Но государство ведь куда более сложная система.


Но ведь даже в обычной семейной экономике хорошая хозяйка стремится структурировать свои денежные потоки. Например, для текущего потребления использует наличные деньги, для сбережений использует безналичные денежные средства, для турпоездки за границу специально откладывает заранее валюту, чтобы не пришлось потом менять ее по более высокому курсу, деньги одних членов семьи использует на одни цели, других на другие. Если же все деньги валить в один мешок и на любые цели брать из этого мешка, то результат бывает известен.

Деньги просто проедаются или используются нерационально, их вечно не хватает, приходится «перехватывать» до получки.
Но государство ведь куда более сложная система. А денежная система страны напоминает общий чулок экономически безграмотной домохозяйки. И в результате этого то все деньги приходится бросать на выплату пенсий, то вдруг деньги необходимо бросить в другое место.
Вот почему именно структуризация денежной системы позволит нормализовать финансовую систему страны и выйти из кризиса.
Для такой структуризации необходимо создать несколько платежно-де-нежных систем. Внутри каждой платеж-но-денежной системы ходят как бы
собственные деньги, используются свои денежные институты. Каждая платежно-де-нежная система настраивается на решение этих задач, решает собственные задачи и обслуживает собственную сферу общественных и государственных потребностей. Денежные потоки внутри систем имеют достаточно замкнутый характер, хотя имеются механизмы для перетекания денежных средств с одной платежной системы в другие, хотя, как правило, это связано с некоторыми финансовыми потерями.

Однако в некоторых случаях в общественных интересах возможно и создание специальных механизмов, инициирующих такое перетекание денежных потоков.

Деньги не составляют предмета торговли в собственном смысле слова; они суть только орудие, которое люди по общему соглашению употребляют для того, чтобы облегчить обмен одного товара на другой.
Давид Юм. Опыты. 1742 г.

Мы рассмотрим проблему создания следующих платежно-денежных систем:
1. Платежно-денежная система для обслуживания мелкого розничного оборота.
2. Платежно-денежная система для обслуживания текущих операций государственных учреждений и юридических лиц (главная денежно-банковская система).
3. Электронная платежно-денежная система по обслуживанию физических лиц.
4. Инвестиционная денежная система.
5. Фискально-бюджетная система.
6. Платежно-денежная система для финансового общения России со странами ближнего зарубежья.
7. Платежно-денежная система для финансового общения с государствами дальнего зарубежья.
8. Платежно-денежная система для финансового общения России с ближайшими наиболее крупными соседями развивающимися странами (Китаем, Индией, возможно, Ираном).
Отметим сразу, что столь большая специализация и дифференциация денежной системы должна иметь переходный характер и предназначена именно для выхода из кризисной ситуации и для осуществления денежной революции, связанной с введением электронно-денежной системы в России. В дальнейшем, думается, многие из этих платежных систем будут отмирать, сливаться, и денежная система будет вновь упрощаться.
Но в настоящее время лучше иметь сложную денежную систему, в которой каждая подсистема направлена на преодоление кризиса в собственной сфере отношений, чем иметь простую денежную систему в условиях кризиса.

Платежно-денежная система мелкорозничной торговли

Процесс вытеснения наличных денег из сферы денежного обращения интенсивно идет во всем мире.
В свое время СССР занимал по показателю доли безналичного обращения в общем денежном обороте одно из первых мест в мире.
Переход на рыночные отношения и особенно банковская реформа привели к резкому увеличению доли наличного оборота. По состоянию на конец 1996 года наличные средства составляли 85 (!!!) процентов общей денежной базы в России, тогда как в современных странах этот показатель не превышает 5 процентов. Таким образом, в России наблюдается обратное движение, регресс в этой области.
И результаты этого процесса хорошо известны. Это криминальный беспредел, бандитизм, расцвет наркобизнеса, беспрерывная цепь насилия и убийств и многое другое. Все то, что кинорежиссер Станислав Говорухин охарактеризовал как «великая криминальная революция».



