Европейская экономическая интеграция


Однако относительное процветание в Голландии после 1973 года только затушевывало некоторые глубинные проблемы, которые скорее были усугублены, нежели решены экспансионистской политикой правительств Ден Уйля и Ван Агта (Van Agt) в области конъюнктуры. Рост потребления не повлёк за собой рост производственных инвестиций, напротив, они даже сократились. Конкурентная позиция Голландии на мировом рынке ухудшилась и экспорт рос медленнее, чем в других странах.

Дефицит государственного бюджета увеличивался и создал проблему финансирования, которая становилась всё острее.
В 1979 году, когда страны ОПЕК снова значительно повысили цены, наступил второй нефтяной кризис. Производство снова сократилось, а безработица возросла. Особенно сильной стагнация была в 1980 и 1981 годах. Средний коэффициент роста национального продукта в Западной Европе в 1979-1985 годы был ещё ниже, чем в семидесятые годы (таблица 6.15). Особенно от этого пострадало личное потребление.

Даже государству пришлось отступить на шаг назад в своих тратах, по мере того как везде развёртывались программы сокращения расходов. Уровень безработицы приблизился к одной десятой от общей численности населения.
Международный спад после второго нефтяного кризиса по двум моментам коренным образом отличался от спада середины семидесятых годов. Во-первых, повышение цен на нефть быстро вызвало в Западной Европе дефицит платёжного баланса, поскольку в странах ОПЕК значительно увеличилась ёмкость в отношении денежных поступлений; поток возвращающихся нефтедолларов на этот раз был значительно меньше. Во-вторых, темпы инфляции на этот раз снижались, а не повышались. Платёжеспособный спрос рос медленнее, чем прежде.

Процентные ставки были чрезвычайно высоки.
От спада начала восьмидесятых годов Голландия пострадала значительно больше, чем от спада после первого нефтяного кризиса. По сравнению с другими западно-европейскими странами Голландия теперь невыгодно отличалась более низким показателем роста национального продукта и сокращением личного потребления и инвестиций. Безработица тоже была выше, чем в других странах.

В 1983 году в Голландии не имело работы 15 процентов самодеятельного населения; это соответствовало 800.000 безработных.
В начале восьмидесятых годов положение усугублялось тем, что пропали некоторые стимулы к расходам, и Голландия испытала это на себе в большей мере, чем другие западно-европейские страны. Реальная заработная плата больше не росла, а даже снижалась, так что личное потребление тоже уменьшилось. Дефицит финансирования в государственном бюджете, который в
330
Голландии достиг 8 процентов национального дохода, исключал дальнейшее неограниченное расширение правительственных расходов. Высокая процентная ставка означала сокращение покупок в рассрочку.
В большинстве западно-европейских стран предпочитали ограничительную политику, которая отчасти основывалась на монетаризме, проповедником которого был Фридман. Наивысшее предпочтение оказывалось экономии государственных средств. Носителями этой политики в Голландии являются сменявшие друг друга (с 1982 года) кабинеты Любберса (Lubbers). Наиболее ярко выраженное применение монетаризма в Западной Европе имело место в Великобритании при Маргарет Тэтчер; так называемый тэтчеризм.

Британская экономическая политика в восьмидесятые годы характеризовалась жесткой экономией государственных средств, сокращением расходов на социальное обеспечение и денационализацией. Меры этого последнего типа под названием приватизация стали излюбленной частью экономической политики во многих западных странах.
Но сокращения правительственных расходов было недостаточно. Ключ к успеху в борьбе с последствиями спада в начале восьмидесятых годов лежал в стимулировании конкурентной позиции на внешних рынках. Чтобы добиться этого, было необходимо ограничивать рост заработной платы и повышать производительность, чтобы продавать продукцию по более низким ценам.

Высокий уровень безработицы сам по себе вёл к известному ограничению роста заработной платы. Более высокую производительность должны были обеспечить рационализация и ещё более далеко идущая механизация. С середины восьмидесятых годов компьютеризация в форме массового использования персональных компьютеров внесла важный вклад в повышение производительности в сфере услуг.
Оздоровление в международном масштабе началось в 1983 году, сначала неуверенно, а затем энергично. Несмотря на биржевой крах 1987 года, который вызвал было ассоциации с Уолл Стритом 1929 года, восстановление превратилось в настоящую высокую конъюнктуру. В 1988-89 годах в экономике западных промыш-ленно развитых стран даже наблюдался перегрев. Для Голландии, например, восстановление означало непрерывное увеличение показателя роста национального дохода с неполного 1 процента до 1985 до более 4 процентов в 1989 году.

