Подходы


канчиваются восемнадцатым веком. В них рассматривается аграрное общество, в котором города тоже играют важную роль и торговый капитализм (характеристика которого дается ниже) достигает стадии полного развития. Однако изложение материала заканчивается тем моментом, когда в восемнадцатом веке все общественные процессы получают огромное ускорение. Другие учебные пособия начинаются именно с анализа этого ускорения.

Из-за этого акцент делается на процесс индустриализации в рамках общей картины модернизации, а изменения в аграрном секторе и в общественных отношениях, так же как и развитие торгового капитализма в качестве подготовительной стадии, остаются вне поля зрения авторов.
Итак, почему нужно начинать с позднего средневековья Во второй половине пятнадцатого века в развитии стран Западной Европы появляются новые черты. В экономическом смысле начинается период медленного роста: так называемый долговременный (вековой) тренд — конъюнктурное развитие продолжительностью примерно в сто лет — после 1450 года нарастал до первых десятилетий семнадцатого века. В это время в сельском хозяйстве Нидерландов, Англии и Пруссии стали развиваться рыночные отношения и оно начало ориентироваться не только на местные, но и на более отдаленные рынки. В Англии и Голландии пышным цветом расцвел торговый капитализм, а колониализм стал частью экономической, политической и общественной жизни.

В демографическом отношении середина пятнадцатого века тоже знаменует собой начало нового периода. Снова начался рост народонаселения и процесс урбанизации получил новый импульс. С 1450 года супружеская семья с детьми стала господствующим типом семьи в Западной Европе. Кроме того, в позднее средневековье процесс образования государства приобрел твердые очертания.

Франция и Англия уже знали централизованную власть, а в Германии шел процесс образования ряда княжеств с централизованной властью. Нидерланды, сначала еще под властью бургундского дома, но вскоре уже как независимое государство, находились на пути к единству. Этим процессам сопутствовали изменения в образе мышления. В протестантизме, который заявил о себе в первые десятилетия шестнадцатого века, мы видим такие элементы, как индивидуализация веры и критическое восприятие Библии.

Более критичной становилась позиция и в отношении природы. После 1450 года все эти черты экономической, политической и культурной жизни явственно выступают на первый план в регионах, которым посвящено наше исследование.
На этом основании мы остановили наш выбор на длительном периоде начиная с пятнадцатого по двадцатый век, в течение которого проходил процесс модернизации.
Конечная точка этого развития, конец двадцатого века, требует меньше пояснений. В отношении периода после 1750 года
акцент делается в основном на изменения при переходе от аграрного к индустриальному обществу. Нам представляется, что в некоторых отношениях это развитие завершилось между 1850 и 1880 годами. На сцене вполне определенно появились новые группы, которые стали играть важную роль в разделе политической власти.

Однако во многих других областях процесс модернизации все еще продолжается. Развитие в демографической и экономической области приобрело в двадцатом веке новые отличительные черты и новую динамику. После Второй мировой войны важнейшим процессом стал переход от индустриального общества к государству всеобщего благосостояния.

Развитие общества этого типа далеко еще не закончено.
1.4. Подходы
Мы сделали выбор в пользу трех подходов: демографического, социально-экономического и социально-ментального. Демография дает представление о численности и составе народонаселения. Анализ демографических процессов имеет значение еще и потому, что существует тесная связь между населением и экономическими условиями.

Если знание численности и состава народонаселения и средств его существования важно само по себе, то распределение средств существования можно понять только с учетом структуры политической власти; характеристика структуры власти подводит нас, в свою очередь, к изучению ментальное™.
Во введении мы приводим типологию аграрного и индустриального обществ и государства всеобщего благосостояния, в которой сравниваются важнейшие отличительные черты этих трех типов общественного развития.
1.5. Западноевропейские общества: краткая характеристика
Характеристика любого общества в любом случае должна охватывать экономические, социально-политические и социально-ментальные факторы. Для наглядности мы распределим эти факторы по шести рубрикам. Предварительно нужно отметить следующее: характеристика аграрного общества отражает положение вещей, существовавшее в анализируемых странах в позднее средневековье.
1.5.1. Шесть характерных черт аграрного общества
а) В аграрном обществе подавляющая часть (самодеятельного) населения была занята в сельском хозяйстве, его доходы и богатство в значительной мере основывались на сельском хозяйстве и на владении землей. Только незначительная часть (самодеятельного) населения была занята в промышленности, торговле и в сфере услуг. Промышленные товары были немногочисленны и изготавливались в значительной мере на сельскохозяйственных предприятиях.

