Реформа собственно валютной системы


Прежде всего заметим, что ныне речь не идет о реформе собственно валютной системы, как это было в 1960-1970-х годах, когда последний раз проводилась такая реформа, закрепленная пересмотром устава МВФ: отказ от принципа твердых валютных паритетов, ограничение валютной роли золота и создание международных денег специальных прав заимствования (СДР по первым буквам английских слов). Теперь речь идет о более широком и гибком использовании уставных полномочий Фонда для укрепления всей системы международных финансов, особенно для предотвращения и смягчения финансовых кризисов. В широком смысле ставится задача использовать для прогресса мировой экономики те преимущества, которые дает глобализация (конкретнее глобальные финансовые рынки), и вместе с тем исключить, или по крайней мере уменьшить, создаваемые ею риски и опасности.

Можно понять лидеров Фонда, когда они говорят, что для этого нужны не какие-то разовые решения, а система мер в разных областях, проводимых различным темпом при сотрудничестве международных организаций, правительств и бизнеса. Отсюда проистекает изобилие технических деталей, всевозможных оговорок и довольно зыбких формулировок в материалах МВФ по реформе мировой финансовой архитектуры.
Рекомендации Фонда не претендуют ни на радикальность, ни на особую оригинальность. Поэтому они в той или иной форме включают многое из того, что было предложено в последние годы другими организациями, коллективами и специалистами. Характерно также, что эти рекомендации Фонд предлагает проводить в жизнь совместно с другими международными организациями, ставящими своей целью укрепление мировой экономики и финансов (Всемирный банк, Банк международных расчетов в Базеле, Организация экономического сотрудничества и развития и другие).
В самой схематичной форме программу реформ мировой финансовой архитектуры можно изложить следующим образом:
Под контролем и при технической помощи международных организаций все страны должны принять меры по соблюдению фирмами и банками высоких стандартов деловой практики, бухгалтерии, отчетности и т.п. Должна быть обеспечена доброкачественность и своевременность статистической и иной информации, представляемой правительствами. Среди особо важных областей при этом фигурируют данные о валютных резервах и внешней задолженности.

Понятия прозрачности (transparency) и подотчетности (accountability) многократно фигурируют в материалах МВФ.
Особое внимание должно уделяться дестабилизирующему воздействию движения краткосрочных капиталов (иностранные вложения в краткосрочные ценные бумаги потенциально кризисных стран, рост заимствований банков и фирм таких стран за границей и т.п.). Фонд ни в коем случае не предлагает, чтобы страны применяли полный валютный контроль как над притоком, так и над оттоком таких капиталов. Он лишь говорит о постоянном отслеживании этих процессов, о возможности селективных мер в отношении некоторых форм движения капиталов.
Определенная в Уставе МВФ свобода стран-членов в выборе режима валютного курса (свободное или частично свободное плаванье, прикрепление к какому-либо якорю вроде доллара, стабильность в рамках группы стран и др.) должна быть сохранена, однако каждая страна обязана стремиться к тому, чтобы ее действия соответствовали интересам всеобщей макроэкономической стабильности. В частности. Фонд не должен помогать странам, которые искусственно поддерживают курс, оторвавшийся от экономической реальности (это косвенная самокритика ряда акций Фонда в 1997-1998 гг.).
Для предотвращения кризисов важнейшее значение имеет постоянное сотрудничество бизнеса (частного сектора) как в странах-кредиторах, так и в странах-должниках, потенциальных жертвах кризиса. Банки, инвестиционные фонды и другие институты стран-кредиторов должны крайне осторожно подходить к вложению средств в сомнительные активы. Банки и фирмы стран-должников не должны допускать опасного роста внешней задолженности.

Тем и другим следует своевременно договариваться об урегулировании долгов, не допуская панического изъятия средств, дефолта по облигациям и т.п.


Хотя это выглядит довольно абстрактно, практически все пункты программы имеют прямое отношение к России. Вопрос о статистике резервов Центрального банка России и способах их хранения на протяжении последних лет неоднократно ставился руководством Фонда. Хуже того, остаются подозрения, хотя и не доказанные, что часть его кредитов вовсе не попала в резервы, а каким-то образом была присвоена высокими российскими чиновниками.

Пирамида ГКО-ОФЗ в значительной мере питалась вложениями зарубежных спекулянтов, а отлив этих капиталов сыграл большую роль в августовском кризисе 1998 г. (подробнее см. главы 15 и 16). Упорное поддержание Центробанком завышенного курса рубля многими аналитиками считается одной из ошибок на пути к указанному кризису. Наконец, мировым финансовым сообществом высказывается мнение, что острота российского кризиса в известной мере связана с отсутствием прозрачных и честных связей между российскими банками и их западными партнерами.
Россия ни в коем случае не должна оставаться в стороне от реформы мировой финансовой архитектуры и, в частности, обязана активно сотрудничать в этой области с Международным валютным фондом.



Содержание раздела