От рабочей культуры к массовой культуре


Только в последнюю четверть девятнадцатого века женщины пробились к высшему образованию. К 1880 году уже были первые женщины-врачи. К 1914 году 10 процентов студентов французских университетов были женщины.
393
7.3.6. От рабочей культуры к массовой культуре
Можно задаться вопросом, в какой степени у нового рабочего класса, каким он сформировался к концу девятнадцатого века, имелись свой собственный образ жизни, своя система ценностей, короче говоря, собственная культура. Дискуссия на эту тему является продолжением спора из главы 4, в которой характеризовалась проблема народной культуры в ее противопоставлении культуре элиты в прединдустриальном обществе. Там говорилось о подавлении народной культуры. Возможно, такой же процесс имел место и в конце девятнадцатого начале двадцатого века, конечно, в несколько ином виде Мы видели, что новый рабочий класс в промышленных городах сформировался, с одной стороны, из ремесленников, сменивших мастерскую на фабрику, а, с другой стороны, из людей, пришедших из деревни.

Эти выходцы из деревни до этого были заняты либо в сельском хозяйстве, либо в кустарной промышленности в сельской местности. Уже указывалось на традицию ремесленников из времён гильдий, которая способствовала тому, что они первыми объединились в профсоюзы. Они явились провозвестниками рабочего движения, которое к 1880 году приняло более массовый характер, когда начали объединяться и неквалифицированные или полу-обученные рабочие, совместно с ремесленниками или отдельно от них. Возникла ли тогда единая рабочая культура, отличавшаяся от культуры буржуазной элиты Пыталась ли буржуазная элита, как и в предшествующий период, описанный в главе 4, подавить или изменить рабочую культуру Каковы отличительные черты рабочей культуру и какие — буржуазной
Культура не является чем-то неизменным. Поведение и взгляды людей всегда подвержены изменениям. Принятие иной системы ценностей и образа жизни требует времени. Наверное в начале масса необученных фабричных рабочих на каждой фабрике или предприятии, имела что-то общее. Обычно предприниматели демонстрировали свою патерналистскую настроенность.

Если и была речь о солидарности, то она, конечно, не имела отношения ко всем рабочим региона или страны. Организации рабочих национального масштаба возникли только в два последних десятилетия девятнадцатого века и на этом уровне они и старались добиться улучшения условий труда. В этот же период появились и общие цели, которые можно обнаружить в различных западноевропейских странах.

Можно, например, назвать празднование 1 Мая как дня труда, демонстрации, которые проводились в этот день, и лозунги, которые несли в этот день демонстранты. Одной из тем, которые выдвигались во время таких демонстраций в качестве программных пунктов, было требование восьмичасового рабочего дня.
394
Если мы будем рассматривать культуру в её прямом соотношении с трудовыми отношениями, то забастовки становятся важным элементом рабочей культуры. Когда власти к концу девятнадцатого века стали более или менее допускать проведение забастовок, возникли их различные формы. Многие забастовки были связаны с протестом против увольнения профсоюзных лидеров. Коллеги требовали восстановления на работе таких людей, которые часто играли ведущую роль в переговорах и организации стачек. Постепенно возникала забастовочная культура с определённым ритуалом.

Предъявление пакета требований, уговоры штрейкбрехеров присоединиться к забастовке, пикетирование у заводских ворот, чтобы не пропустить штрейкбрехеров, образовывали более или менее постоянную программу. Если мы в этом смысле можем говорить об общей рабочей культуре, то имела место и дифференциация. Так в Англии шахтёры были довольно закрытой и солидарной группой.

По большей части шахтёры жили в особых шахтёрских кварталах, характер их работы — все вместе под землёй — тоже создавал особые формы солидарности. Английские шахтёры вели себя в ряде случаев по-боевому в отношении шахтовладельцев.
Если мы можем рассматривать такое поведение, как типичное для рабочих, то найти сходные элементы в образе жизни рабочего во внерабочее время, то есть особенности его жилища, семейной жизни и отдыха, будет труднее. Здесь рабочий часто заимствовал различные общие формы у господствующей буржуазной культуры, либо по собственному желанию, либо под давлением, иногда смягченным, иногда нет. В последнем случае речь идёт о так называемом наступлении цивилизации со стороны буржуазии или о дисциплинировании.

Примером наступления цивилизации может служить подавление традиций, связанных с насилием. Так в Амстердаме был запрещён бой угрей. Реакция на это со стороны жителей амстердамского простонародного района Иордаан вызвала в 1886 настоящий бунт.