Если мы хотим ее остановить, то надо что-то делать.
Необходима активная государственная программа по вытеснению налично-денеж-ного обращения. Мы не можем предоставить это дело естественному процессу отмирания наличности, как это происходит на Западе. В криминальном обществе наличность не имеет никаких тенденций к отмиранию, она, наоборот, имеет тенденцию к росту.
Фактически речь должна пойти о «денежной революции», государственной политике, которая бы объявила безналичные деньги главной формой денег, а наличность некоей отмирающей, второстепенной формой средств обращения, эрзац-деньгами, используемыми временно и лишь в меру необходимости.

Реформа денег

Фактически такой переход мог бы быть осуществлен одним президентским указом, законом, правительственным постановлением, даже распоряжением Центробанка следующего содержания:
«1. Национальными деньгами Российской Федерации впредь считать исключительно денежные средства, находящиеся на банковских счетах и имеющие безналичную форму.
2. С бумажной наличности статус денег снимается, и им придается статус неименных ценных бумаг Государственного Казначейства Российской Федерации, а сами бумажные купюры впредь именовать «казначейскими билетами».
3. Допускается использование на территории Российской Федерации казначейских билетов в качестве средства платежа временно или там, где использование безналичного денежного обращения затруднено.
4. Во исполнение данного указа (закона) Кабинету министров совместно с Центробанком России подготовить соответствующие нормативные документы и осуществить необходимые мероприятия».
Этот указ (закон, постановление, распоряжение) и должен запустить далекоидущие преобразования в сфере денег.
Мы не будем касаться всей совокупности необходимых мероприятий и их последствий, а лишь опишем, как должно осуществляться движение неименных ценных бумаг Казначейства (казначейских билетов).

Казначейские билеты и функции Казначейства

Эмиссию и всю работу с казначейскими билетами предлагается поручить Казначейству Российской Федерации.
Казначейство РФ государственная организация при Минфине или Кабинете министров, которой предоставлена монополия на работу с данными ценными бумагами. С этой целью Казначейству передаются все принадлежащие государству средства для работы с казначейскими билетами. В частности, Казначейству передаются фабрики Гознака, деньгохранилища Центробанка, все оборудование ЦБР, используемое для работы с наличностью, государственные средства перевозки и обработки наличности вместе с соответствующими подразделениями ЦБР.
Казначейство осуществляет выкуп всех наличных денежных средств банков по их нарицательной стоимости (за безналичные денежные средства), и для этой цели Центробанк осуществляет необходимую безналичную эмиссию денег в пользу Казначейства.
Сами купюры не меняются. Они только переименовываются из дензнаков в казначейские билеты.
Казначейский билет это ценная бумага на предъявителя, эмитированная Казначейством. Ее финансовый статус может быть определен как вексель, как депозитный чек и т. д. Легальный владелец казначейского билета не имеет никаких прав, кроме одного в любой момент и беспрепятственно продать его Казначейству или его агентам, а также передать его возмездно или безвозмездно любому физическому или юридическому лицу, имеющему право владения этими билетами. В отличие от таких ценных бумаг, как, к примеру, акция, никаких прав владения, управления и участия в прибылях эмитента (Казначейства) этот билет не создает.

Это просто высоколиквидная ценная бумага, замещающая истинные деньги в определенных операциях.
Казначейство имеет безусловное обязательство выкупа своих билетов у легальных владельцев по курсу покупки, устанавливаемому единым и стабильным на достаточно длительный срок, а также продажи их любым лицам, имеющим право на их приобретение по единому и стабильному курсу продажи.
Государство осуществляет правовую поддержку институции казначейских билетов, перенеся на них соответствующее законодательство в области охраны денежных знаков.
Основной функцией Казначейства должна стать эмиссия-ремиссия казначейских билетов и организация их движения в стране в качестве альтернативного (временного) платежного средства. Так как казначейским билетам придан статус ценных бумаг, то Казначейство торгует ими как обычными ценными бумагами, то есть с наличием курса покупателя и курса продавца. Эти курсы устанавливаются Казначейством или Кабинетом министров едиными для всей страны. При их назначении необходимо руководствоваться тремя моментами:
1. Казначейство должно не только окупать все свои затраты, но и давать в бюджет определенные поступления.
2. Система курсов должна способствовать подавлению наличного обращения чисто экономическими методами.



Содержание раздела