Транспорт


В земледелии теперь в большей степени использовались системы многопольного севооборота вместо традиционной системы трёхпольного земледелия. Зерновые культуры чередовалось с такими кормовыми культурами, как корнеплоды и клевер. Преимуществом этих культур было то, что они восстанавливали плодородие почвы и одновременно могли прокормить большее поголовье скота. Больше скота — больше навоза, так что производство продукции полеводства также росло.

Так во многих сельскохозяйственных предприятиях сложилось более благоприятное соотношение между земледелием и животноводством. При системе открытого поля скот пасся на общинных выгонах, а после уборки урожая — по жнивью. Огороженные участки, напротив, использовались для хлебопашества и животноводства попеременно.

По прошествии нескольких лет пастбища перепахивались и использовались для земледелия. Сочетание огоражива-
248
ния, системы многопольного севооборота и использования земли попеременно под пашню и пастбища оказалось очень продуктивным. Другими явлениями, которые в восемнадцатом веке повысили производительность сельского хозяйства, были, например, улучшенные методы разведения скота и семенной селекции, повышенное внимание к борьбе с сорняками и усовершенствованные орудия. Примерно в середине девятнадцатого века появились и другие новшества, как например, усовершенствованные методы осушения земель и использование гуано (птичьего помёта из Южной Америки).

Следующий большой скачок вперёд в области сельскохозяйственной технологии произошел только в последней четверти девятнадцатого века в результате применения минеральных удобрений и механизации сельского хозяйства.
Огораживание не было новым явлением для восемнадцатого века и описанные выше сельскохозяйственные приёмы тоже в большинстве своём были известны и ранее. Новшество состояло в применении уже имеющихся знаний по повышению производительности сельского хозяйства в более широких масштабах на огороженных участках, причем некоторые из них были огорожены уже давно. Повышенный спрос стимулировал в восемнадцатом веке использование этих сельскохозяйственных инноваций.

Переход на новые технологии проходил медленно, но конечный эффект, если взять весь восемнадцатый век, был большим.
Важное объяснение успехов английского сельского хозяйства кроется в социальных взаимоотношениях в сельской местности. Арендаторы могли гибко реагировать на изменения цен на сельскохозяйственную продукцию, поскольку знали, что увеличение отдачи сельскохозяйственного производства принесёт им самим прямую выгоду. Предприимчивые члены дворянского сословия тоже были пионерами аграрной революции, поскольку в Англии землевладение было не только источником общественного престижа; дворянство уже давно открыло важный источник доходов в правильном использовании земли.
Динамика цен на зерно, главнейший продукт английского сельского хозяйства, выглядела следующим образом. В первой половине восемнадцатого века, особенно между 1720 и 1740 годами, цены на зерно были низкими: при благоприятном климате урожаи были высокими. Хотя для тех, кто должен был покупать зерно на рынке, такое положение было выгодным, весь аграрный сектор терпел убытки при такой ситуации.

Где-то в середине восемнадцатого века цены на зерно поднялись из-за возросшего спроса как на внутреннем рынке — вследствие роста населения,, так и на внешнем. В пятидесятые годы восемнадцатого века Англия экспортировала достаточно зерна, чтобы накормить 1 миллион человек, четверть тогдашнего населения Ан-
249
глии. Растущие цены на зерно стимулировали огораживание общинных земель и введение новых технологий. Сельскохозяйственное производство, не только зерна, но также такого сельскохозяйственного сырья, как шерсть, древесина и кожа, быстро росло, но в последние десятилетия восемнадцатого века рост населения превзошел рост производства. Тогда возникла необходимость импорта зерна — за исключением лет с хорошими урожаями.

Для аграрного сектора это было золотое время. Производство росло, но поскольку спрос рос ещё быстрее, обычный эффект повышенного предложения, то есть снижение цен, не наступал. Продавалось больше продукции и по более высоким ценам. В неурожайные годы и тем более в сочетании с военными действиями на континенте, из-за которых импорт зерна сокращался, цены на зерно могли порой подниматься очень высоко.

В кризисные годы бедняки оказывались за чертой прожиточного минимума: например, в 1795-1796 и 1799-1801 годах происходили голодные бунты. В последние военные годы цены на хлеб тоже были крайне высокими: между 1810 и 1814 годами хлеб в Лондоне в среднем был в два раза дороже, чем в 1790 году.
После окончания войны в 1815 году цены на все сельскохозяйственные продукты резко снизились. Крестьяне, которые были недостаточно гибки, чтобы приспособиться к новой ситуации, или не имели капитала для модернизации своего производства, столкнулись с серьезными проблемами. Для всего аграрного сектора, но особенно для хлебопашества, наступил период депрессии, который продолжался до сороковых годов.

