Со Второй мировой войны до наших дней


397
7.3.7. Заключение
В период 1880-1945 годов в четырёх рассматриваемых нами странах государство всё больше стало вторгаться в жизнь общества. С одной стороны, это объясняется такими процессами, как урбанизация и индустриализация с вытекающими отсюда последствиями, с другой стороны, к этому вела деятельность представителей буржуазии и позднее — организованного рабочего класса. Первыми начали вводить систему законов о социальном страховании немецкие власти, в остальных трёх странах усилия по решению социального вопроса предпринимались различными социальными группами.

Развивался сильный, организованный рабочий класс, который к концу периода, однако, всё больше поглощался средними слоями населения с присущими им общей массовой культурой.
Тридцатые годы принесли с собой испытание общественной стабильности. Массовая безработица вызвала огромную нагрузку в области социального обеспечения, и вместе с тем вела к настроениям безысходности среди больших групп населения. В 1933 году в Германии погибла неокрепшая ещё демократия, а в 1940 году во Франции тоже установился право-авторитарный режим, хотя и после поражения в войне с Германией, но тем не менее при значительной поддержке французского населения.
В период 1880-1940 годов общественный порядок явно определял промышленный капитализм. Годы кризиса и Вторая мировая война привели к краху этого порядка и после 1945 года появились новые решения общественных проблем в государстве всеобщего благосостояния.
7.4. Со Второй мировой войны до наших дней
7.4.1. Роль государства
После Второй мировой войны растущее вмешательство государства в области распределения, трудовых отношений, доходов и социального обеспечения становится особенно заметным. Это вмешательство стало возможным, благодаря ряду процессов, имевших место незадолго до войны, во время войны и после её окончания. В десятилетие, предшествовавшее началу Второй мировой войны, почти весь мир был охвачен тяжелым экономическим кризисом и когда из него в какой-то мере удалось выбраться, перед началом Второй мировой войны и в военное время ряд политиков проникся убеждением, что такое деморализующее состояние безработицы больше никогда не должно повториться. Во время войны власти вторгались в ряд областей обще-
398
ственной жизни и такое же вмешательство государства было необходимо и в период послевоенного восстановления. Очевидно, что когда государство берёт на себя какую-то задачу, оно потом уже не может от неё отказаться.
Возросшее благосостояние после 1945 года распределялось более равномерно, чем прежде, и классовые различия вследствие этого сглаживались. Кроме того меры, предпринимаемые государством всеобщего благосостояния, вели к устранению зависимости от непосредственного окружения — родственников, хозяина, церкви - и эту роль брало на себя государство. В этом смысле все становились равными.

Все были зависимыми в равной степени и имели право на социальное обеспечение.
Что же мы понимаем под государством всеобщего благосостояния Иногда государство всеобщего благосостояния определяют как форму общежития, при которой власти в рамках демократической системы гарантируют благосостояние всех, кто принадлежит к этому общежитию. Вмешательство государства распространяется на большее число областей, чем охватывает социальное страхование. Так, сюда относится и забота о поддержании полной занятости, об образовании, жилище, отдыхе и здоровье. Наряду с этим общество стало так сложно устроенным, что всевозможные традиционные формы социальной организации и социальной защиты людей, столкнувшихся с проблемами, исчезли. Власть создала единое целое из правил и учреждений, которые помогают людям решать их проблемы: безработные получают пособие или проходят переподготовку, при болезни гарантируется определённый доход, престарелые получают гарантированную пенсию.

Всё это позволяет обществу существовать. Различные составляющие части государства всеобщего благосостояния являются как бы смазочным материалом для весьма сложной системы современного общежития.
Для достижения своих целей государство вторгается в экономическую жизнь. С помощью налоговой политики оно старается
Табл. 7.7. Расходы по социальному обеспечению в 1950-1983 годах, % от ВНП



