Специализация производства находилась в зачаточном состоянии. То обстоятельство, что вне сельского хозяйства было занято лишь незначительное число лиц, связано со следующими факторами.
б) Эффективность сельского хозяйства была невелика; излишки — то есть то, что оставалось от сельскохозяйственной продукции после того, как был накормлен непосредственный производитель — составляли лишь незначительную часть в пересчете на каждого производителя — крестьянина. Спрос на промышленные изделия был незначительным и сравнительно устойчивым, предложение новых продуктов, так же как и спрос на них, почти полностью отсутствовали. Технический уровень производства определял ограниченный ассортимент промышленных изделий.
в) В аграрном обществе люди часто жили мелкими общинами, в которых определяющим было натуральное хозяйства; рынок играл незначительную роль. Натуральный характер носили прежде всего отдельные хозяйства, хотя о самообеспечении можно говорить и на обще-деревенском уровне.
В аграрном обществе были и города, но городское население составляло только незначительную часть от общей численности населения. Это означает, что городскую жизнь следует скорее считать исключением, чем правилом. Города в Западной Европе, и отличие от городов в других регионах, обладали большей автономией, однако они зависели от государя, князя или другого суверена — он даровал им городские привилегии, —но внутри своей территории города были самостоятельными в юридическом, социальном и экономическом смысле.
г) Социально-политическое устройство общества еще можно к общем считать феодальным. Это означает, что политическая власть осуществлялась главным образом на личной основе, причем в первую очередь местные феодалы обладали на своей территории многими общественными правами, которые они считали своей частной собственностью. Мы видим это, в частности, на примере дворянства во Франции (сеньория) или в Англии (манор). Такое феодальное политическое устройство покоилось на экономической основе (например, на феодальных повинностях), но имело своим следствием и характерную социальную иерархию (сословия); владение землей и политическая
10
власть — это два понятия, которые в аграрном обществе образуют единое целое. Аристократия, бюргерство и крестьянство играли в четырех странах различную роль в возникавших коалициях и исход подобных коалиций тоже не всегда был одним и тем же; однако западноевропейское аграрное общество в общем можно назвать обществом сословий.
д) Что касается властных структур, то и в этом отношении афарное общество тоже имело свои отличительные особенности. Для их рассмотрения важна типология немецкого социолога и историка Макса Вебера (Max Weber) (1864-1920). Он различал в обществе три типа правления: традиционный, харизматический и рациональный. Здесь речь идет о том, каким образом осуществляется правление, то есть каким образом происходит легитимация власти, появляются юридические основания для осуществления властных функций.

В аграрном обществе существовал так называемый традиционный образ правления. Традиционный образ правления осуществляется, согласно Веберу, на основании повседневной практики или рутины, которая считается неприкосновенной и освященной. Примерами его являются роль и положение отца семейства (pater familias) или выводимые из этого понятия роль и статус государя — верховного сеньора.
Харизматическое правление мы встречаем прежде всего во времена катастроф и бедствий любого толка. Появляются прирожденные вожди и в силу особой ситуации и особых качеств, с основанием или без о нований приписываемых такому лицу, его правление принимается. По прошествии некоторого времени харизматическое правление может превратиться в традиционное, если повседневная практика сделает его обыденным явлением.
При рациональном правлении исходным моментом служит то обстоятельство, что само общество и властные взаимоотношения в нем основываются на договоре (договоренностях). Если одна из сторон не придерживается договоренностей, эти властные отношения могут быть пересмотрены. Такие договоренности в ходе европейской истории обычно запечатлевались в конституциях.

Из данной типологии явствует, что эта форма правления более уместна в индустриальном обществе и государстве всеобщего благосостояния, нежели в аграрном обществе. Итак, рациональное правление покоится на законе. Исходя из идеи общественного договора, юристы полагают, что государственная власть должна быть отделена от личности властителя. На практике эта форма правления осуществляется чиновниками; они выступают от имени закона.

Таким образом, в ситуации с так называемой легально-рациональной властью образ правления является следствием безличного закона, а не качеством харизматического руководителя или освященной традиции.



Содержание  Назад  Вперед