Призывы к защите интересов аграриев и протесты против импорта дешевого иностранного зерна был услышаны уже вскоре после войны и Хлебные Законы были ужесточены. Впредь иностранное зерно ввозить было нельзя, пока цена на отечественное зерно не достигала определенного уровня. Такую защиту английского аграрного сектора было легко осуществить, потому что землевладельцы имели ещё сильное представительство в Парламенте. Промышленники были настроены резко отрицательно в отношении Хлебных Законов, из-за которых цены на зерно были высокими, а вместе с ними и расходы на зарплату. Недовольство Хлебными Законами всё росло.

Эти законы стали символом конфликта интересов в британской экономике: аграрный сектор против промышленного, богатые землевладельцы против городской бедноты, протекционизм против свободной торговли. В 1845 году Хлебные Законы были отменены. Интересы промышленности, которой были выгодны низкие цены на зерно, в конечном итоге восторжествовали над интересами земельной элиты.


Аграрная революция тесно переплетается с Промышленной революцией. Важное значение аграрной революции состоит в росте производительности труда в сельском хозяйстве и тем самым в
250

росте сельскохозяйственных излишков. С помощью этих растущих излишков можно было накормить большую часть увеличивавшегося населения. В результате роста производительности труда в сельском хозяйстве для производства продуктов питания требовалось сравнительно меньше людей, так что дополнительная рабочая сила, возникавшая в результате роста населения, могла найти применение в городской промышленности. В абсолютном выражении сельское население продолжало увеличиваться до 1850 года, но относительная доля сельского хозяйства как источника средств существования сократилась, как явствует из таблицы 6.5. Другой важный момент состоит в том, что расширение производства предотвратило необходимость широкого ввоза продовольствия.

При широкомасштабном импорте продовольствия большая часть покупательной способности как раз на первых стадиях индустриализации досталась бы иностранным производителям. Но сейчас деньги, которые жители городов тратили на питание, по большей части оставались в стране. В период 1750-1815 годов аграрный сектор обратил себе на пользу высокие цены и растущие возможности сбыта.

Этот сектор в свою очередь смог обеспечить платёжеспособный спрос на промышленную продукцию и образовал резервуар для капитала. Сельское хозяйство явилось одним из важных источников финансирования таких больших инфраструктурных проектов, как прокладка каналов во второй половине восемнадцатого века.
6.2.3. Транспорт
Одной из существенных проблем пред-индустриальной экономики было отсутствие региональной интеграции. Перевозка на большие расстояния любым транспортом, за исключением вод-
251
ного, была настолько дорогой, что по суше перевозились только предметы роскоши. Предпринимателям приходилось накапливать большие запасы сырья, потому что подвоз сырья был крайне ненадёжным из-за недостатка транспортных средств. Поставка готовых изделий, также осуществлялась с трудом, поэтому по большей части производство было ориентировано на местный или в крайнем случае на региональный рынок.

Однако современный экономический рост был бы невозможен без хорошей сети путей сообщения, прежде всего потому, что улучшение перевозок снижало транспортные расходы, а вместе с ними и стоимость сырья и готовых изделий. Во-вторых, хорошая транспортная система означала расширение рынка как для сырья, так и для готовых изделий, что позволяло предпринимателям извлекать выгоду из расширения масштабов производства и специализации труда.
В Англии ещё в начале восемнадцатого века была довольно хорошая сеть водных путей, благодаря наличию большого числа судоходных рек. Кроме того было хорошо развито транспортное сообщение между морскими портами. Тем не менее имевшаяся сеть водных путей весьма скоро оказалась недостаточной, поскольку из-за роста городов росла потребность в дешевых и быстрых перевозках насыпных грузов. В больших количествах, чем прежде приходилось перевозить на большие расстояния сельскохозяйственную продукцию и каменный уголь для отопления домов. Решение проблемы заключалось в прокладке каналов, которые должны были соединить между собой судоходные реки.

До 1780 года урбанизация в большей степени, чем индустриализация стимулировала прокладку каналов, а впоследствии улучшенными транспортными возможностями в основном пользовалась расширявшаяся металлургия.



Содержание раздела