Коэффициенты роста промышленного производства


Другим тормозом экономического развития была косная система кредитования банками промышленных проектов. Проблема заключалась не в недостаточности капиталов, напротив, французское население было весьма бережливым. Но ни частные лица, ни банки не были склонны вкладывать деньги в промышленность. Крупномасштабная промышленность вызывала подозрительность, инвестиции в промышленные проекты считались чистой спекуляцией.

Лучше было вкладывать деньги в иностранные государственные ценные бумаги. В последние десятилетия девятнадцатого века особой популярностью пользовались Россия и южноамериканские страны, в общей сложности на их долю приходилось почти 60 процентов от тех огромных сумм, которые ушли из страны. Однако в 1917 году оказалось, что русские государственные облигации стоят не больше, чем бумага, на которой они были напечатаны, многие южноамериканские страны тоже не выполнили свои обязательства.

Нежелание финансировать промышленные предприятия еще увеличилось после краха Кредита Движимого имущества (Credit Mobilier). Это учреждение
284
было создано в 1852 году специально для финансирования промышленных проектов, например, строительства железных дорог. Финансовые злоупотребления уже в 1866 году привели его к банкротству.
В качестве объяснения медленного экономического роста во Франции иногда называют проблему сырья. Во Франции в избытке имелась древесина, но зато не было каменного угля, пригодного для коксования. Нехватка древесины в Англии как бы вынудила страну перейти к новым технологиям. Во Франции нехватки древесины не было, поэтому только в 1860 году впервые было произведено больше железа с использованием импортного кокса, чем древесного угля.

Каменный уголь, который был у Франции, не только не годился для коксования, но был ещё и дорог, потому что пласты было трудно разрабатывать. Проблемы были и с запасами железной руды: незадолго до того, как в 1879 году был найден способ использования лотарингской руды с большим содержанием фосфора для производства стали, рудники в результате Франко-прусской войны 1870-1871 годов оказались на немецкой территории. Таким образом, Франция потеряла 80 процентов разведанных к тому времени запасов железной руды. Наконец, до 1850 года, когда началось массовое строительство железных дорог, слабым местом оставалась и перевозка сырья. Тем не менее, нехватку сырья нельзя рассматривать как главную причину медленного промышленного роста; это — только привходящий фактор.

Предприниматели с новыми, прогрессивными идеями, конечно, смогли бы найти выход из такого рода затруднений.
И такие предприниматели во Франции были. На севере и на востоке возникли крупные сосредоточения современных промышленных предприятий, например, сталелитейная промышленность и машиностроение в Ле-Крёзо. Процветала и автомобильная промышленность: незадолго до Первой мировой войны французе -
Табл. 6.9. Коэффициенты роста промышленного производства в Западной Европе, 1860-1913














Средний процент роста в год 1860- '80

1880-1900

1900- '13

Великобритания Германия Франция

2,4
2,7 2,4

1,7 5,3 2,4

2,2 4,4 3,7


Источник: Клайв Требилькок, Индустриализация континентальных держав 1780-1914 (Лондон 1981) 159. Clive Trebilcock, The industrialization of the continental powers 1780-1914 (London 1981).
285
кие предприятия Ситроэна и Рено производили в два раза больше машин, чем английское автомобилестроение. То есть, современные предприниматели во Франции были, но их было недостаточно. Вплоть до двадцатого века французская экономика отличалась явUо двойственным характером.

Хотя там и имелись крупномасштабные предприятия, использовавшие современные способы производства, небольшие семейные предприятия сохраняли своё господствующее положение. Крупные предприятия, имевшие форму акционерных обществ, с разделением функций между фактическими владельцами и управляющими, не были характерны для Франции. Типичный предприниматель в первую очередь стремился сохранить свою самостоятельность и своё предприятие, но не расширять его. Риска всех видов, в частности, рискованных вложений капитала с помощью денежных ссуд, старались избегать.

Девизом были осторожность и бережливость. Социальный статус определялся не успехом растущего предприятия, а вложением средств в землю или государственные бумаги. Летаргия подавляющего большинства предпринимателей вместе с грузом отсталого аграрного сектора видимо и были виной того, что такие экономические стимулы, как строительство железных дорог после 1850 года, в конечном счёте не оказали большого воздействия на темпы экономического роста. К этому надо прибавить и потерю Эльзаса-Лотарингии со значительной частью современной промышленности, которой располагала страна.

