Экономическое развитие после Второй мировой войны


Кейнс исходил из того, что государство должно с помощью инвестиций стимулировать платёжеспособный спрос и, тем самым, процесс экономического роста. Как правило, это несовместимо со сбалансированным бюджетом, но Кейнс считал это второстепенной проблемой временного характера; ведь при экономическом росте доходы и поступления от налогообложения в будущем снова увеличатся. Наиболее противоречивый элемент в подходе Кейнса заключается в готовности к дефицитным расходам; имеется в виду повышение государственных расходов, вследствие чего возникает бюджетный дефицит.

Для консервативно мыслящего правительства, такого, как правительство Ко-лейна в Голландии, дефицит бюджета был важнейшим препятствием на пути к политике по Кейнсу.
В Западной Европе положения теории Кейнса применялись в первую очередь во Франции и Германии; за пределами Западной Европы можно привести в качестве примера США (Новый курс Рузвельта), Швецию и Аргентину. Правительство Блюма предприняло в 1936 году смелую попытку расширить общественные работы, но значительное увеличение производства во Франции начиная с 1937 года почти целиком следует приписать политике девальвации.
Германия в этом отношении представляла совершенно особый случай. Попытки широко развернуть общественные работ предпринималась ещё при фон Папене (Von Рареп) (1932), и эту политику энергично продолжали национал-социалисты. Экономическое оздоровление было особенно успешным в 1933 и 1934 годах, когда число безработных сократилось с 6 до 2,5 миллионов человек.

Но в отличие от того, что предписывал Кейнс, государство не прекратило свою деятельность, как только начался экономический рост. Тем самым Германия перестала быть хрестоматийным примером подхода по Кейнсу и проделала эволюцию в направлении плановой экономики, ориентированной на ведение войны.
В развитии конъюнктуры во время депрессии были две стадии: общее снижение (1930-32) и постепенный, нерешительный подъём (1933-37). Стагнация первой фазы охватила все страны, тогда как темпы восстановления экономики во время второй фазы значительно различались в разных странах (таблица 6.13). В первой фазе Великобритания пострадала в общем несколько меньше, чем другие страны.

Объяснение этому заключается в раннем обесценении британского фунта, которое в конечном итоге привело к снижению обменного курса фунта стерлингов на 40 процентов, так что вывоз мог оправиться от потрясений. Во второй фазе впереди была Германия, несомненно благодаря
314
успешному восстановлению в 1933 и 1934 годах. Франция и Голландия еле успели обесценить свою валюту, чтобы быть в состоянии разделить плоды от общего оживления международной экономике в 1937 году.
Весьма сомнительно, чтобы оживление после депрессии, начавшееся в 1937 году, было вызвано экономической политикой. Может быть это верно в отношении Германии, но там, как уже было сказано, действия правительства шли дальше простого оживления экономики. Вполне вероятно, что оздоровление и ограничение роста заработной платы были вызваны самой депрессией. Однако примечательно, что мировая торговля не стояла во главе процесса оздоровления, а скорее шла по его следам.

Бум 1937 года содержал в себе черты перегрева международной экономики и в начале 1938 года сменился депрессией, который, однако, продолжалась недолго. Накануне Второй мировой войны, в 1939 году, после самого глубокого кризиса, который когда-либо знала мировая экономика, экономический рост почти прекратился.
6.4. Экономическое развитие после Второй мировой войны
6.4.1. Введение
Период после 1945 года отмечен прежде всего небывалым экономическим ростом в пятидесятые и шестидесятые годы и спадом в семидесятые годы и в начале восьмидесятых годов. Мы рассмотрим в общих чертах изменения экономической конъюнктуры со времени восстановления и возрождения в конце сороковых годов до затянувшейся фазы роста (1951-73) и адаптации к новым условиям (с 1973 года). Центральное место займут ответы на следующие вопросы.

