Панама. Скандал вокруг канала (Франция, 1880-е годы)


5
Панама. Скандал вокруг канала (Франция, 1880-е годы)

Панама не только страна в Центральной Америке и летняя широкополая шляпа. Панама еще и гигантская финансовая афера во Франции в 1880-х годах, слово, ставшее нарицательным для подобного рода событий.
Панамская афера не похожа на финансовые кризисы, повторявшиеся с некоторой регулярностью на протяжении всего XIX столетия. Это, скорее, яркий и скандальный эпизод в развитии кредита и акционерного дела. Французская энциклопедия Ларусса называет «панаму» самым громким финансовым скандалом в истории Третьей республики (1870-1940). «Панама» связана со славным именем человека, много сделавшего для Франции и для человечества, с его личной трагедией.

Фердинанд Лессепс и межокеанский канал


В 1869 г. был открыт Суэцкий канал. Его создателем по праву считается француз Фердинанд Лессепс (1805-1894), сумевший преодолеть бесчисленные технические, политические и финансовые проблемы и довести до конца поистине великое дело. Лессепс не был ни инженером, ни финансистом, но он был человеком исключительной энергии и ловкости. Окрыленный успехом, он все чаще мысленно обращался к другой идее, которая уже имела свою историю, идее соединения каналом Атлантического и Тихого океанов.

Казалось, сама география предназначила узкий перешеек, соединяющий Северную и Южную Америку, для того, чтобы человек, вооруженный новой техникой, прорыл через него судоходный канал.
Ученые и инженеры пришли к выводу, что канал надо строить через Панамский перешеек, где океаны ближе всего подходят один к другому. Правда, по перешейку проходит невысокая (порядка 100 метров) гряда холмов, но эта трудность считалась преодолимой.
Возраст не убавил неуемной энергии Лессепсу, и в конце 1870-х годов он взялся за дело. Как Суэцкий канал, этот канал должна была строить частная акционерная компания на деньги французских акционеров. Вместе с тем Лессепс, патриот и националист, хотел, чтобы это было делом всей Франции.

Он надеялся утереть нос англичанам и американцам, бесплодно спорившим о том, кто и на каких условиях мог бы начать строительство межокеанского канала, в котором те и другие были крайне заинтересованы.
Панамы как независимого государства тогда не существовало. Территория перешейка принадлежала Колумбии, и на строительство канала требовалось ее разрешение. Для правительства Колумбии французы были более желанные партнеры, чем Англия и США, которые могли просто вытеснить ее с перешейка, что, кстати, и произошло через несколько десятилетий, когда канал в конце концов построили (или достроили) американцы.

Лессепс и его компаньоны легко получили согласие колумбийского правительства.
В 1880 г. была основана Всеобщая компания Панамского межокеанского канала, старый Лессепс стал президентом и генеральным директором, его сын Шарль вице-президентом. Компания объявила о выпуске 600 тысяч акций по 500 франков каждая, всего на 300 миллионов франков, и открыла подписку на акции. Подписчик должен был немедленно внести лишь четверть стоимости акций, а остальные деньги компания собиралась истребовать по мере надобности. Для ясности отмечу, что золотой франк стоил несколько меньше одной пятой американского доллара, а тогдашний доллар по покупательной способности был примерно равен 20-25 нынешним долларам.

На современные деньги акционерный капитал компании составлял 1,2-1,5 миллиарда долларов очень значительную величину.
Лессепс имел ореол строителя Суэцкого канала и основателя компании, которая его эксплуатировала и уже приносила неплохие прибыли. Акции Суэцкой компании шли в гору, обгоняя все индексы, с конца 1878 г. до конца 1881 г. они подорожали почти в 4 раза [9, с. ЗЗО]. В этих условиях Лессепсу было нетрудно найти подписчиков на акции нового грандиозного предприятия. Во Франции царил энтузиазм. Виктор Гюго, известный поэт и романист, публично обращался к Лессепсу: «Удивите мир вашими делами, и притом не делами войны.

Надо ли завоевывать этот мир Нет, он ваш, он принадлежит цивилизации. Он ждет ее прихода. Идите вперед!

Творите!» [38, р. II].
Стройка была начата 1 января 1881 г. Лессепс обещал акционерам и всей Франции, что в 1888 г. по каналу пройдут первые корабли. Было решено строить канал без шлюзов, как на Суэцком перешейке. Однако через три-четыре года стало ясно, что это невозможно как по техническим, так и по финансовым причинам.



Тогда решили строить лестницу шлюзов, для чего пригласили одного из самых талантливых и смелых инженеров XIX века Гюстава Эйфеля, в дальнейшем строителя знаменитой башни в Париже.
Неясность с преодолением холмов была лишь первой ошибкой Лессепса и его сотрудников. Скоро выяснилось, что они не учли многие другие препятствия и трудности. Геологические условия оказались более сложными, чем предполагалось, объем земляных работ превысил все расчеты. Французы тяжело переносили тропический климат. Помимо французов, работали местные жители, иммигранты с островов Карибского моря и даже из США.

