Рост промышленности по нынешним оценкам


Рост промышленности по нынешним оценкам с 1880 по 1910 год был несколько ниже роста за период 1850-1880 годов (см. диаграмму 6.4). Это связано с низким ценами на международном рынке в период между 1873 и 1895 годами. Поскольку в Нидерландах началась промышленная революция, экономика стала более чувствительной к международной конъюнктуре. Нидерландское предпринимательство стало испытывать из-за этого негативное влияние низких цен; ряд предприятий больше не мог
292
работать с прибылью и эти предприятия обанкротились. После того, как международная конъюнктура после 1895 года пошла на поправку, темпы экономического роста снова ускорились. Динамика роста размеров предприятий за период 1889-1910 годов свидетельствует о значительном расширении современных, крупномасштабных предприятий.

Если в 1889 году на предприятиях с числом персонала более десяти человек работало только 24 процента самодеятельного населения, то в 1910 этот показатель вырос уже до 45 процентов. После 1895 года мы также видим быстрый рост использования паровых двигателей и таких современных источников энергии, как газ и электричество.
В секторе услуг высокие темпы роста существовали на протяжении всей второй половины девятнадцатого века. Отчасти это можно объяснить расширением внутреннего рынка. Улучшение инфраструктуры (строительство каналов и железных дорог) в сочетании с ростом численности населения и его покупательной способности, вызвало значительный рост внутренней торговли. Но рост сектора услуг несомненно происходил и благодаря развитию международной торговли, в которой Нидерланды в силу их благоприятного расположения стали играть заметную роль. Усовершенствование инфраструктуры, в частности прокладка Североморского канала и Нового водного пути, сделало Амстердам и Роттердам более привлекательными в качестве международных портов.

Важное значение имела и отмена транзитных пошлин на Рейне в 1867 году. С того года Голландия и в первую очередь Роттердам получили возможность извлекать прибыль из промышленного развития внутренних областей Германии. Благоприятное расположение между экономической сверх-держа-вой Великобританией, с одной стороны, и быстро растущей Германией, с другой, явилось важным стимулом для развития голландской внешней торговли. Присоединение как Роттердама, так и Амстердама к международной железнодорожной сети ещё больше увеличило значение обоих городов, как торговых центров. При этом наступила определённая специализация.

Роттердам стал играть важную роль как транзитный порт для таких насыпных грузов, как железная руда и зерно и как порт для экспорта голландской сельскохозяйственной продукции, тогда как Амстердам оставался центром колониальной торговли. В Амстердаме концентрировалась торговля ост-индскими табаком, кофе, сахаром и какао. После отмены системы принудительных культур в 1870 году появилось больше простора для частной инициативы в Нидерландской Индии.

В Амстердаме находились многие компании по торговле колониальными товарами и колониальные банки. Роль государства в экономическом развитии в девятнадцатом веке оставалась скромной. За исключением деятельности НТК мы знаем мало примеров прямого вмешательства властей в экономику.
293
Такой была Голландия накануне Первой мировой войны -страной с большим и высокопроизводительным аграрным сектором и большим сектором услуг. К тому времени страна, правда, утратила свой чисто аграрно-торговый характер, который она носила сто лет до этого, но индустриализация не означала разрыва с прошлым, потому что голландская промышленность тесным образом переплеталась с сельским хозяйством и сектором услуг. Сфера международных услуг имела большое значение для экономического развития, потому что в вопросах снабжения сырьём промышленность по большей части зависела от импорта, и для сельского хозяйства, и для промышленности большое значение имели иностранные рынки сбыта. Такая взаимная зависимость между различными секторами характерна для экономического развития Нидерландов в девятнадцатом веке. Тем самым экономическое развитие Нидерландов, как и Великобритании, является примером уравновешенного роста.

Голландское сельское хозяйство было гораздо более современным, чем сельское хозяйство Франции или Германии, более развита была и сфере услуг. Уровень занятости в этом секторе сопоставим с уровнем занятости сфере услуг в Великобритании (таблица 6.2). Основы специфической роли Голландии двадцатого века как центра международного распределения были заложены в еще девятнадцатом веке.
6.3.5. Англия: оплот международной торговли
Индустриализация других стран имела для Англии далеко идущие последствия. Доля Великобритании в мировом производстве промышленных товаров сократилась, когда индустриализация началась и в других странах. Это было неизбежно, но в период 1870-1914 годов произошли и другие изменения.

