Введение социального страхования



Рабочее движение тоже имело ярко выраженные моралистские черты, в частности оно пыталось бороться с пьянством.
369
Табл. 7.5. Введение социального страхования

















страна

т "uyfa™

w* no болезни

по старости

против безработицы

Германия Франция Голландия Соед. Королевство

1884 1898* 1901
1897

1883 1898*, 1930 1930
1911

1889 1895*, 1910 1913*, 1947
1908**

1927 1967 1949
1911


* добровольное страхование
** обязательное страхование всех граждан
Источник: Герхард А.Риттер, Социальное государство, возникновение и развитие в международном сравнении (Мюнхен 1991, 2-е издание) 89; Gerhard A.Ritter, Der Sozialstaat, Entstehung und Entwicklung im internationalen Vergleich (Munchen 1991-2). В.Ультее, В.Артс и Г.Флап, Социология, вопросы, высказывания, заключения (Гронинген 1992) 277. W.Ultee, W.Arts, H.FIap, Sociologie, vragen, uitspraken, bevindingen (Groningen 1992).
Иногда внешняя политика раскрывала властям глаза на неудовлетворительность социального положения. Для пояснения скажем следующее: в конце девятнадцатого века все четыре страны стремились создать колониальную империю. Экономические соображения играли здесь, конечно, важную роль, хотя речь шла и о чистой политике. Эта экспансия известна под названием современного империализма (примерно начиная с 1880 по 1914 год), в области внешней политики этот экспансионизм иногда вызывал волны национализма.

В качестве иллюстрации усилий, которые предпринимали западно-европейские страны, можно напомнить, что к 1880 году была колонизована только одна десятая часть Африки, тогда как незадолго перед Первой мировой войной только одна десятая часть этого континента не превратилась еще в колонию. Африку прибрали к рукам, главным образом две страны, Франция и Англия. В Англии в связи с этими шагами на внешнеполитической арене на свет выступили и явления иного порядка: так, когда современный империализм и принявшая для англичан неблагоприятный оборот война против буров в Южной Африке потребовали большого количества рекрутов для армии, стало ясным, что массы питались плохо и находились в плохом физическом состоянии. Многие были признаны негодными к военной службе из-за физических недостатков. Питательной средой для общенационального возмущения по этому поводу были, с одной стороны, национализм, а с другой — ужас перед тем плачевным состоянием, в котором находились массы населения.

Так внешняя политика подтолкнула к решению социальных проблем.
370
В то время, как в целом уровень жизни в западно-европейских странах значительно вырос, кризис, поразивший мир в 1929 году, привёл к заметному ухудшению положения, особенно тех, кто стал безработным. У тех, кто сохранили работу и доходы, положение несколько улучшилось, потому что снизились цены. Те жё~ кто не имел работы в течение длительного времени, напротив, оказались в безвыходном положении и подвергались ряду унизительных мер, чтобы получить совершенно нищенское пособие. В Голландии примером этого был велосипедный номерок для безработных.

Все могли видеть, что такой человек пользовался общественным вспомоществованием. В Англии принятие Закона о Средствах (Means Act) позволило чиновникам устраивать обыски в домах безработных и наводить справки о тратах семьи, получавшей пособие. В январе 1932 года действие этого закона распространялось на миллион безработных и особо унизительным его применение было для квалифицированных рабочих. Такое положение в частности привело к тому, что после Второй мировой войны созрели настроения в пользу иного подхода к подобным проблемам.

В результате этого подхода появилось государство всеобщего благосостояния.


Рис. 7.2. Безработица в Великобритании 1851-1974
Источник: Франсуа Бедарида, Социальная история Англии 1851-1975 (Лондон 1979) 255. Francois Bedarida, A Social History of England (London 1979).
371
7.3.1.1. Англия
Как английские власти оказывали влияние на ситуацию На протяжении девятнадцатого века в области социального обеспечения уже были приняты некоторые меры. Мы это уже вицели выше. В начале двадцатого века большую активность в деле введения социальных законов и мер развернуло либеральное правительство Ллойд Джорджа (Lloyd George).

Чем это объяснить Конечно, определённую роль сыграло давление снизу, то есть со стороны рабочего класса, который всё больше прогрессировал в организационном отношении. Кроме того, буржуазные, либеральные правительства хотели таким образом привлечь на свою сторону избирателей. В 1908 году был принят Закон о пенсиях по старости (Old Age Pensions Act) и кроме того лица старше 70 лет получили право на пособие.