В результате всего этого французская экономика на протяжении девятнадцатого века росла медленно, и настоящей промышленной революции с быстрым взлётом не произошло, как видно из таблицы 6.9.
Только в начале двадцатого века современная промышленность, благодаря разработке вновь открытых запасов железной руды и каменного угля, оказалась в состоянии обеспечить ускорение экономического роста. Темпы роста превосходили темпы роста в Великобритании, но отставание по такому показателю, как размер валового национального продукта на душу населения, Франция не могла преодолеть до 1914 года.
6.3.4. Голландия: успехи в области торговли и сельского хозяйства
К 1800 году мало что оставалось от той господствующей позиции, которую Республика провинций занимала в мировой экономике в семнадцатом веке. Существуют разногласия по поводу того, с помощью каких критериев следует измерять экономический регресс, в какой степени такое отставание является относительным или абсолютным, когда именно начался этот процесс и чем он был вызван. Однако точно известно, что в начале девят-
286
надцатого века процветавшие некогда западно-нидерландские города являли собой печальную картину: большая безработица, нищенство и умирающая промышленность. Правда, доход на душу населения в Голландии был ещё высок по сравнению с окружающими странами, выше даже, чем в Великобритании, но распределение доходов было крайне неравномерным. Это озUачало существование резких контрастов между бедными и богатыми.

К 1800 году общая атмосфера характеризовалась застоем и депрессией.
До недавних времён эта картина застоя была господствующей в представлениях об экономической истории Нидерландов в девятнадцатом веке. В соответствии с этими представлениями экономический рост в Нидерландах начался только после 1895 года, с началом индустриализации. Для такой поздней индустриализации имелось два объяснения.

Одно объяснение приписывало её психологическим факторам: вялости самодовольной, дремлющей буржуазии, которая, будучи лишенной всякого духа предпринимательства, предпочитала вкладывать деньги в иностранные ценные бумаги, а не в развитие промышленности. Другое объяснение отсутствия индустриализации подчёркивает объек-


ееэ primaire sector шея secundaire sector ma tertiaire sector ih nationale economie
Groeivoetproduktie —рост производства.
Primaire sector — сельское хозяйство; secundaire sector — промышленность; tertiaire
sector — сектор услуг; nationale economie — национальная экономика
Рис. 6.4. Среднегодовые показатели экономического роста в различных секторах экономики Нидерландов, 1805-1910
Источник: И.Л. ван Занден, Экономический рост в Нидерландах в девятнадцатом веке. Некоторые новые результаты, в: Экономический и социально-исторический ежегодник 50 (1987) 59. J.L. van Zanden, Economische groei in Nederland in de negentiende eeuw.

Enkele nieuwe resultaten, in: Economisch- en Sociaal-Historisch Jaarboek 50 (1987).
287
тивные обстоятельства, вроде незначительных масштабов внутреннего рынка, высоких налогов на предметы первой необходимости, подрывавших покупательную способность населения, отсутствия сырья и плохой инфраструктуры. В 1980 году эта дискуссия, бесконечная в силу практического отсутствия анализа количественных показателей, получила новый импульс. Исследования показали, что в первой половине девятнадцатого века всё-таки имел место определённый рост, а именно в сельском хозяйстве в восточной части страны, в торговле и некоторых отраслях промышленности.

Поэтому картина абсолютной стагнации голландской экономики в первой половине девятнадцатого века является слишком общей: годовой прирост национального продукта с 1805 по 1850 год составлял 0,9 процента, однако этот рост в значительной мере сводился на нет ростом населения в 0,8 процента в год.
Новый свет был пролит и в вопросе о том, когда начался современный экономический рост. Уже к 1850 году, а не к концу девятнадцатого века можно констатировать значительное убыстрение темпов экономического роста. Это убыстрение приписывается увеличению коэффициентов роста, как в промышленности, так и в секторе услуг (см. диаграмму 6.4).

Быстрая промышленная экспансия имела место в период 1850-1880 годов и несколько ослабела в период 1880-1910 годов. Общий годовой рост производства во всех секторах между 1850 и 1880 годами составлял примерно 2,2 процента, а в следующие тридцать лет 2,3 процента. После 1850 и особенно после 1880 года население, правда, увеличивалось быстрее, чем до этого (см. главу 5), но более высокие темпы вели к тому, что национальный продукт на душу населения всё же мог расти, по каждому из двух периодов соответственно на 1,2 и 1,0 процентов.

Ниже мы в общих чертах обрисуем развитие по секторам нидерландской экономики в девятнадцатом веке.



Содержание  Назад  Вперед