Радикализм


7.2.5.3. Радикализм
Во Франции протест носил более выраженный социальный характер. Под влиянием таких мыслителей, как Фурье (Fourier) (1772-1837), Туснель (Toussenel) (1803-85) и Прудон (Proudhon) (1809-62) развился комплекс воззрений, в котором идеи народного духа сочетались с ярко выраженным анти-капитализмом. В своей книге Евреи, короли эпохи (Les juifs, rois de 1'epoque, 1846) Туснель восхвалял сельскую жизнь и начисто отвергал жизнь в городе. Современное городское существование в его глазах основывалось на торговле и банковском деле, которые он полностью отождествлял с еврейством. Фурье тоже усиленно подчёркивал вредные последствия торговли ценными бумагами и спекуляции, где евреи играли первую скрипку.

Он выступал за такую Францию, где крестьянин и ремесленник снова могли бы занять центральное место. То же самое делал и Прудон, ныне, пожалуй, самый известный из трёх. Прудон видел в капитализме источник всех зол. С его точки зрения, владельцы капитала был непроизводительны; ведь капитал они приобретали тем, что заставляли работать других. Положение населения Франции можно было поправить только там, где можно было бы положить конец паразитирующему капитализму.

Для Прудона тоже это означало на практике изгнание евреев из Франции.
Народное мышление в Германии и радикальное мышление во Франции были направлены на мелкую буржуазию, ремесленников и крестьян: людей, занятых в таком производстве, для которого при более современных индустриальных отношениях оставалось всё меньше места. Во Франции радикальные идеи сыграли важную роль в 1848 году и во время восстания коммунаров в 1871 году в Париже. В Германии идеи, стоявшие за народным мышлением, были получили развитие ещё до 1880 года.

Эти настроения в более поздние годы приобрели особое политическое значение.
7.2.5.4. Социальный протест
В девятнадцатом веке изменения в обществе способствовали развитию новых идеологий, но наряду с этим они повели к проявлениям недовольства, которые иногда имели идеологическую окраску. Зачинщиками были в первую очередь ремесленники. В
361
Англии в начале девятнадцатого века первым явным проявлением социального протеста ремесленников явилось движение луддитов. Луддиты были, по-видимому, ремесленниками, главным образом, прядильщиками и ткачами, которые захватывали мастерские и фабрики и ломали находившиеся там машины. Движение луддитов не было общенациональным социальным движением, но на местном уровне у них кое-где имелись прочные организации, против которых власти были вынуждены действовать весьма жестко.
Зато чартизм перерос в тридцатые и сороковые годы в общенациональное движение. В отличие от луддитов для чартистов было важно добиться осуществления явно политических требований: всеобщего избирательного права, тайного голосования, реорганизации избирательных округов и платы членам парламента, чтобы в парламенте могли заседать и менее богатые люди. Внутри самого чартизма ремесленники тоже играли важную роль, но, как представляется, к чартизму имели отношение и промышленные рабочие.
Как движение луддитов, так и чартизм всегда пользовались повышенным вниманием историков. Однако более характерным и вероятно и более важным было появление организаций самопомощи. Ещё в восемнадцатом веке в Англии существовали местные объединения кустарей, которые пытались с помощью единых действий добиться улучшения условий труда. В 1799 году эти организации были запрещены Законом об Объединениях (Combination Act).

Когда этот закон в 1824 году был отменён, это явилось сигналом к созданию в больших количествах местных организаций самопомощи, в основном ремесленников. Целью этих организаций было оказание взаимной помощи посредством финансовой поддержки в случае болезни или смерти, создание собственной кредитной системы и иногда обучение своему ремеслу.
В Германии ремесленники также вели себя беспокойно. В 1848 году они требовали восстановления гильдий. Вначале это требование имело некоторый успех — во Франкфурте возник даже свой парламент ремесленников, но по прошествии непродолжительного времени гильдии оказались нежизнеспособными.
Ещё во время Французской революции ремесленники, особенно в Париже, стали играли активную роль. В девятнадцатом веке их выступления случались регулярно. Как в 1830 и 1848 годах, так и во время восстания коммунаров в 1871 году вклад ремесленников был большим.

