В общем и целом экономика до 1850


В общем и целом экономика до 1850 года росла скромными темпами, примерно полпроцента в год. После 1850 года этот рост ускорился: с 1850 по 1870 год рост составлял в среднем 2,4 процента в год, тогда как с 1870 по 1913 год средний показатель несколько превышал 3 процента в год. Рост чистого национального продукта на протяжении всего девятнадцатого века проходил плавно, к 1850 году не было резкого перелома, а во второй половине века наблюдалось постепенное ускорение (график 6.3).

Что же было причиной такого ускорения До 1870 года это был прежде всего процесс индустриализации, который в некоторой мере напоминает английский вариант, хотя основное развитие приходилось на железные дороги, добычу каменного угля и тяжелую промышленность и в меньшей степени на текстильную промышленность. После 1870 и особенно после 1880 года становится ясным, что Германия идёт новым путём, как страна второй Промышленной революции, где важнейшими секторами являются современная черная металлургия, химическая и электротехническая промышленность. Ниже мы ещё охарактеризуем первую и вторую Промышленные революции, быстро последовавшие одна за другой.
277
Как и во времена первой Промышленной революции в Англии, строительство железных дорог в Германии переживало бум. В 1840 году общая протяженность железных дорог на территории немецких государств составляла всего 469 километров. Железнодорожная сеть быстро расширялась, с 1850 по 1870 было построено 13.000 километров. Железные дороги были самым большим стимулом для развития экономики: как и в Англии в результате строительства железных дорог возрос спрос на уголь, железо и машины; транспортные расходы резко сократились, в результате чего отдалённые районы получили большие возможности подвоза и сбыта.

Расширение железнодорожной сети продолжалось до Первой мировой войны. В 1910 году сеть железных дорог в Германии с её общей протяженностью в 60.000 километров с лишним почти вдвое превышала сеть железных дорог в Великобритании. Горная, промышленность и металлургия росли вслед за строительством железных дорог, при этом Рурская область стала центром тяжелой промышленности, так как там были обнаружены богатые запасы каменного угля. Менее благоприятным было до 1871 года снабжение металлургии сырьём. Только в 1871 году Германия получила в своё распоряжение сколько-нибудь значительные запасы железной руды, когда после Франко-прусской войны 1870-1871 годов рудники Эльзаса-Лотарингии перешли к Германии.

После этого в 1879 году была разработана технология по переработке железной руды из здешних рудников с её высоким содержанием фосфора в сталь, в которой ощущалась большая потребность в строительстве и машиностроении.
Между 1850 и 1870 годами промышленное развитие в Германии мало чем отличалось от английского. Однако в одном отношении имелось сильное различие, а именно в участии банков в индустриализации. Банки в Германии приняли активное участие в развитии промышленности. И после 1870 года банки продолжали играть очень важную, если не решающую роль в процессе дальнейшей индустриализации. В Англии же банкиры, напротив, очень неохотно вкладывали капиталы в промышленность.

Английские банки были семейными предприятиями, которые в первую очередь удовлетворяли краткосрочные потребности промышленности в капитале. Например, банки предоставляли кредит для закупки сырья. Предоставление кредита основывалось на личных связях: банкир знал промышленника-предпринимателя и его кредитоспособность.

В Германии ситуация была совсем иной. Там к 1850 году были созданы первые банки, которые не были семейными предприятиями, а имели форму акционерного общества. Эти промышленные инвестиционные банки специализировались в основном на финансировании постоянного капитала в тяжелой промышленности. Здесь оборачивались огромные суммы, потому что в этом секторе рентабельными были только круп-
278
номасштабные предприятия с самыми современными технологиями, вывезенными из Англии. Предприниматели в этой отрасли не были в состоянии постепенно создавать собственный постоянный капитал путём повторного инвестирования прибылей. Промышленные банки финансировали доменные установки, машиностроительные заводы и каменноугольные шахты за счёт сбережений мелких вкладчиков.

