Сказанное выше нуждается в некотором пояснении.


Сказанное выше нуждается в некотором пояснении. Для этого лучше всего будет посмотреть, где мы можем найти проявления народной культуры. Прежде всего в этой связи каждому на ум приходят песни и сказания.

Они могли принимать самые разные формы; они могли быть чистым отдыхом, но наряду с этим и описанием или обвинением общественных порядков или выражением религиозных чувств, а также содержать сексуальные намёки.
Во-вторых, праздники. В прединдустриальной Европе празднования происходили часто. Религиозные праздники, праздники по случаю основания того или общества, праздники урожая и другие оказывали большое влияние на общественную жизнь. При
182


Комета над Роттердамом в 1680 году. По народному поверью комета предвещала несчастье. Однако с наступлением научной революции кометы стали предметом научного изучения.

Некоторые из изображенных на картине людей наблюдают за кометой, другие в страхе отворачиваются.
празднованиях такого рода правителям часто отводилось важное место. Эти празднования были праздником всего общества и могли, таким образом, стать символом единства этого общества. Однако ещё одна причина, по которой правители присутствовали на праздниках, заключалась в том, что они сами в большинстве своём тоже были необразованными людьми и в силу этого ощущали более тесную связь с народной, а не с элитарной культурой. Кроме того, эти праздники могли снимать опасения, например, страх перед неурожаем, страх пред опасностью войны или перед стихийными бедствиями. Во многих праздниках присутствовал элемент заклинания.

Праздники могли снимать и другие виды напряженности. Во время праздников, на которых часто носили маски, можно было непосредственно или символически излить своё недовольство. В других случаях праздники могли давать выход накопившимся сексуальным страстям.

Широко известна сексуальная символика карнавалов.
183
В-третьих, существовали и суеверия. Европеец прединдустри-ального периода жил в мире, в котором по его представлениям его окружали духи, волшебники, тролли, гномы, эльфы и другие сверхъестественные существа, которые были настроены к нему чаще враждебно, нежели дружелюбно. Находились люди, которые были тесно связаны с этим миром; иногда они пользовались своими знаниями, чтобы помочь другим людям, это были так называемые белые маги, но намного чаще они использовали свои знания для порчи (maleficia). С помощью порчи можно было погубить урожай, наслать болезнь на скот, из-за порчи людей внезапно могли постигнуть болезни, бесплодие или импотенция.

Людям приходилось вооружаться против всех этих опасностей. Для этого можно было прибегнуть к помощи белых магов, но этого было недостаточно. Человек прединдустриального периода должен был строго придерживаться определённых ритуалов и правил поведения.

Нельзя было переходить перекрёсток, не перекрестившись, надо было остерегаться чёрных кошек, нельзя было в полночь находиться около кладбища, надо было стараться задобрить домовых маленькими подарками. Короче говоря, поведение многих наших предков определялось тем, что мы сейчас называем суеверием.
Важную роль в отношении суеверий играла католическая церковь, которая обладала своего рода магическим противоядием. Злые духи бежали от изображения креста; святая вода и просфора, освященные церковью, могли выполнять магические функции. Таким способом можно было излечивать болезни, делать нивы плодородными и снимать проклятие, наложенное ведьмой. При окружении, которое, как считалось, постоянно таило в себе угрозу человеку, повседневное существование в значительной мере подчинялось ритуалам.

Эти ритуалы и правила поведения составляют важный аспект народной культуры.
4.6.4.1. Подавление народной культуры
В период между 1500 и 1800 годами описанная выше народная культура всё больше подвергалась давлению сверху — это ещё малоизученный, но интересный феномен. Причины этого подавления следует искать в изменениях в обществе, которые произошли в этот период. Растущее преследование народной культуры есть, таким образом, проявление процесса перемен, о котором мы говорили раньше.

