидесятые и семидесятые годы молодёжь стала поднимать вопрос о соответствии и дееспособности властей — этот феномен, который можно объяснить по-разному, наблюдался во всех четырёх странах. С середины шестидесятых годов благосостояние и гарантированный доход стали в известном смысле чем-то самим собой разумеющимся. Старшее поколение видело в этом большое достижение, но молодежь выступала с протестами против карьеристского и потребительского общества.

Протест поколения был ясно выражен в выступлениях движения Прово (Provo) в Амстердаме после 1965 года, в выступлениях парижских студентов (1968) и в голландских университетских городах (1969). Ещё раньше (1961) в знак протеста против атомного вооружения проводились марши за запрещение атомной бомбы. Позднее социальный протест движения кракеров был направлен против жилищной политики. С середины семидесятых годов движение кракеров, захватывающих пустующие здания, становится всё радикальнее, особенно в Амстердаме.

Захваченные здания переделывались в крепости. Власти по большей части отказывались от применения силы и пытались решить проблему, скупая захваченные здания и перестраивая их в дома для молодёжи. В Германии и Англии молодёжь тоже выражала свой протест, захватывая пустующие дома. С идеологической точки зрения протесты против вооружения и нехватки жилищ, и требования об участии в формировании решений в университетах были бы уместны в лево-социалистическом контексте. Было ясно, что в Советском Союзе левые идеалы не были осуществлены, и симпатии оказались обращенными к Красному Китаю и Кубе.

В восьмидесятые годы протест молодёжи медленно спал и учеба и карьера снова стали понятиями, вызывающими уважение.
Еще одни изменения в идеологической ориентации, также заслуживающие упоминания, связаны с отходом от церкви и
406
Табл. 7.12. Церковные общины, к которым относят себя верующие, в 1966 и 1979 годах















община

1966

1979

не исповедуют никакой религии католики протестанты кальвинисты прочие

25,6 33,4 19,1 9,9 12,0

42,7 30,1 16,4 7,4 3,4


Источник: Ф.П.Гоут, Социо-культурная жизнь в Голландии 1945-1980, в: Общая история Нидерландов 15 (Харлем 1982) 360. F.P.Gout, Het socio-culturele leven in Nederland 1945-1980, in: Algemene geschiedenis der Nederlanden 15 (Harlem 1982).
эмансипацией женщин и гомосексуалистов. Во всех четырёх странах продолжался процесс секуляризации, освобождения от влияния религии. Наиболее заметно это было в Голландии, где прежде церковь в результате размежевания оказывала на общественное устройство очень сильное влияние и где теперь ей грозила опасность потерять это влияние в результате исчезновения размежевания.

В таблице 7.12 приводятся некоторые данные относительно численности церковных общин, к которым причисляли себя жители страны в 1966 и 1979 годах. Мы видим, что число лиц, не исповедующих никакой религии, увеличилось почти на 17 процентов.
Дальнейшую эмансипацию женщин обычно называют второй волной феминизма. Новые феминистки во всех четырёх странах хотят, чтобы было больше возможностей сочетать работу с семьёй. Кроме того наряду с равными правами они требуют и равных возможностей.

Поэтому выдвигались требования проводить политику благоприятствования женщинам, политику позитивной дискриминации. Во многих церковных общинах женщина занимала подчинённое положение. Отход от церкви придал этой второй волне феминизма новое измерение.
В силу господства буржуазных и религиозных взглядов маргиналами оказались и гомосексуалисты. По мере отхода от церкви и роста открытости западно-европейского общества в шестидесятые годы и эта группа стала привлекать всё больше внимания и сумела, таким образом, завоевать больше прав. Правда в этой области между четырьмя странами сохранились большие различия.

Пожалуй, дальше всего эмансипация гомосексуалистов идёт в Голландии.
407
7.4.4. Массовая культура
Экономический рост по теории Ростоу (см. предыдущую главу), знает пять стадий: традиционное общество, подготовка к взлёту, сам взлёт, развитие в направлении полной зрелости (стадия консолидации) и эпоха массового потребления. В США последняя стадия наступила раньше, чем в Западной Европе. Для стран, которые в настоящей работе занимают центральное место, начало эпохи массового потребления приходится на период после Второй мировой войны. После 1945 года потребовалось ещё не меньше пяти лет, чтобы завершить восстановление. Это значит, что черты стадии массового потребления стали проявляться в 1950-55 годы.