страна

1950

1960

1970

1980

1983

Зап. Германия Франция Голландия Великобритания

15,3 15,9 8,5 11,2

15,3 13,2 9,3 10,8

18,1 15,3 11,6
13,7

25,9 26,7 20,1 17,3

28,0 29,4 23,5 20,5


Источник: Герхард А. Риттер, Социальное государство, возникновение и развитие в международном сравнении (Мюнхен 1991-2) 202. Gerhard A.Ritter, Der Sozialstaat, Entstehung und Entwicklung im internationalen Vergleich (Munchen 1991-2).
399
перераспределить доход в пользу менее привилегированных групп населения. Наряду с понятием государство всеобщего благосостояния употребляются и другие названия, которые, однако, имеют приблизительно одно и то же значение: государство вмешательства, позднекапиталистическое государство, послеиндустриальное общество, общество услуг. Можно сказать, что эти названия подходят ко всем рассматриваемым нами странам в период после 1945 года.
В таблице 7.7 отражены расходы по социальному обеспечению (в процентах от валового национального продукта) - затраты на здравоохранение, гарантии получения доходов в случае безработицы или болезни и семейные выплаты, например, пособия на детей. Мы видим, что в начальной позиции существуют сильные различия, но что уже в 1983 году во всех четырех странах эти расходы составляют более 20 процентов. Наибольшие затраты по-прежнему несёт Франция, но четвёртое место в 1983 году занимает не Голландия, как это было в 1950 году, а Англия.
Как уже было сказано, во время Второй мировой войны во всех четырёх странах увеличилось вмешательство государства в различных областях общественной жизни. Такая политика вмешательства продолжалась и после освобождения Голландии и Франции и в период переориентации в Англии и Германии. В Англии во время войны (1942) был издан Доклад Бевериджа, в котором либеральный политик и экономист лорд Беверидж (Beveridge) (1897-1964) предлагал английскому правительству широкомасштабный план (Доклад по социальному страхованию и родственным службам). Этот план впоследствии стал примером для многих стран. Кроме того в результате Второй мировой войны мир оказался разделённым на Западный и Восточный блок.

Восток под руководством Советского Союза проповедовал идеальное государство без безработицы и с обеспечением всех, кто в этом нуждался. Поэтому Запад вооружался не только в буквальном смысле слова, но и в переносном. Он старался с помощью различных мер в социальной области показать широким массам, что капитализм и различные меры социального обеспечения могут идти рука об руку.
Два других фактора носят экономический характер. Прежде всего экономическая теория английского экономиста Джона Мэйнарда Кейнса, ставшая основой политики государства в области экономики. Другой экономический фактор касается характера социально-экономического развития после Второй мировой войны.

После периода восстановления, которое в частности было осуществлено с американской помощью по плану Маршалла, последовал небывалый экономический рост и подъём благосостояния.
400
7.4.2. Средние слои населения
На ком же покоится это общество нового типа В результате введения ряда мер по социальному страхованию, экономического роста и перераспределения результатов этого роста классовые противоречия не усилились, а в значительной мере сгладились. Профессиональная структура стала еще более дробной и дифе-ренциированной, появилась многочисленная группа хозяйственных руководителей, возглавляющая в качестве технократической элиты предприятия и общественный сектор. Место однородного рабочего класса, состоящего из необученных и бедных людей, каким он был во второй половине девятнадцатого века, заняло сильно дифференцированное рабочее население. Поляризация между капиталом и трудом, которая, как казалось, должна была бы завершиться в начале двадцатого века, стала исчезать. Процесс дифференциации в промышленности был вызван развитием химической и электротехнической индустрии, где знания и подготовка приобретали всё больше значения.

Этот про-. цесс особенно энергично продолжался после Второй мировой войны.
Из таблицы 7.8 можно видеть, что стоимость жизни в Соединённом Королевстве с начала двадцатого века и до шестидесятых годов увеличилась более чем в четыре раза. Однако доход выделенных в таблице профессиональных групп вырос ещё больше. Доходы квалифицированных рабочих выросли в восемь раз, а полу-квалифицированных даже в девять с лишним раз. Банковским служащим в 1960 году пришлось удовлетвориться доходом,
Табл. 7.8. Динамика стоимости жизни и доходов в некоторых секторах в Соединённом Королевстве в 1906-1960 годах (1906=100).
доход** доход*** доход
квалифщ. полуквалиф. банковских рабочих рабочих служащих





































1906

98*

100

100

100****

1924

185

188

200

197

1935

153

203

212

259

1955

397

648

744

599

1960

454

829

922

732




Содержание  Назад  Вперед