Между финансовыми проектами Кейнса и Уайта главная разница.


Между финансовыми проектами Кейнса и Уайта при всей сложности деталей была одна главная разница. Кейнс предлагал, чтобы страны, попавшие в тиски финансового кризиса, могли сравнительно свободно пользоваться в борьбе с ним валютными ресурсами МВФ. Шансы оказаться в таком положении имела прежде всего Великобритания, что и подтвердилось в первые послевоенные годы.

Уайт хотел, чтобы помощь Фонда в таких ситуациях была обставлена многими условиями и ограничениями, справедливо предвидя, что источником его ресурсов неизбежно будут США.
Кстати сказать, жить обоим оставалось недолго. Кейнс умер от болезни сердца в 1946 г., окруженный почетом. Судьба Уайта сложилась иначе: в годы мак-картизма и «охоты на ведьм» он оказался неугоден взявшим силу консерваторам, был вызван в 1948 г. на допрос в пресловутый Комитет по антиамериканской (в точном переводе неамериканской) деятельности и через несколько дней скончался от сердечного приступа.
Вечная истина гласит: кто платит, тот и заказывает музыку; поэтому нисколько не удивительно, что в Брет-тон-Вудсе конференция почтительно выслушала Кейнса, но проголосовала за американский проект. После этого за полвека устав Фонда (так называемые «статьи соглашения») пересматривался всего два раза. Это были существенные изменения, но главные цели организации и средства их достижения не стали новыми.
Создатели нового валютного порядка стремились сохранить преимущества традиционного золотого стандарта, неплохо служившего мировому сообществу до 1914 г. (в известной мере и до 1930-х годов), избавившись, однако, от его недостатков. Никто не собирался восстанавливать золотой стандарт во всей его полноте с обращением золотых монет и разменом всех иных видов денег на золото. Но другие преимущества твердые соотношения между валютами, их свободная взаимная конвертируемость (обратимость), свобода движения товаров и капиталов через границы могли быть восстановлены. В свое время значение придавалось дисциплине золотого стандарта: если страна жила не по средствам, она теряла золото и вынуждена была принимать корректирующие меры: уменьшать государственные расходы, ограничивать банковский кредит, повышать конкурентоспособность товаров и привлекательность своего рынка для иностранных капиталов. Все это вместе называлось политикой дефляции.

Теперь подобную дисциплину предполагалось устанавливать путем воздействия международного финансового сообщества.
Главный недостаток золотого стандарта заключался в его негибкости и нерегулируемости, он навязывал странам дефляцию слишком рано и слишком часто. А дефляция означала рост безработицы, замедление экономического роста. Поскольку создатели бреттон-вудской системы и без того опасались подобных тенденций в послевоенном мире, они разрабатывали радикальную и согласованную реформу старого валютного порядка.
Предполагалось, что МВФ станет своего рода международным полицейским, следящим за соблюдением согласованных правил и даже обладающим некоторыми правами принуждения и наказания. Если страна не является его значительным должником, то эта функция Фонда ограничивается внешневалютной сферой. Но страны, которые хотели получать от него деньги, должны были следовать его принципам и рекомендациям также во внутренней экономической политике.

В последние годы это в полной мере относится к России, которая в настоящее время является самым крупным должником МВФ.
Но в первые годы существования Фонда речь шла главным образом о валютной политике. Страны-участницы обязались вести дело к отмене валютных ограничений по текущим операциям, иначе говоря к восстановлению свободной конвертируемости своих валют. Если они не могли или не хотели делать этого, они должны были регулярно докладывать Фонду состояние дел и объяснять причины, не позволяющие им отменить валютные ограничения.
Они обязались ввести твердые паритеты своих валют, выраженные в весовых количествах чистого золота и в американских долларах в соответствии с установленным золотым содержанием американской валюты. Доллар был признан равнозначным золоту, поскольку центральные банки или валютные органы других стран могли свободно обменять доллары на золото по твердому соотношению, предъявив доллары американскому казначейству.


Страны-участницы не должны были допускать на своей территории валютные операции по курсам, сколько-нибудь значительно отклоняющимся от паритетов, которые рассматривались как официальные курсы. Вместе с тем паритет валюты не должен был стать «священной коровой». В случае необходимости страна имела право без консультации с МВФ изменять его в пределах 10%. Если она хотела изменить паритет в большей степени, полагалось консультироваться с Фондом.