Ростоу указывает, что к этому времени Соединённые Штаты находились на одну стадию впереди Западной Европы. Там внимание уже было сосредоточено на семейной жизни, хобби, на идее сделай сам, на автомобильных и водных поездках. Эта модель проведения досуга была достигнута в Западной Европе в восьмидесятые годы.

Наступление эпохи массового потребления в Западной Европе после 1945 года означало, что жители Западной Европы также пересели на автомобиль, что они всё больше стали жить в отдельных домах в пригородных районах, а также, что в этих домах появилось всё больше радиоприёмников, телевизоров, холодильников, стиральных машин и т.п. Использование домашней прислуги сильно сократилось или исчезло совсем. Качество питания улучшилось и само питание стало более разнообразным. Рост покупательной способности шел рука об руку с ростом свободного времени; значительная часть доходов тратилась на различные поездки и путешествия.

Последнее обстоятельство повело к расширению дорожной сети, которая к тому же оказалась перегруженной.
7.4.5. Проблемы государства всеобщего благосостояния
Государство всеобщего благосостояния с начала восьмидесятых годов столкнулось с проблемами, с одной стороны, потому, что по ряду аспектов социального обеспечения возникла напряженность, которая отразилась на платёжеспособности населения, а с другой стороны, потому, что государство всеобщего благосостояния всё больше запутывалось в своих правилах, которые становилось всё многочисленнее. В критических высказываниях в адрес государства всеобщего благосостояния подчеркивалось, что вмешательство государства не устраняет социальное неравенство. Как уже указывалось выше, как раз политика государства привела к возникновению группы новых бедных, которые полностью или в значительной степени стали от него зависимыми. Одной из центральных целей государства всеобщего благосостоя-
408
ния были личное развитие и свобода, однако на практике зависимость от благотворительности, родственников и церкви сменилась зависимостью от государства.
7.4.5.1. Англия
Выше уже отмечалось, что социальная структура в Англии, как и в других странах, сплющена, что означает, что средние слои стали играть большую роль. Такая трансформация социальной структуры была в Англии, пожалуй, меньше выражена, чем в других странах Европы. Относительно небольшая группа сохранила ведущие позиции в политике и хозяйственной жизни. Происшедшие в Англии изменения в юридической и финансовой структуре предприятий, которые стали видимыми особенно во второй половине двадцатого века, имеют важное значение для объяснения всей социальной структуры конца двадцатого века. На вершине предприятий мы видим три группы: акционеры, финансовые специалисты и менеджеры.

Позднее сюда прибавилась ещё отдельная категория: финансовые воротилы, собирающие воедино средства отдельных акционеров и через рынок ценных бумаг и банки предоставляющие средства промышленности. Анализ состава господствующего класса в тридцатые годы двадцатого века показывает, что консерваторы, правительство, чиновники, судебная власть и высшие военные чины происходили из сравнительно небольшой группы, однородной в социальном отношении. Консервативные члены парламента происходили из самых богатых слоев населения (миллионеры или почти миллионеры). Они принадлежали к деловому миру, это были крупные акционеры или же директора промышленных предприятий.

Их можно было найти в первую очередь в кругах крупных банков и страховых компаний. Социальное происхождение этих самых богатых людей подчеркивалось тем, что все они учились вместе в важнейших закрытых частных школах (Итон и Харроу). Эти привилегированные школы и дальнейшее обучение в университетах Оксфорда и Кембриджа (Оксбридж) воспитывали присущий тори менталитет. После Второй мировой войны меры, которые мы сейчас относим к политике государства всеобщего благосостояния, обеспечили большее равенство и больше шансов для каждого.

Однако на вершине социальной пирамиды больших изменений не произошло. Там по-прежнему доминировала элита, выдвинутая оксбриджскими группами. Список 200 самых богатых жителей Соединённого Королевства за 1988 год показывает, что половина этих состояний была не приобретена, а унаследована.

Из этих двухсот 57 были землевладельцами, 55 учились в Итоне, 25 служили в одном и том же полку — Гвардейской Бригаде. Среди 200 самых богатых людей только немногие
409
нажили капитал на производстве промышленной продукции. Из этого можно заключить, что в 1990 году в Англии характеристика человека, который сделал себя сам, никак не говорила в его пользу. Конечно, вместе с наследуемым капиталом передавалась и традиционная система ценностей.



Содержание раздела