Противопоставление фермеров в прибрежных провинциях


К 1800 году в сельском хозяйстве Нидерландов существовали значительные региональные различия между провинциями на побережье Северного моря, с одной стороны, и районами песчаных почв в Восточных и Южных Нидерландах, с другой. В западных провинциях существовало капиталоёмкое, специализированное сельское хозяйство с акцентом на выращивание садовых и промышленных культур, молочную продукцию и пастбищный откорм скота. В то время, как в прибрежных провинциях преобладали фермерские хозяйства, на песчаных почвах трудились в основном мелкие крестьяне.

Они обрабатывали землю вместе с членами своей семьи, прежде всего, чтобы удовлетворить личные потребности. В этих регионах крестьянские хозяйства были мало специализированными и их производительность была низкой. Противопоставление фермеров в прибрежных провинциях
288
крестьянам в глубине страны возникло в нидерландском сельском хозяйстве ещё в семнадцатом веке (см. главу 3).
Диаграмма 6.4 показывает, что в сельском хозяйстве в первой половине девятнадцатого века наблюдался скромный рост. Этот рост можно прежде всего приписать развитию восточной части Нидерландов. Хотя крестьянский характер восточно-нидерландского сельского хозяйства до 1850 года ещё не исчез окончательно — потому что специализация была ещё мало распространена — крестьяне стали всё больше ориентироваться на рынок. Доходы, в частности от животноводства, значительно возросли, благодаря более интенсивному использованию рабочей силы.

Развитие сельского хозяйства на песчаных почвах на юге более или менее сравнимо с положением в восточной части страны, только на юге производство было более трудоёмким, чем на востоке. Для южно-нидерландского сельского хозяйства были характерны трудоёмкие смешанные хозяйства, которые добивались большей производительности с гектара, чем на востоке. Более интенсивное использование рабочей силы на юге было связано с большей плотностью населения в сельской местности. В первой половине девятнадцатого века интенсивность труда ещё больше увеличилась, что повело к росту производства, но не так быстро, как это было в восточных Нидерландах. С другой стороны, в сельском хозяйстве западных и северных Нидерландов наблюдался лишь незначительный рост.

В частности, это было связано с низкой покупательной способностью населения, из-за чего не развивался спрос на сельскохозяйственную продукцию более высокого качества. Из промышленности тоже поступало мало импульсов в форме спроса на сельскохозяйственное сырьё.
Тем не менее, и до 1850 года в промышленности можно было констатировать некоторый рост. Особенно успешно развивалась ткацкая промышленность в области Твенте. Там в тридцатые годы англичанин Томас Эйнсуорт (Thomas Ainsworth) внедрил использование челнока, благодаря чему ткацкий процесс значительно ускорился. Уже вскоре было налажено производство нитей паровыми прядильными машинами, но само ткачество оставалось пока ещё надомной работой. Низкий уровень заработной платы в этом регионе лишал смысла переход на паровые ткацкие станки.

Кроме того, использование паровых ткацких станков было крайне дорогим из-за высоких расходов на топливо. Дело в том, что уголь приходилось подвозить на гужевой тяге, а акциз на топливо ещё больше увеличивал цены. Хлопчатобумажная промышленность в области Твенте смогла развиваться в первую очередь благодаря гарантированному сбыту продукции в Нидерландской Ост-Индии, осуществлявшемуся через Нидерландскую торговую компанию (Nederlandsche Handel-Maatschappij, NHM). Эта компания, учреждённая в 1824 году королём Вильгельмом
289
II, заказывала в Твенте хлопчатобумажные ткани для экспорта в Ост-Индию и производители получали сравнительно высокую плату за свою продукцию. Такая система помимо экономической цели — стимулирования голландской хлопчатобумажной промышленности — имела ещё и филантропическое предназначение. Производство хлопчатобумажных тканей кустарным способом давало определённую уверенность в будущем местным беднякам, тогда как негативных явлений фабричной системы удавалось избегать.

Гибель хлопчатобумажной промышленности на Яве в результате экспорта тканей из Твенте не считалась проблемой, заслуживающей внимания. Компания заказывала хлопчатобумажные ткани для экспорта в колонии и в других местах Голландии, в частности в Харлеме и Лейдене.
Между развитием твентской хлопчатобумажной промышленности и положением на ост-индском рынке существовала тесная связь. Это относится и к другим отраслям промышленности. Например, амстердамские рафинадные заводы могли значительно увеличить объём своей продукции в результате роста подвоза сахара-сырца с Явы. Такой рост шел на пользу и машиностроению, так как рафинадные заводы широко использовали паровые машины.