В 1848 году в течение непродолжительного времени даже предпринимались эксперименты с кооперативными социальными мастерскими, что было своего рода жестом в сторону ремесленников.
Наконец, в Голландии ремесленники не так часто выходили на улицы. Правда, и в Голландии именно ремесленники со сво-
362
ими организациями самопомощи первыми дали толчок к появлению профсоюзов.
7.2.5.5. Социализм
Важные элементы из идеологии возникшего позднее рабочего движения были ещё до 1880 года сформулированы Карлом Марксом (Karl Marx) (1818-83) и Фридрихом Энгельсом (Friedrich Engels) (1820-95). Вместе с марксизмом рабочее движение получило в своё распоряжение идеологию, которая, казалось, неопровержимо предсказывала появление идеального общества. Тем самым, рабочее движение получило важное пропагандистское оружие в борьбе за влияние на сознание рабочих.

Именно уверенность в окончательной победе, видимо, придавала столь большую притягательную силу социализму в конце девятнадцатого и в начале двадцатого века.
Как Маркс и Энгельс могли доказать неизбежность наступления социализма Движущей силой общественных перемен, в их глазах, была борьба между теми, кто имел средства производства, и теми, кто их не имел и, таким образом, был вынужден идти на работу к первой группе. Столкновение между этими двумя группами рано или поздно должно было стать неизбежным: речь шла о классовой борьбе. Если в период до Промышленной революции имущие классы, благодаря феодальной системе, могли использовать труд и им за это ещё не нужно было платить заработную в денежном выражении, то в промышленную эпоху заработная плата стала выплачиваться деньгами.

Маркс следовал за классическим экономистом Давидом Рикардо (1771-1823) и его трудовой теории стоимости, которая гласила, что заработная плата рабочего никогда не должна превышать тот минимум, который был ему нужен для воспроизводства собственной рабочей силы. То есть рабочий зарабатывает ровно столько, сколько ему нужно для обеспечения существования его самого и его семьи, чтобы он каждый день физически был в состоянии выполнять работу. Представим себе, что рабочий должен работать пять часов в день, чтобы произвести достаточно продукции, которая для предпринимателя окупила бы выплачиваемую рабочему заработную плату. В этом случае предприниматель заставит рабочего дополнительно работать ещё несколько часов.

Продукцию, произведённую за дополнительное время, предприниматель присваивает себе. Прибыль предпринимателя получается за счёт продукции, которую рабочий производит в дополнительное время. К этому сводится учение о прибавочной стоимости, из которого следует, что предприниматель может получить прибыль только от труда. Однако удачливый предприниматель не может удовлетвориться тем, что спокойно кладёт прибавочную стоимость в
363
карман. Конкуренция и технический прогресс заставляют его накапливать капитал, то есть часть своей прибыли он должен будет вкладывать в новые машины. Это факт имеет два важных последствия. Во-первых, уменьшается число предприятий, потому что всё больше предпринимателей не выдерживают конкуренции. Происходит коцентрация производства.

Второе последствие состоит в том, что прибыли, которые предприниматель извлекает из труда, оказываются под давлением. Этот процесс нельзя остановить, потому что предприниматель должен инвестировать, иначе его предприятие устареет и сам он обанкротится.
Из-за этого в обществе всё больше нарастает напряженность между небольшой группой капиталистов и всё растущей группой пролетариев. Маркс назвал эту фазу обнищанием (Verelendung). Кризисы всё быстрее следуют один за другим. В конце-концов капитализм из-за этого прекратит существование и пролетариат в последней великой революции захватит власть. После революции пролетариат экспроприирует все средства производства и они достанутся всему обществу.

Тем самым, будет создана возможность строительства идеального общежития, в котором не будет неравенства.
Важно знать и понимать эти основные моменты марксизма, потому что эта идеология в течение ста с лишним лет направляла политические движения в Европе и за её пределами.
7.2.6. Образование
Одна из причин растущего значения идеологии заключается в том, что всё больше людей могло знакомиться с новыми идеями, благодаря развитию образования и его большей доступности.
В девятнадцатом веке всё больше людей и институтов осознавали значение хорошего образования. И здесь в начальный период важную роль играла буржуазия. Хорошее образование было для многих следствием стремления к равенству. Общество равноценных граждан должно было быть обществом, в котором граждане воспитаны в добром гражданском духе.

Это значит, что граждане должны были получить образование для того, чтобы понимать правила и законы, по которым организовано общество. Знание — это сила; власти дворянства, основанной на преемственности и традициях, либеральная буржуазия противопоставляла власть, основанную на знании. В первую очередь предприниматели отдавали себе отчёт в большой практической важности образования. С ростом предприятий увеличивался и спрос на технически образованный персонал.

Многие, в том числе Адам Смит, рассматривали технический прогресс в качестве основы для дальнейшего продвижения вперёд. Таким образом, хорошее техническое образование для многих становилось важным делом. По-



Содержание  Назад  Вперед