Рабочим пришлось платить больше, чем рассчитывали. Строителей косила малярия, желтая лихорадка, дизентерия; по самым скромным оценкам, за восемь лет работ умерло не менее 25 тысяч человек.
Лессепс, которому во время стройки перевалило за 80, не терял бодрости, отчасти, возможно, показной. Пресса, которую его компания финансировала и попросту покупала, продолжала славить великого строителя и убеждать публику, что все идет по плану. Лессепс продолжал утверждать, что канал будет построен в срок, хотя экспертам уже было ясно, что это невозможно.
Если бы не проблема денег, компания, вероятно, достроила бы канал, хотя и с запозданием против объявленных сроков. Предприятие Лессепса погубили не геология, техника и климат, его погубили финансы.

Акционеры и кредиторы



К началу 1880-х годов, когда приступили к строительству, Франция политически и экономически оправилась после поражения 1870 г. в войне с Германией, после Парижской коммуны 1871 г. Республика богатела, и прежде всего богател средний слой, или средний класс, французское мещанство, мелкая и средняя буржуазия. Бережливые и трудолюбивые люди состоятельные фермеры, предприниматели, торговцы, ремесленники, хорошо зарабатывающие служащие, квалифицированные рабочие откладывали деньги и на семейных советах решали, куда их вложить.
На этот не слишком богатый, но многочисленный слой рассчитывал Лессепс, создавая Панамскую компанию и выпуская ее акции. Вначале его ожидания оправдывались. Когда деньги акционеров стали подходить к концу, компания в 1882 г. выпустила первый облигационный заем, а в следующие годы еще два займа. В сумме они дали за вычетом банковских комиссий и других издержек свыше 400 миллионов франков.

Сигналом тревоги стало то, что третий заем уже не нашел подписчиков на всю сумму, и Панамская компания уступила остаток со скидкой банковскому синдикату, который эмитировал и размещал ее ценные бумаги.
В 1882 г. во Франции произошло резкое падение курсов акций и обострение финансовых проблем. Акции Панамской компании пережили этот мини-кризис более или менее благополучно, но обнаружилось, что биржа относится к ним без особого доверия: по срочным сделкам они продавались с большой скидкой [9,с.331].
Финансовые трудности Панамской компании нарастали от года к году. В 1885 г. Лессепс и его коллеги решили поправить дела компании путем выпуска долгосрочного выигрышного займа. Предполагалось собрать не менее 600 миллионов франков сумму очень большую для тогдашнего французского рынка капиталов.

Для выпуска такого займа требовалось согласие правительства и парламента палаты депутатов и сената. Компания начала обработку журналистов, министров и депутатов, что стоило ей немалых денег. У Лессепса нашлись сильные противники, которые тоже обладали и влиянием, и деньгами.

Компания уже не могла скрывать ни неудовлетворительного хода работ на перешейке, ни своих финансовых проблем. Ореол Лессепса потускнел, да и его физические силы были на исходе.
Борьба вокруг санкции государства на выпуск выигрышного займа длилась около трех лет. Тем временем Панамская компания, чтобы удержаться на плаву, выпустила еще два обычных займа, не требовавших разрешения властей. Чтобы привлечь подписчиков, она сделала облигации особо привлекательными, подняв номинальную (так называемую купонную) процентную ставку до 10% годовых.

Все дороже приходилось платить и банкам, размещавшим облигации.
В апреле 1888 г. палата депутатов одобрила заем, после чего он получил согласие сената и президента. Предельная сумма займа была увеличена по сравнению с первоначальной заявкой компании и установлена в 720 миллионов франков. Однако это была, как говорится, пиррова победа.
Начатая в июне 1888 г. подписка на облигации почти сразу закончилась полным провалом. Она собрала всего лишь 254 миллиона, из которых 31 миллион составили издержки эмиссии, доставшиеся банкам. Наконец, закон требовал, чтобы компания выделила из собранных денег особый резервный фонд как гарантию выплаты выигрышей и погашения облигаций [38, р. 34].

Руководители Панамской компании с отцом и сыном Лессепсами во главе продолжали прилагать отчаянные усилия, чтобы избежать банкротства. На собрании акционеров в августе 1888 г. Фердинанд Лессепс по-прежнему заверял присутствующих в том, что стройка будет завершена в срок и деньги потекут в кассу компании. Стремясь поддержать доверие владельцев бумаг компании, Лессепсы предприняли поездку по стране.

На собраниях говорил главным образом Шарль, но само присутствие отца, который ограничивался несколькими фразами, должно было служить гарантией их честности.



Содержание раздела