В 1911 году последовали меры на случай безработицы.
Две новых меры касались минимального уровня заработной платы и введения прогрессивного налогообложения. Закон о комиссиях по вопросам заработной платы (Trade Board Act) от 1909 года мы можем рассматривать в качестве точки отсчёта в законодательстве, которым регулировался минимальный уровень заработной платы. Первая мировая война принесла с собой для Англии большие изменения.

Ещё во время войны были разработаны, например, планы по улучшению жилищных условий. Была составлена обширная программа под названием Дома для наших героев (Homes for our Heroes). Правительство хотело обеспечить хорошим жильём миллионы солдат, возвращавшихся с войны. Такая политика возникла не без влияния страха перед ситуацией, подобной той, что имела место в России.

Помимо заботы о жилищном строительстве основными моментами деятельности правительства восстановления во главе с Ллойд Джорджем в 1917 году были здравоохранение, образование и меры против безработицы. Выполнение Закона о Безработице (Unemployment Act) от 1920 года, призванного значительно улучшить положение, было однако затруднено значительным ростом числа безработных во время кризиса тридцатых годов (см. график 7.2).
7.3.1.2. Франция
Во Франции вмешательству государства в пользу рабочих препятствовали парламентские представители буржуазии и крестьянства. В этих группах слабое общественное сознание сочеталось с сильными собственническими настроениями. Тем не менее мы видим постепенное наступление перемен к лучшему. В 1884 году закон разрешил существование профсоюзов, в 1900 году для женщин и детей был введён десятичасовой рабочий день, а в
372
1909 году воскресенье стало обязательным выходным днём. В 1910 году было введение необязательное социальное страхование. Как ни странно, планы по борьбе с социальными проблемами исходили как слева, от социалистов, так и от крайних правых, католиков и легитимистов.

Эти последние группы разворачивали свои планы на базе традиционного патернализма.
До Второй мировой войны средний француз относился ко всем новшествам с подозрением или даже отрицательно. Француз двадцатого века чувствовал бы себя в более привычной обстановке в девятнадцатом веке. Существовала своего рода тяга, с одной стороны, к аграрному, феодальном прошлому, а с другой — к современному индустриальному настоящему.

Такая двойственность могла сохраняться внутри политической системы, существовавшей до 1940 года. После 1945 года положение в значительной мере изменилось. Это не означало, что между обновителями или нео-симонистами и защитниками традиционного порядка не возникала напряженность.
7.3.1.3. Германия
Процесс возникновение единого государства в Германии отличался от аналогичных процессов в Англии, Франции и Нидерландах. Это сказалось и на последующих шагах властей в Германии, в частности в том аспекте, который рассматривается в настоящей книге: возникновении государства всеобщего благосостояния. Дело в том, что Германия была первым государством, в котором система социального страхования была создана сверху.

Если Англия шла впереди в законодательстве, которое должно было смягчить наиболее вопиющие последствия фабричного труда, то в Германии под руководством Бисмарка (Bismark) с опережением было введено социальное страхование. Приведём ряд причин, обусловивших ведущую роль Германии в этой области.
В Германии государство ещё в восемнадцатом веке рассматривалось как инструмент, способствующий общему и индивидуальному благосостоянию. Здесь следует назвать имя Лоренца фон Штейна (Lorenz von Stein) (1815-1890). Он ещё в 1850 сформулировал основы создания социального государства. В социальной демократии, как он впоследствии называл социальное государство, противоречия между трудом и капиталом должны были бы найти разрешение благодаря тому, что государство поддерживает приобретение частной собственности и каждому обеспечивает его существование. Эти идеи находятся в противоречии с идеями Карла Маркса (см. раздел 7.2.5.5), который центральное место отводил классовой борьбе и победе рабочего класса.

Идеи фон Штейна были распространены и среди советников Бисмарка.
Немецкая буржуазия в целом тоже считала, что государство
373
должно устранить острые классовые противоречия. Классическая манчестерская школа, проповедовавшая либеральное невмешательство, в Германии отвергалась. Историческая школа немецких экономистов в конце девятнадцатого века призывала к активному вмешательству государства и наиболее решительными в этом отношении были катедер-социалисты, как называли некоторых профессоров-экономистов исторической школы.

Они выступали за интеграцию рабочего класса в немецком государстве и обществе. Историческая школа экономистов своими трудами способствовала распространению знаний о социальных условиях и общественных отношениях.



Содержание  Назад  Вперед