Почему имел место экономический рост Почему рост превратился в застой Мы также уделим внимание анализу экономической политики, направленной на преодоление возникших трудностей.
6.4.2. Восстановительный период и дальнейшее развитие
После Второй мировой войны большая часть производственного потенциала в Западной Европе оказалась уничтоженной. Объем средств производства сократился, не говоря уже о бесчисленных жертвах, унесённых войной. Тем не менее восстановление проходило удивительно быстро. В 1950 году промышленное производство почти во всех западно-европейских странах находилось на гораздо более высоком уровне, чем в 1938 году; это относилось даже к Западной Германии, где из-за оккупации союзными
315
войсками восстановление проходило медленнее, чем в других странах. Однако сельское хозяйство отставало от промышленности и достигло своего довоенного объёма только в 1952 году.
Для восстановления Западной Европы большое значение имела помощь по плану Маршалла. Этот план, названный по имени американского министра иностранных дел Джорджа Маршалла (George Marshall), способствовал решению проблем, связанных с платёжным балансом, которые возникли в экономике западно-европейских стран; дело в том, что отдача от вывоза была ещё слишком мала при существовании огромного спроса на ввоз товаров и капиталовложений, в частности, в производство на экспорт. По плану Маршалла, который вступил в действие в 1948 году и завершился в 1951 году, западно-европейским странам предоставлялись долларовые суммы на оплату ввоза из США. Принцип Европейской программы восстановления, как она официально называлась, состоял в оказании помощи странам, которые были готовы сами вкладывать средства в послевоенное строительство.

Субсидии без каких-либо ответных шагов предоставлялись только в исключительных случаях. К этому времени уже началась холодная война и поэтому восточноевропейские страны были лишены такой помощи.
Главный эффект помощи по плану Маршалла сводился к тому, что восстановление ускорялось на несколько лет, для Голландии этот срок составил 1-2 года. Помощь по плану Маршалла имела большое значение, но для восстановления экономики можно было обойтись и без неё. Американские субсидии на общую сумму свыше 23 миллиардов долларов лишь помогли экономике западноевропейских стран преодолеть препятствия на пути к восстановлению. Кроме того предоставление части этой помощи было увязано с условием дальнейшего экономического сотрудничества внутри Западной Европы.

Разрабатывая этот план, американские политики видели перед собой в идеале общий западно-европейский рынок, может быть не отдавая себе полностью отчёта в том, что подобная организация сможет нанести ущерб американским экспортёрам. При оценке плана Маршалла нельзя упускать из вида, что он явился одним из факторов, способствовавших быстрому увеличению аTериканского экспорта в Западную Европу.
Восстановление и послевоенное строительство развёртывались при экономическом климате, который был весьма благоприятным для роста внешней торговли. Ещё до окончания Второй мировой войны, в 1944 году, в городке Бреттон Вудс (Bretton Woods) в американском штате Нью-Гемпшир было заключено соглашение о будущей модели международных платежей. Ведущие экономисты во главе с Кейнсом были согласны между собой в том, что система международного золотого стандарта дол-
316
жна быть восстановлена, но не в столь жестком виде, который вынуждал бы участников выйти из системы. Ведь проведённое в 1931 году Великобританией обесценение явилось прелюдией к отмене всей системы золотого стандарта.
Новая система основывалась на комбинированном обеспечении международной валюты золотом и долларом. В рамках этой системы страны-участницы брали на себя обязательство воздерживаться от коррекции своих валютных курсов в сторону повышения или снижения, за исключением случаев хронической неуравновешенности платёжного баланса. Для мер временного порядка они могли прибегать к средствам создававшегося с этой целью Международного валютного фонда (МВФ).

В области международных платежей этим обеспечивалась такая же стабильность, но с большей мерой гибкости по сравнению с системой золотого стандарта. Созданный одновременно Всемирный банк (полное название: Международный банк реконструкции и развития) вначале мыслился как инструмент, который способствовал бы процессу послевоенного восстановления, но на практике это учреждение стало прежде всего источником долговременных займов.
Протекционизм, который в тридцатые годы замедлял развитие мировой торговли, тоже не остался вне поля зрения. В 1947 году 23 страны подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), взяв на себя, тем самым, обязательство сотрудничать в деле общего понижения таможенных барьеров. Это соглашение тоже стало институтом, внесшим в пятидесятые и шестидесятые годы важный вклад в развитие мировой торговли.
Восстановление экономики после 1945 года предъявляло особые требования к экономической политике каждой отдельной страны. Необходимо было обновить средства производства, но в результате догоняющего спроса, как это всегда бывает после войны, возникала угроза инфляции. В Великобритании лейбористские правительства во главе с Эттли (Attlee) (1945-1951) пытались сдержать рост цен с с помощью замораживания заработной платы и прибылей и ограничением потребления с помощью драконовых мер.

Однако во правительство Франции, чтобы не тормозить рост экономики пошло на всё разраставшуюся инфляцию. В Голландии правительства под руководством Дрееса (Drees) или при его участии (1945-1958) придавали основное значение снижению производственных расходов, чтобы обеспечить максимально дешевый экспорт; с этой целью тормозился рост заработной платы, цен и квартирной платы. Западная Германия, конечно, представляла из себя особый случай, в ней широкомасштабные инвестиции в интересах восстановления стали допускаться только с 1948 года.



Содержание  Назад  Вперед