Коэффициент роста промышленного производства резко снизился с 3,1 процента в период 1811-1877 годов до 1,6 процента в период 1870-1913 годов. Тем самым английские показатели остались далеко позади достижений Германии и Франции (таблица 6.9). Ослабление ведущей позиции Великобритании в области промышленности было, однако, не столь заметным на фоне роста международной торговли, в которой Великобритании удавалось удерживать своё превосходство как крупнейшей торговой державы мира и как финансового центра.

Ниже мы рассмотрим торговую и финансовую роль Англии во второй половине девятнадцатого века, а затем депрессию в промышленности.
Во время Промышленной революции британский экспорт заметно вырос. Как было отмечено выше (см. подраздел 6.2.5), такой рост экспорта был необходим для финансирования растущего импорта продовольствия и сырья. После 1850 года экспорт
294
в значительной части всё ещё состоял из товаров, которые играли столь значительную роль в первой фазе индустриализации, как например, хлопок и железо. Однако направление торговых потоков менялось. Англия экспортировала всё меньше готовых хлопчатобумажных изделий на европейский континент, но всё больше нитей и текстильных машин. Экспорт хлопчатобумажных изделий как таковой переместился в Африку, на Ближний Восток, в Азию, Австралию и Латинскую Америку. Хлопчатобумажная промышленность в сильной степени зависела от сбыта на внешних рынках, 60-80 процентов всей продукции шло на экспорт.

Помимо хлопчатобумажных тканей и железа после 1850 года экспортировалось всё больше каменного угля. Крупнейшими потребителями британского угля были железные дороги и развивающиеся промышленные предприятия. В 1913 году Великобритания вывезла 98 миллионов тонн каменного угля, почти треть всей добычи и по стоимости 10 процентов общего британского экспорта. Другим новым предметом экспорта стали железные, а затем стальные пароходы. Незадолго до Первой мировой войны примерно четверть всех' пароходов, построенных на британских верфях, продавалось заграницу, но наибольшая их часть плавала под британским флагом как составная часть огромного торгового флота.

В 1913 году 34 процента тоннажа мирового флота принадлежала Британии.
Хотя с начала девятнадцатого века импорт всё время превышал экспорт, реальных проблем это обстоятельство не создавало. Дело в том, что отрицательный торговый баланс (экспорт минус импорт) вполне компенсировался доходами от капиталовложений за морем и от сферы услуг (см. таблицу 6.10). Сфера услуг чрезвычайно выросла в результате развития мировой торговли после 1850 года. Это было связано с интернационализацией экономики в результате одновременного роста транспортных возможностей (железные дороги и пароходы) и индустриализа-
Табл. 6.10. Платёжный баланс Великобритании, 1831-1913




























































Средние годовые показатели (млн. фунтов )и текущие цены



импорт

экспорт

торг, баланс

услуги

прибыль

тек. счет

1831-35

53,6

40,5

-13,1

14,1

5,4

6,4

1851-'55

116,4

88,9

-27,5

23,7

11,7

8,0

1871-75

302,0

239,5

-62,5

86,8

50,0

74,6

1891-'95

357,1

226,8

-130,3

88,4

94,0

52,0

1911-13

632,2

488,9

-134,4

152,6

187,9

201,6


Источник: Питер Матиас, Первая промышленная нация. Экономическая история Британии 1700-1914 (Лондон 1976) 305. Peter Mathias, The first industrial nation.

An economic history of Britain 1700-1914 (London 1976).
295


Ширина стрелок пропорциональна количеству экспортируемого капитала. Exported Capital in Miljarden Dollars — вывезенный капитал в миллиардах долларов; Total Exported Capital in 1914 — всего вывезено капитала в 1914 г.
Рис. 6.5. Экспорт европейского капитала в 1914 году
Источник: Р.П.Пальмер и Джоэль Колтон, История современного мира (Нью Йорк 1971-4) 621. R.P.Palmer Joel Colton, A history of the modem world (New York 1971-4).
296
ции европейского континента. За океан на английских судах перевозилось всё больше промышленных товаров, продовольствия и сырья. Благодаря низким фрахтовым тарифам Великобритания была в состоянии взять на себя транспортировку грузов в любую точку мира, поскольку английский торговый флот мог брать при выходе из Англии каменный уголь, тогда как суда других стран шли порожняком. Экспорт каменного угля окупался и обратные перевозки можно было осуществлять по пониженным тарифам.

Другим фактором, обуславливавшим низкие фрахтовые тарифы, было британское судостроение, которое поставляло дешевые и добротные суда. Сами грузы страховала компания Ллойда, а банки в лондонском Сити финансировали эту международную торговлю.



Содержание  Назад  Вперед