Пришлось привлечь армию, чтобы восстановить спокойствие, несколько человек было убито.
Нужно упомянуть ещё два аспекта: прежде всего это проблема алкоголизма. Адаптация рабочих к городскому, индустриальному обществу сопровождалась чрезмерным пьянством. Многие благожелатели из среды буржуазии приписывали проблему бедности алкоголизму.

Некоторые видели решение в борьбе с пьянством. Другой областью, в которой предпринимались попытки сделать рабочих цивилизованными, была область жилищного обустройства. Бытовало мнение, что улучшение жилищных условий положит конец бедности.
Хотя нельзя отрицать, что буржуазия стремилась держать рабочих в узде или дисциплинировать их, очевидно, что измене-
395
ния в поведении рабочих были обусловлены ещё двумя факторами. Прежде всего и среди рабочего класса мы находим ряд людей, которые предпринимали усилия, чтобы заставить рабочих вести порядочную, правильную жизнь. Так в среде широкого движения в Англии, которое пропагандировало воскресную школу, мы видим ряд выходцев из рабочего класса. Воскресная школа должна была прививать детям из простонародья помимо религиозных знаний ещё и социальные добродетели. То есть это подразумевает, что подчинение дисциплине было отчасти само-диспиплиной, а не навязывалось буржуазией.

Во-вторых, здесь можно указать на анонимный, упоминавшийся в введении процесс становления цивилизации, с которым связано имя социолога Норберта Элиаса. По Элиасу большая степень открытости государства и государственные гарантии безопасности и благосостояния ведут к менее агрессивному и более культурному поведению. Благодаря этому насилие вытесняется из повседневной жизни.
В период между двумя мировыми войнами использование свободного времени принимало всё более общий характер. В области


В плане развлечений помимо кинематографа и мюзик-холла большую роль стали играть морские купанья. Эта фотография была сделана в Блэкпуле, курорте, куда в основном ездили рабочие.
396
досуга в обществе, которое становилось всё более урбанизированным и индустриализованным, господствовала коммерция. Широкое распространение досуга, конечно, было прямо связано с сокращением рабочего дня и рабочей недели, с введением оплачиваемых отпусков и большей ожидаемой продолжительностью жизни после выхода на пенсию. Возникновению единообразной культуры в первую очередь способствовало развитие средств массовой коммуникации.

Кино и кинематограф привлекали к себе множество людей. В 1917 году половина населения Англии каждую неделю посещала кинотеатры. В Англии в ряде видов спорта напрямую присутствовал элемент азартной игры, для которого не существовало классовых барьеров. Некоторые виды спорта были более простонародными, чем другие.

В период между мировыми войнами необыкновенно популярным стал футбол, но статус его оставался низким, как и у бокса. Теннис же напротив был неотъемлемой частью отдыха элиты. В отношении четырёх стран мы можем различать две великие традиции: немецкую и английскую. Немецкая традиция ориентировалась больше всего на гимнастику, Немецкий союз гимнастов (Deutsche Tumerschaft) насчитывал в 1898 году 627.000 членов. В Англии занятие спортом испытывало на себе сильное влияние физической подготовки в школах-интернатах.

Там важную роль играла лёгкая атлетика и происшедшие из неё регби и футбол. Регби и футбол распространились из Англии на остальную Европу. Во Франции популярностью пользовался велосипедный спорт, хотя в 1910 году среди членов велосипедных клубов почти не было рабочих.

Этот вид спорта очень быстро подвергся коммерциализации. В 1903 году по инициативе газеты Ауто была организована велогонка по Франции Tour de France. Велосипедная и автомобильная промышленность выделяли деньги для призов, а газета обеспечивала рекламу.

В этом случае мы видим содружество предпринимательства, спорта и массовой прессы.
Одновременно с ростом общего благосостояния повышался и жизненный уровень рабочих, которые несмотря на тяжелый удар, нанесённый кризисом тридцатых годов, всё больше начинали вести мелкобуржуазный образ жизни и всё больше становились частью общества массового потребления по образу жизни и отдыха.
В Голландии часть свободного времени люди проводили в занятиях, которые были составной частью системы размежевания. Как уже говорилось выше, каждая группа охватывала все области жизни, то есть и свободное время тоже. Существовало конфессиональное и социалистическое молодёжное движение, существовали конфессиональные и социалистические спортивные клубы.

Только после Второй мировой войны под воздействием процесса отхода от церкви влияние таких групп стало падать.



Содержание  Назад  Вперед