Реформация


В средние века религия пронизывала всю общественную жизнь. Разделения между религиозной и светской сферами, какое мы знаем в наше время, в средние века не существовало. Поэтому в сохранении средневековой системы власти религия играла решающую роль.

Для человека средневековья социальная и политическая иерархия были даны Богом и вследствие этого были неприкосновенны.
В экономической жизни власть церкви была также велика. Характерным примером могут служить гильдии, имевшие большое значение как ремесленные организации и как фактор силы внутри городских стен. У гильдий были большие религиозные обязанности. Труд ради труда не был дозволен в средние века, целью труда были служение Богу и возможность попасть на небеса.

Наживать прибыль было запрещено. И первые гильдии возникли именно для того, чтобы были выполнены эти требования чисто религиозного происхождения: труд и прибыль нужно было разделять. Влияние церкви чувствовалось в экономике, в политике, в науке и искусстве, а также и во всей общественной жизни. В пятнадцатом веке положение изменилось. Всё больше людей в городах стали освобождаться от оков церкви.

С ростом торговли и промышленности менялась суть городского общества. Купцы всё больше осознавали необходимость новых капиталовложений; увеличивался риск, на который приходилось идти самому торговцу. Появилась группа предпринимателей, не таких, какими в прошлом были члены гильдии — все на одно лицо, а люди, которые сами отвечали за свои поступки. Они больше не были частью органичного целого, а занимали в обществе особое, собственное место. Они всё больше осознавали это.

В городах, сначала в Италии, а потом и по всей Европе мы видим, что акцент всё больше делался на индивидуума- изменение, которое прежде всего проявилось в области искусства и науки. Художник стремился не столько к религиозному, сколько к светскому, источником вдохновения в его творчестве было его собственное окружение. Учёный старался на основе собственных взглядов и наблюдений прийти к новым воззрениям.

Это было научной революцией по сравнению с предшествующими веками, когда в соответствии с церковными догмами человеку нельзя было иметь самостоятельные взгляды на сущность творения.
Постепенно церковь стала выпускать из своих рук общество, которое раньше всецело находилось в её власти. Эти исходящие из городов перемены пришлись на период, в который и среди бедняков наблюдалось растущая неудовлетворённость церковью. В течение средних веков церковь превратилась в институт, окруженный большой пышностью и роскошью.

Как вдохновитель веры и опора в трудные времена церковь уже не оправдывала надежд простого народа. Это ощущалось особенно болезненно в период,
179
когда человечество становилось жертвой бедствий, в которых можно было видеть только вмешательство высших сил. Особенно среди бедноты в четырнадцатом и пятнадцатом веках постоянно возникали религиозные движения, находившиеся вне рамок официальной церкви. Для каждого из этих движений было характерно стремление к очищению веры, в котором последователи данного движения видели себя богоизбранными.

Эти движения часто носили хилиастический характер: надвигается Страшный Суд и люди должны готовиться к спасению; по большей части они выступали против официальной церкви, которая осуждала и преследовала их как еретиков.
4.6.2. Реформация
Сильное недовольство церковью и растущая индивидуализация, сопровождавшаяся подрывом церковного учения, рано или поздно должны были привести к расколу в церкви. Здесь мы не будем рассматривать вопросы о том, как протекала реформация и какие теологические разногласия существовали между новыми церквями и старой церковью. Для нас важны только социальные последствия реформации.

Вместе с реформацией римско-католическая церковь потеряла своё монопольное положение посредника между Богом и людьми. Из протестантских церквей исчезло смягчающее и затемняющее воздействие ритуалов средневековой церкви, впредь человек был напрямую предоставлен милости Божьей. Вера индивидуализировалась.

Место духовенства рядом с верующими, а не над ними. Это привело к существенным изменениям в соотношении сил в протестантской части Европы. Правители стали выступать в роли защитников новой веры, они как бы брали на себя прежние функции папы.

Такое развитие можно очень ясно проследить на примере Англии, где король одновременно был главой англиканской церкви. Церковное имущество переходило в руки светских властителей, которые тем самым увеличивали собственную власть и могли разделаться с некогда могущественным соперником.
В странах, где реформации не удалось победить, церковная власть тоже теряла своё значение. Вместе с контр-реформацией — католической реакцией на протестантство — католическая церковь тоже пошла новыми путями. В значительно большей степени, чем раньше, акцент тоже делался на углублении веры, даже если для этого нужно было игнорировать мирские дела. В католических странах мы тоже видим постепенное разделение между церковью и государством.

