Идеология


в 1878 году их примеру последовали рабочие социалистической ориентации. В 1881 году под руководством Домелы Ниувенхауса (Domela Nieuwenhuis) был создан Социал-демократический союз вместе с газетой Право для Всех (Recht voor Allen). В 1893 году был создан Национальный Рабочий Секретариат (НАС), который представлял синдикалистское течение в Голландии.

Он импонировал в первую очередь тем, кто парламентским действиям предпочитал внепарламентские. Синдикалисты считали, что с помощью всеобщей рабочей стачки можно будет вызвать революционные изменения. Забастовки железнодорожников в 1903 году в глазах некоторых были как раз таким подходящим моментом для проведения всеобщей рабочей стачки.
Забастовки начались в амстердамском порту и быстро перекинулись на железные дороги (поэтому они и известны как забастовки железнодорожников). Однако расхождения во взглядах между синдикалистами, социалистами и конфессиональными профсоюзами были настолько велики, что успех забастовок был незначительный. Когда правительство готовило законодательство, запрещающее забастовки таких предприятий общественного пользования, как железные дороги (которые тогда ещё находились в частных руках), профсоюзы попытались вызвать вторую волну (политических) забастовок.

Эта попытка полностью провалилась и всё профсоюзное движение стало действовать умереннее. В 1906 году было создано Нидерландское объединение профсоюзов (NW), которое хотя и принадлежало к социалистическим организациям, тем не менее не преследовало революционных целей. Главным действующим лицом в его создании был Генри Полак (Henri Polak) (1868-1943). Он происходил из среды амстердамских гранильщиков алмазов.

В 1894 году гранильщики уже создали современный профсоюз, Всенидерландский союз гранильщиков алмазов (ANDB). Этот союз пытался с помощью максимальной степени организованности, профессиональной организации и высоких членских взносов не только занять сильную позицию перед лицом работодателей, но и гарантировать социальное обеспечение своих членов. В 1903 году этот союз выступал против всеобщей забастовки, но считал из чувства солидарности, что должен в ней участвовать. После провала забастовок в 1903 году многие профсоюзы переняли модель гранильщиков и после 1906 года этот принцип сохранялся и в NVV.

Это объединение стало крупнейшей профсоюзной организацией в стране.
В политическом отношении тогда тоже торжествовало умеренное направление. Создание в 1894 году Социал-демократической рабочей партии ознаменовало собой победу ревизионистского направления. Это означало, что впредь основным пунктом программы будет всеобщее избирательное право.
382
Конфессиональные рабочие нашли приют в конфессиональном рабочем движении, то есть католическом и протестантском. Такое общественное устройство называется размежеванное общество (verzuilde samenleving). В подразделе о реакции церкви (7.3.3.2) это понятие будет объяснено подробнее.

В Голландии конфессиональные рабочие в ещё большей степени, чем в Германии и совсем иначе, чем в Англии и Франции, нашли своё место в собственном профсоюзном движении.
7.3.3. Идеология 7.3.3.1. Ревизионизм
Если в 1780-1880 годы господствующей общественной идеологией всё больше и больше становился либерализм, то после 1880 года мы становимся свидетелями появления социализма или родственных ему теорий о справедливом обществе. Возникновение социалистической идеологии имеет длинную предысторию. Сейчас мы рассмотрим модификацию социалистического учения, известную как ревизионизм.
Это течение, ставшее со временем господствующим, было порождено вопросом, как следует действовать в рамках парламентской системы. Нужно ли ждать наступления объявленной революции или же социалистические политические партии должны способствовать улучшению положения рабочих в рамках капиталистического общества Действия в соответствии со второй точкой зрения означают отсрочку гибели капитализма. Если какая-либо социалистическая партия не будет предпринимать усилий для проведения реформ и улучшения положения рабочих и роста их доходов, то такая партия очень скоро растеряет сторонников и окажется в изоляции. Избирательное право, которое к концу девятнадцатого века распространялось на всё более многочисленные социальные группы, делало поддержку со стороны масс необходимой.

В спорах на эту тему важную роль играл немецкий социалист Эдуард Бернштейн (Eduard Bernshtein) (1850-1932). Он считал, что взгляды Маркса на капиталистическое общество и его развитие неправильны. Бернштейн ожидал, что вместо обострения классовых противоречий различные классы, напротив, будут медленно сближаться друг с другом.

Благосостояние рабочих медленно росло. Он также видел и развитие нового среднего класса белых воротничков. Борьба между капиталистами и пролетариями, которую предсказывал Маркс, всё больше отступала на задний план.