Право изменения паритета, что в те годы практически означало право девальвировать свою валюту, было тем элементом гибкости, предназначение которого состояло в устранении вредной жесткости золотого стандарта. А с другой стороны, это был определенный международный порядок, отличавшийся принципиально от хаоса и произвола, царивших в сфере валютных отношений в 1930-х годах.
Естественно, в жизни все совсем не так красиво, как на бумаге. В первые послевоенные годы почти все страны сохраняли валютные ограничения и не могли установить твердые паритеты валют. МВФ каждый год с сожалением отмечал этот факт в своих отчетах, но его воздействие на страны-участницы носило крайне ограниченный характер, да и общая экономическая ситуация в мире не допускала строгого соблюдения принципов Фонда: в условиях инфляции и долларового голода они неизбежно оставались скорее благими пожеланиями.
И все же это не означало «полного банкротства политики МВФ», как было принято писать в советской печати и в научных работах тех лет. Шаг за шагом индустриальные, а затем и некоторые развивающиеся страны вводили конвертируемость валют, всё новые страны согласовывали с Фондом паритеты своих валют, что способствовало развитию международных валютных рынков.
Основатели Фонда понимали: для борьбы с финансовыми кризисами мало хороших правил и трудновыполнимых обязательств, нужны деньги, которые могли бы помочь стране, попавшей в трудное положение, выиграть время и выправить ситуацию, не применяя жестких дефляционных мер и не прибегая к политическим решениям, способным нанести ущерб всей мировой экономике, вроде девальвации валюты, уменьшения ввоза товаров, повышения импортных пошлин.
Для этого была разработана довольно сложная система, предусматривающая, что каждая страна в случае необходимости могла получать от МВФ кредитную помощь, предельные размеры которой заранее определялись ее квотой, рассчитанной по особой формуле в соответствии с ролью страны в мировой экономике.
В предотвращении или ослаблении финансовых кризисов важнейшее значение имеет доступ к кредиту. Внутри каждой страны роль кредитора последней инстанции играет центральный банк страны. Амбициозный замысел создателей МВФ состоял в придании Фонду подобных функций международного кредитора.

Мыслилось, что кредиты МВФ будут краткосрочными и недорогими; страна, получившая такой кредит, должна использовать передышку для срочных мер, которые позволили бы ей выровнять платежный баланс, накопить валюту и вернуть кредит Фонду.
Однако страны Западной Европы, первые получатели кредитов МВФ в долларах (другие валюты были в то время мало кому нужны), страдали не от временных нарушений платежеспособности, а от структурных трудностей, связанных с последствиями войны. Развивающиеся страны, на долю которых начиная примерно с 1960-х годов приходилась подавляющая доля кредитов, тоже нуждались в притоке долгосрочных финансовых средств.
В 19801990-х годах главными клиентами МВФ стали, помимо России и других стран СНГ, страны среднего уровня развития вроде Мексики, Аргентины, Индии, Южной Кореи. О финансовых кризисах этого периода и о роли МВФ в борьбе с ними речь пойдет ниже.
Кризис конвертируемости фунта стерлингов (1947)
В декабре 1945 г. Великобритания и США заключили в Вашингтоне финансовое соглашение, по которому первая получила американский заем на огромную по тем временам сумму в 3750 миллионов долларов. Условия займа были весьма льготными: при процентной ставке всего лишь в 2% годовых заем начиная с 1951 г. подлежал погашению пятьюдесятью годовыми взносами. В переговорах о займе участвовал Кейнс, и это было последнее, чем он мог послужить отечеству.
Для США это была не столько хорошая коммерция, сколько большая политика. Став главным союзником США в Европе, Англия, можно сказать, осталась им и по сей день. Это, конечно, предвидеть в то время было невозможно, но, поддерживая британского союзника, США готовились к созданию такого послевоенного мира, который соответствовал бы как их политической идеологии, так и экономическим интересам.
Великобритания занимала важные позиции в мировой экономике и торговле, десятки ее доминионов и колоний, а также независимых государств входили в стерлинговую зону, возглавляемую Лондоном. Под его контролем концентрировались долларовые резервы всей зоны, так называемый долларовый пул. Территории и страны стерлинговой зоны как бы сдавали доллары, которые они зарабатывали, Лондону в обмен на фунты стерлингов.

Эти накопленные другими странами средства получили название стерлинговых авуаров (активов). Они хранились в английских банках или инвестировались в государственные ценные бумаги. Поскольку Англия играла важную роль в мировой торговле, в частности в торговле сырьем, многие другие страны тоже держали в Лондоне свои валютные средства [84].



Содержание раздела