Объём производства, чистые инвестиции и экспорт увеличились, а безработица в 1990 году снизилась примерно до 5 процентов от общей численности самодеятельного населения, заметно контрастируя с самым низким показателем начала восьмидесятых годов. Благодаря сокращению правительственных расходов дефицит финансирования в 1990 году снизился до менее 5 процентов национального дохода.
331
Семидесятые и восьмидесятые годы привели к изменению общего направления в экономическом развитии Западной Европы. Объективные условия коренным образом изменились и требовали новой стратегии в области экономической политики. Наступило некоторое единообразие как в проблемах, так и в методах их решения в большинстве западно-европейских промыш-ленно развитых стран.

Этому в сильной степени способствовал рост экономической интеграции.
6.4.5. Европейская экономическая интеграция
Одним из важнейших послевоенных процессов был процесс европейской экономической интеграции. В результате интеграции произошло сближение экономик Великобритании, Франции, Германии и Голландии. Наряду с экономическими аспектами у процесса интеграции имеются и политические и институционные аспекты, на которых мы не будем останавливаться в данном разделе, посвященном прежде всего экономическим вопросам.

Сначала мы рассмотрим некоторые понятия, затем последует краткий обзор различных стадий интеграции и в заключение охарактеризуем аграрную политику, которая до сегодняшнего дня остается самым ярким элементом европейского единения.
В экономической теории различаются четыре стадии интеграции. Наименее продвинутая фаза — это зона свободной торговли, где отменены взаимные ввозные пошлины. Однако общего внешнего тарифа не существует, то есть каждая страна внутри зоны свободной торговли может проводить в отношении стран вне зоны свою собственную тарифную политику.

Следующая стадия — это таможенный союз. Здесь не только отменены взаимные тарифы, но существует и общий внешний тариф. Другими словами: тарифная политика в отношении стран, не входящих в союз, взаимно согласована.

Ещё дальше идёт общий рынок. Это — таможенный союз, к тому же со свободным движением производственных факторов капитала и труда. Наконец, полная интеграция достигается в экономическом и валютном союзе.

Это — общий рынок, проводящий к тому же согласованную экономическую и социальную политику, так что в участвующих странах, например, больше нет различий в расходах на заработную плату и в условиях труда и суествует единая денежная система. Здесь уже больше нет места для национальной валютной политики.
Главной целью экономической интеграции является усиление экономического роста путём экспансии рынка и устранения мер, препятствующих конкуренции. Когда в пределах одного большого региона, куда входят различные страны, отсутствуют препятствия для свободной торговли, на рынке господствуют самые конкурентоспособные предприятия, которые производят продук-
332
цию по самой низкой себестоимости. Они извлекают пользу из укрупнения, расширяя область своего сбыта. При большом рынке может быть также осуществлена более глубокая специализация. Таким образом, могут быть рационально использованы немногочисленные производственные факторы. Убыточные предприятия исчезают и высвобождающиеся производственные факторы могут быть использованы для других видов производства.

Так растёт благосостояние в зоне свободной торговли.
Стремление к европейской экономической интеграции в пятидесятые годы нужно рассматривать на фоне депрессии тридцатых годов, когда торговые контакты были затруднены вследствие существования тарифных барьеров и квот. Поэтому после Второй мировой войны либерализация торговли и дальнейшее экономическое сотрудничество стали главными целями экономической политики. Такое развитие в частности стимулировали Соединённые Штаты, которые, как уже говорилось, в качестве условия за оказание помощи по плану Маршалла требовали определённых форм экономического сотрудничества в Европе. Это сотрудничество оформилось в Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданной в 1948 году. Это был межправительственный орган для сотрудничества шести европейских стран, который помимо распределения помощи по плану Маршалла занимался также и либерализацией торговых связей.

В 1961 году эта организация расширилась за счёт находящихся вне Европы стран, таких как США и Япония, и с тех пор она называется ""Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).



Содержание  Назад  Вперед