Судостроительные верфи тоже пользовались покровительством НТК, потому что компания заKружала только суда, построенные в Нидерландах.
Развитие сектора услуг в этот период тоже тесным образом было связано с Ост-Индией. С 1830 по 1870 год на Яве существовала система принудительных сельскохозяйственных культур, которая обязывала местное население поставлять такие продукты, как сахар, кофе и индиго. НТК переправляла эти продукты в Амстердам, а прибыль, получаемая от торговых сделок, направлялась в казну как доход.
Колониальный рынок имел большое значение для экономического развития Нидерландов в первую половину девятнадцатого века. Это относится не только к внутреннему потреблению. Из-за приостановки роста национального дохода на душу населения от внутреннего рынка вряд ли можно было ждать стимулов к экономическому росту. В период 1850-1910 годов положение значительно изменилось.

В 1856 году были отменены акцизы на товары первой необходимости, а заработная плата возросла, в результате чего увеличилась покупательная способность населения. Это оказало положительное влияние не только на сбыт промышленной продукции, но и на спрос на сельскохозяйственные продукты. Возросший внутренний спрос подтолкнул цены на сельскохозяйственную продукцию и период 1850-1870 годов стал для сельского хозяйства в прибрежных провинциях временем процветания, тем более, что в этот же период увеличилось и значение сбыта овощей и молочных продуктов на иностранных
290
рынках. Благоприятные производственные результаты позволили крестьянам найти средства для финансирования ряда новшеств в сельскохозяйственной технологии: в частности в этот период поступили в использование первые сельскохозяйственные машины. Только теперь началась настоящая специализация крестьянских хозяйств в восточных и южных провинциях Нидерландах. Крестьяне работали теперь исключительно для рынка и концентрировались на производстве свинины, яиц и масла.

В начале восьмидесятых годов сельское хозяйство Голландии поразила серьёзная депрессия, которая имела место и в других европейских странах еще с конца семидесятых годов. Во время этой аграрной депрессии процесс развития рыночных отношений, укрупнения и специализации хозяйств продолжался быстрыми темпами. Голландия стала важным экспортёром продукции животноводства и полеводства.

Аграрную депрессию мы ещё рассмотрим подробнее (подраздел 6.3.6).


291
В промышленности к 1850 году начался процесс современного экономического роста. Средства производства в форме (паровых) машин стали играть в производственном процессе всё более важную роль, в результате чего темпы роста стали значительно выше. После 1850 года современные отрасли развивались по схеме, сохранившейся вплоть до двадцатого века.

В восточных и южных регионах Нидерландов, где уровень заработной платы оставался заметно ниже, чем на западе, развивались трудоёмкие отрасли промышленности. В провинции Голландия концентрировались по большей части капиталоёмкие предприятия. Наряду с этим повсюду в сельской местности основывались предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, такие как фабрики по производству картона и крахмала в Гронингене, сахарные заводы в Зеландии и Западном Брабанте и молочные заводы по всей стране.
К трудоёмким современным отраслям относились в частности хлопчатобумажные предприятия в Твенте, шерстяные фабрики в Тильбурге и его окрестностях и кожевенная промышленность в Северном Брабанте. В Твенте, например, во второй половине девятнадцатого века произошел полный переход от ручного к машинному ткачеству. Если там в 1850 году было более 8.000 ткачей-кустарей, то в 1900 году в Твенте на хлопчатобумажном производстве было занято уже 17.000 рабочих, а число паровых ткацких станков достигало 20 000.

Механизация твентской текстильной промышленности облегчалась строительством железных дорог в этом регионе, которое удешевляло подвоз каменного угля, в частности из Германии.
Такие капиталоёмкие отрасли промышленности, как судостроение и машиностроение развивались в провинции Голландия. Возможности сбыта для этих предприятий существенно возросли в результате расширения сети железных дорог и роста пароходства. Крупномасштабные, механизированные производственные процессы были характерными для современных хлебозаводов, мукомолен, пивоварен и сахарных заводов, которые после 1870 всё больше получали сахар из свёклы местного урожая.

Современные предприятия со значительными капиталовложениями в средства производства можно было также найти в бумажной и химической промышленности, и в производстве газа и электричества.



Содержание раздела