К этим переменам мы в первую очередь относим медленное исчезновение старой сословной структуры, что в первую очередь верно для городов и части английской деревни. Взаимная связь, характерная для традиционUого общества, сменялась более опосредованными взаимоотношениями. Мы уже могли констатировать, что, например, в Англии в силу этого значительно изменилось соотношение сил в деревенской
184
общине. Страх перед растущим городским пролетариатом тоже мог стать для городской элиты побудительным мотивом для подавления проявлений народной культуры, которые, как она считала, содержали в себе элементы насилия.
Во-вторых, в качестве причины преследования-народной культуры назовём изменения религиозного плана. Многие историки указывают на то, что в протестантских странах, а после контрреформации и в католических, наступление на народную культуру было развёрнуто как раз со стороны церкви. Эта тенденция совпала с проявлявшимся и в других областях стремлением вмешиваться в повседневную жизнь верующих.
Французский историк Фландрэн (Flandrin) констатирует на основании правил проведения исповеди и других материалов из церковных архивов растущее вмешательство католической церкви в семейную жизнь. В Англии, где существовала англиканская церковь, происходило нечто подобное; в период централизации политической власти духовенство выступало за укрепление патриархальной власти в семье. С конца шестнадцатого века церковными и юридическими мерами подчёркивалась роль отца, как главы семьи, а жене отводилась подчинённая роль.

Наступление церкви, как в протестантских, так и в католических странах, следует рассматривать в свете этого растущего вмешательства в повседневную жизнь.
На фоне вышесказанного становится понятным сопротивление, которое церковь оказывала народной культуре. Можно с полным основанием предположить, что до шестнадцатого века христианство в Западной Европе еще недостаточно укрепилось среди большой части населения. Сомнительно, чтобы простое население, во всяком случае в его большинстве, можно было называть христианами.

Многих людей привлекала магическая атмосфера, окутывавшая средневековую церковь, а не христианская идея. Протестантство, а после контрреформации и католичество, которые придавали большое значение чистой вере, противопоставляли себе народным верованиям, в которых господствовало магическое и сверхъестественное.
Третья причина заключается в усилении роли образования. Выше мы назвали народную культуру культурой главным образом необразованных людей, так что рост числа тех, кто умел читать и писать, мог вызвать перемены в пользу культуры, основанной на письменности.
И наконец, усиление центральной власти, естественно, шло за счёт подавления местных традиций и обычаев.
4.6.5. Образование


Важную роль в распространении образования опять-таки сыграла реформация. Протестантство делает упор на индивидуалисти-
185
ческое вероисповедание и на самостоятельное чтение Библии: протестантство — это религия слова. Поэтому в протестантских странах реформация сопровождалась расцветом образования. Вокруг церквей возникали школы, в которых обучали хотя бы начаткам чтения и письма.

Среди населения тоже предпринимались шаги по сбору денег для открытия своих школ.
В конце шестнадцатого и в семнадцатом веке в Англии это привело к сильному сокращению неграмотности среди низших сословий. В деревушке Терлинг в Эссексе доля грамотных среди богатых крестьян и ремесленников составляла в 1600 году 44 процента, среди менее зажиточных крестьян и ремесленников 25 процентов и среди наёмных рабочих 0 процентов. К концу века эти показатели возросли соответственно до 83, 68 и 36 процентов.

Это — поразительные цифры, однако не во всей Англии положение было столь благоприятным. Данные по деревне Терлинг выявляют к тому же ещё одно явление: чем больше богатства, тем больше грамотности. Дети бедных англичан были вынуждены идти работать (без их доли в семейных доходах обойтись было нельзя), времени на обучение при таких обстоятельствах не было.

Впрочем, эта проблема была характерной не только для Англии, в других странах бедняки тоже не могли обойтись без рабочих рук своих детей.
Табл. 4.3. Неграмотность среди амстердамских женихов и невест (лица, не умеющие расписываться и поставившие только крест)

























женихи

невест ы

1630

43

68

1680

30

56

1729/1730 1780

24 15

49 36


Источник: Всеобщая история Нидерландов, т. VII. (Харлем, 1980) 262. Algemene Geschiedenis der Nederlanden) VII (Haarlem 1980).
В Голландии реформация тоже способствовала развитию образования, хотя, с нашей точки зрения, оно было очень плохого качества. Учитель, который часто и сам-то с трудом умел читать и писать, должен был давать урок классам, в которых иногда было более ста детей, что вряд ли способствовало повышению качества образования. Однако определённые сдвиги происходили и в Голландии.

Приводимые ниже цифры (см. таблицу 4.3) о распространении грамотности в Амстердаме, дают достаточно яркую картину.



Содержание раздела