Мирские и духовные дела перестают быть частью единого более крупного образования, но занимают свои отдельные места в социальной структуре.
В политической борьбе церковь ещё продолжала играть важную роль. Нельзя представить себе, пожалуй, ни одного полити-
180
ческого конфликта шестнадцатого или семнадцатого века, в который не была бы втянута религия. Но в позиции, которую религия занимала в таких конфликтах, можно констатировать заметные изменения. Религия всё больше становится предлогом, иод которым устраняются противники, а также средством мобилизовать людей на поддержку чьих-то политических амбиций.

К кровопролитию Варфоломеевской ночи т* Франции (1572), к казни Ван Ольденбарневельда (Van OMenbernevelt) (16I9), к Английской революции (1650) привели именно политические противоречия, а не религиозные тезисы, использовавшиеся в оправдание этих кровопролитий. Религия стала инструментом в политической игре. Яснее, чем где бы то ни было, в этих полурелигиозных конфликтах мы видим крупные изменения, которые со времён средневековья произошли в позиции церкви в обществе. Эти изменения означали, что церковь больше не хотели рассматривать в качестве светской силы, а считали добродетелью направленность церкви исключительно на духовные дела. Эти пMремены стали возможными потому, что, например, в Англии политические силы смогли захватить в свои руки духовную власть.

В Англии светская и духовная власть в основном совпадали. Во Франции церковь занимала более независимую позицию, что проявилось во время Французской революции, когда значительная часть низшего духовенства встала на сторону третьего сословия.
4.6.3. Научная революция
В Западной Европе люди всегда проявляли интерес к технике. Они не только вбирали в себя знания, которые приходили из других мест (из исламского мира, из Китая), но и старались эти знания усовершенствовать и найти им новое применение. Это новое применение иногда определялась практическими нуждами, как это случилось с водяными и ветряными мельницами. Иногда практическое применение научных знаний стимулировались тем, что нужно было найти решение той или иной технической проблемы, например, в области судоходства. Иногда людей привлекала сама возможность использования техники.

Рост практических технических знаний приводил в частности к значительному усовершенствованию измерительной аппаратуры и приборов для наблюдения, вспомним изобретение и усовершенствование линз. В определённый момент люди перешли к наблюдениям, которые находились в противоречии с установленной церковью картиной мира.
Средневековая схоластика рассматривала состояние природы как рационально объяснимое и неизменное. Ещё Аристотель показал, как устроен наш мир. Попытки подвергнуть сомнению
181
основы учения Аристотеля рассматривались как ересь. Начиная с позднего средневековья, всё чаще возникали конфликты между старой наукой, которая исходила из идей Аристотеля, и новой наукой, которая пыталась исследовать действительность с помощью технических средств. В конечном итоге оказалось, что вопрос о том, какая из этих двух точек зрения на мир была правильной, можно было решить только экспериментальным путём.

Тем самым научная революция стала свершившимся фактом. Впредь направление движения западной науки стали определять эксперименты и наблюдения.
4.6.4. Народная культура
Обычно изучение культуры прединдустриальной Европы связывают с той культурой, которую сейчас ещё можно видеть в музеях, на картинах, в украшениях и предметах обихода, изготовленных с огромным терпением и искусством, с Данте, Шекспиром и другими писателями, с великими композиторами восемнадцатого века. Однако помимо этой официальной культуры, существовала ещё и другая, в значительной мере исчезнувшая для нас культура, которой как раз и стоит уделить внимание в настоящей работе. Обозначим эту культуру термином народная культура, хотя этот термин удовлетворителен не во всех отношениях.
Что именно мы должны понимать под народной культурой Может быть народную культуру нам следует охарактеризовать как веру и обычаи необразованной части населения и такие проявления этой веры и этих обычаев, как сказания, песни, праздники и правила поведения. Отчасти у этой народной культуры не было другой цели, кроме развлечения, и в этом смысле народная культура существует и сейчас, хотя и под названием массовой культуры. Однако у народной культуры прединдустриальной Европы есть и другие черты.

Народная культура подразумевала не только отдых, одновременно она давала выход социальной напряженности и обеспечивала возможность противостоять превратностям повседневного существования.



Содержание  Назад  Вперед