Бернштейн хотел прийти к социалистическому обществу эволюционным, а не революционным путём. При этом он исходил из того, что рабочие всё равно никогда не будут иметь абсолютного большинства и обязательно
383
должны будут делить власть с какой-то другой партией. Кроме того, пассивное ожидание революции, которая по Марксу должна прийти сама собой, лишало бы движение идейности, убедительности и притягательности. Из-за этого он подверг учение Маркса ревизии.

Поэтому учение Бернштейна было названо ревизионизмом. Как в Германии и Франции, так и в Голландии оно стало в конце концов формой политического социализма, тогда как в Англии споры о том, что предпочтительнее, революция или эволюция, вообще не играли никакой роли и там всегда господствовало умеренное направление.
7.3.3.2. Реакция церкви
Социализм не существовал сам по себе. Наряду с этой господствующей и достаточно хорошо сформулированной идеологией возникли и иные идеологические реакции в отношении проблем индустриального общества, в особенности социального вопроса. Церковь тоже дала свой ответ на социальные проблемы и постаралась указать новые ориентиры рабочим, новой и старой буржуазии.

Для очень многих рабочих и их семей религия оставалась важной составной частью их жизни. Даже настолько важной, что находятся историки, как например француз Алеви (Halevy) живший в начала нашего века, которые обвиняют религию, а именно прежде всего методистскую церковь в Англии, в том, что из-за неё в Англии в первой половине девятнадцатого века не возникло настоящего революционного движения.
В Германии в ряде областей и уж, конечно, в важнейшей из них, в Пруссии, господствующей церковью была лютеранская церковь. Высшие церковные сановники в ряде случаев вставали на сторону властей. Примечательно, что католическая церковь, которая в девятнадцатом веке в известной степени пережила эмансипацию (многие высшие фигуры происходили из средних слоев и простонародья), проявляла большую активность в решении проблем, связанных с социальным вопросом.

Тем самым часть рабочего класса оказалась привязанной к политической середине — партии центра. Позиция сотрудничества католической церкви ещё больше усиливалась позицией папы римского и реакцией прусских властей, а именно Бисмарка. Папа Пий IX (1846-78) считал, что надо разъяснять точку зрения церкви на различные общественные течения. С этой целью в 1864 году был опубликован список течений, неприемлемых для католической церкви (Syllabus Errorum).

В нём среди прочих осуждались социализм и либерализм. Когда в 1870 году на ватиканском соборе была признана непогрешимость папы в его суждениях о вере и церковном учении, представление о том, что католики не были хорошими немцами, существовавшее в частности у Бисмарка,
384
усилилось. Различные причины, в том числе и внутриполитические соображения заставили Бисмарка осуществить ряд антиклерикальных мер, как например запрет ордена иезуитов. Этот конфликт между Бисмарком и католической церковью известен, как Культуркампф (Kulturkampf).

После 1879 года Бисмарк был вынужден отступить перед церковью, но одним из последствий этого конфликта стало то, что до 1933 года тон задавали более консервативные элементы внутри католической церкви и связанной с ней партией центра.
При этом следует заметить, что папа только в 1891 году признал, что социальные проблемы существуют и что церковь должна играть роль в их решении. Энциклика, в которой была изложена эта идея, называлась Rerum Novarum. Это папское послание было написано папой Львом XIII, который завершил отмеченный выше конфликт с Бисмарком.
В Голландии церковь тоже сумела привлечь на свою сторону часть рабочего класса. Помимо социалистического возникли протестантское и католическое рабочее движение. Они были частью гораздо более широкого общественного явления, которое известно под названием размежевания (verzuling). Говорят ещё и о размежеванном обществе. Под этим термином обычно понимается общество, разделённое на группы неоднородного социального состава, внутренняя связь в которых обуславливается общей идеологией.

Эта идеология может быть религией, протестантской или католической, но может быть и другим мировоззрением -социалистическим или либеральным. Члены каждой группы находят внутри её всевозможные службы и институты, делающие возможным исполнение общественных функций. Можно назвать в этой связи рабочее движение, школы, университеты, спортивные общества, клубы любителей путешествий, больницы, фонды социального страхования и т.д.

Это перечисление в равной мере относится к католическим, протестантским, социалистическим и либеральным группировкам. Система группировок подразумевает вертикальное построение общества. В каждой группировке имеется своя элита и между элитами всех группировок существует своего рода консенсус относительно того, как следует управлять страной: это называется умиротворением.

В остальном каждая элита имеет решающее слово внутри своей группировки: суверенитет в своём кругу. Началом процесса такого размежевания явилась борьба за влияние в школах, конфликт вкруг субсидирования всей системы образования в Голландии (1878-1920).



Содержание  Назад  Вперед