Сэкономленные средства, таким образом, производительно вкладывались в экономику. Экономическая распылённость, столь неблагоприятная в других отношениях, для частных банков имела положительные последствия. Мощного центрального банка, который навязывал бы частным банкам обязательные к исполнению предписания относительно предоставления кредитов, не было.
Как уже было сказано, процесс роста в Германии приобрёл после 1870 года свой особый характер. В немецкой истории 1871 год, конечно, имеет магическое звучание, потому что это был год объединения страны. Тем не менее, вопреки тому, что иногда утверждают, такая политическая унификация не стала важным стимулом развития в экономической области.

Особый характер индустриализации Германии после 1870 года не был следствием вмешательства со стороны нового германского государства. Экономическое развитие Германии было вызвано прежде всего целым комплексом взаимосвязанных явлений: быстром ростом внедрения технических инноваций в промышленности, особой производственной структурой, в которой доминировали картели и крупные предприятия, влиянием промышленных банков на процессы слияния и управления.
Технические нововведения в промышленности только отчасти основывались на изобретениях немецкого происхождения, изобретения из других стран также быстро находили в Германии применение в производстве. Для промышленного развития большое значение имели инновации в металлургии. Первым важным шагом явилось применение бессемеровского процесса, изобретённого в 1856 году в Англии, благодаря которому производство стали сделалось значительно дешевле.

Десятью годами позже мартеновский процесс, совместное англо-французское изобретение, позволил получать сталь различных степеней твёрдости. До появления этой технологии не существовало возможности точно регулировать содержание углерода в жидком железе, а вместе с ним и степень твёрдости. В 1879 году последовало открытие, сделанное двумя британскими химиками, Томасом (Thomas) и Гиль-крайстом (Gilchrist), которое имело для Германии чрезвычайно большое значение, и представляло собой метод плавки руды с большим содержанием фосфора и отделения фосфора от железа.

Остававшиеся фосфорные шлаки перемалывались и продавались в виде минерального удобрения томасшлака. Впредь можно было
279
разрабатывать богатые, но имевшие весьма высокое содержание фосфора запасы железной руды в Эльзасе-Лотарингии.
Как это было в случае с томассированием, химики открывали ряд побочных продуктов, пригодных к употреблению, которые получались при коксовании угля: важнейшими из них были газ, аммиак и дёготь, причём дёготь в свою очередь был важным сырьём для изготовления синтетических красителей. Само производство красителей тоже давало целый ряд побочных продуктов и тем самым явилось основой современной химической промышленности: аспирин, пластмасса и вискоза были новыми продуктами, которые внешне не были связаны с синтетическими красителями, но по химическому составу находились с ними в тесной связи. В сельском хозяйстве наконец-то была решена проблема удобрений (с появлением различных неорганических удобрений). Открытия не ограничивались областью химии.

К концу века вошли в употребление электрический мотор, и другие формы применения электричества (электрический трамвай и электрифицированные железные дороги, освещение), как и первые автомобили с двигателем внутреннего сгорания немецких фирм Мерседес, Бенц и Даймлер.
Быстрое развитие химической и электротехнической промышленности стало возможным, благодаря тесному сотрудничеству между университетами и предприятиями. В отличие от Англии естественные науки и техника рассматривались в немецких университетах в качестве важнейших предметов и техническое образование, в том числе и неуниверситетское находилось на очень высоком уровне. Опять же в отличие от Англии, где более или менее случайные изобретения определяли направление технического прогресса, предприятия тратили огромные средства на исследования и техническое развитие стало не только условием, но и следствием экономических успехов. В пятидесятые и шестидесятые годы немецкие предприниматели заимствовали уже известные технологии, в первую очередь из Англии.

В последние десятилетия девятнадцатого века в производстве использовались изобретения из других стран, но уже скоро сама Германия стала обладать монополией на новые достижения в этих быстро развивавшихся отраслях промышленности.
Капиталовложения в такие крупномасштабные отрасли промышленности, как горное дело, машиностроение, химическая промышленно ть, электротехника и металлургия находились на очень высоком уровне, более высоком, чем этого когда бы то ни было могли достичь отдельные предприниматели. Поэтому возникало всё больше акционерных обществ. Промышленные банки были главными акционерами в этих обществах и, таким образом, собственно владельцами предприятий, но это не означало, что в их руках находилось повседневное руководство. Возникло



Содержание раздела