В начале 80х годов


1Л')
Идеил.и Членам кооперативов было разрешено иметь лишь участок земли и немного домашнего скота.
| В последующие годы происходит постепенное расшире
1вм' производства в частном секторе. Увеличивалось и
хозяйство при одновременном сокращении доль государственных предприятий.
Несмотря на то, что венгерская реформа началась раньяд, и протекала сравнительно радикально, существенных
;до1.луд1,|вий для общества она не дала. В 19871988 гг. Практически не увеличился объем валового национального Также осталось на одном уровне производство
продукции при сокращении производства яа государственных предприятиях и росте производства в
^KouHc.paiwenuJMt и частном секторах.
^ В начале 80х годов в Венгрии произошла либерализация цен, что определило долговременный рост цен всех уровней. В 1988 г. по сравнению с предыдущим внутренние цены промышленности увеличились на 4,1%, в подрядных строительных организациях на 5,4%, розничные цены (в среднем за год) на 15,7%. В 1990 г. цены выросли еще на 29%, в 1991 г. на 35%.

В этих условиях правительство вынуждено было ужесточить финансовую политику и к концу 1991 г. добилось некоторого снижения уровня инфляции и темпов роста цен. Ниже приводится изменение индекса цен в 1991 г. (по отношению к предыдущему месяцу).

































^ Месяц


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


|1Ивдекс
i цен


107,5


104,9


103,7


102,4


102,2


102,1


100,9


;


101,5


101,3


101,0


100,7



В сравнении с другими восточноевропейскими странами, проводящими реформы, в Венгрии антиинфляционная политика принесла более ощутимые результаты: значиприток иностранного капитала, прогрессивные преобразования, эффективные меры против непредприятий. Принятый в 1991 г. закон о оказался радикальным средством, так как он процедуру ликвидации неплатежеспособных Она заключалась в следующем: суд опредесроки, порядок, очередность погашения долга и при
нимает решение о приватизации. Однако если предпр^ ятие в течение трех месяцев не может удовлетворить npej тензии кредитора, то производство прекращается. Введе| ние закона о банкротствах повысило дисциплину и ответ. ственность хозяйственных руководителей в финансовые вопросах.
Такие показатели реформ, как определенная самостоя. тельность предприятий, открытость экономики, рост слоя предпринимателей, положительные сдвиги в ценообразовании и другие обеспечили Венгрии эволюционный харак. тер последующих реформ.
В 19921993 гг., по оценкам экспертов, рубеж на пути перехода к рынку был пройден. Банковская и налоговая системы были приближены к нормам, действующим в западноевропейских странах, фактически достигнута внутренняя конвертируемость форинта. В это время удалось приостановить рост валовой задолженности, несколько сократить чистую задолженность.

Наблюдался рост притока иностранного капитала (к концу 1993 г. он составлял 4 млрд.долл., т.е. половину всех инвестиций Запада в Восточной Европе и СНГ).
Заметно выросла доля негосударственного сектора (частного, кооперативного, иностранного), которая превысила по стоимости государственный. На частный сектор приходилось 1/3 ВНП и около 20% занятых.
В целом завершилось создание законодательных основ рыночной экономики, ее инфраструктуры (банков, бирж, инвестиционных фондов и т.д.). Страна приступила к санации убыточных предприятий. В 1992 г. против 2300 организаций были возбуждены дела о банкротстве.
Вместе с тем серьезный спад наблюдается в сельском хозяйстве, где произошла ликвидация сельхозкооперативов. В 1992 г. объем производства аграрной продукции сократился примерно на 1/4.
Продолжал сокращаться и объем инвестиций при одновременном росте дефицита бюджета (в 1993 г. примерно 7% ВНП). Росла безработица, которая составила 12% от трудоспособного населения.

Таким образом, к 1994 г. страна миновала в основном стадию спада, но окончательный поворот к подъему в экономике еще не наступил.
104
де. Экономическая реформа здесь началась в 1982 г. с принятия большого количества законов после введения в декабре 1981 г. военного положения, которое должно было, как предполагалось, стабилизировать экономику. Однако усиление несбалансированности и инфляции, проявившееся в ходе реформ, привело к смене правительства и победе «Солидарности».

Правительство Т.Мазовецкого (род. в 1927 г.) начало форсировать переход к рыночным отношениям, близким к существующим в высокоразвитых страдах Запада. С конца 1989 г. были приняты меры по созданию равновесия на рынке путем отказа государства от контроля за ценами с одновременным ограничением роста заработной платы трудящихся.
В трансформации социалистического общества Польша обратилась к «шоковой терапии». В начале 1990 г. здесь были отпущены цены на 90% видов продукции и услуг. Однако социальная напряженность заставила правительство увеличить число контролируемых цен на продукты питания и продукцию 24 крупнейших предприятиймонополистов, а также резко сократить компенсационные расходы роста цен. Инфляция оставалась высокой и составила 250%.

В этих условиях польское правительство обратилось к жесткой денежнофинансовой политике. В результате наметилась тенденция снижения инфляции. Во втором полугодии 1991 г. цены увеличивались лишь на 56% в месяц против 69% в январе 1990 г.
Одновременно нарастали и негативные последствия реализации первого этапа «плана Бальцеровича». Прежде всего это сокращение производства в промышленности (по прогнозам польского Центрального Управления планирования на 24% по сравнению с 1989 г.), трудности с реализацией сельскохозяйственной продукции, рост безработицы (более 1 млн.чел.), снижение реальных доходов населения. Кроме того, нарастало сопротивление приватизации (вплоть до оккупации зданий), чаще в системе торговли, где под видом борьбы с номенклатурой и монополией магазины продавались частным лицам со стороны, а не самим работникам торговли.

На местах начала проявляться принудительная приватизация. Все это усилило

недовольство людей, отказавших в ноябре 1990 г. в доье!
рии правительству Т.Мазовецкого. I
Положение в стране усугубляла огромная внешняя за долженность. Получив в 19711987 гг. 47 млрд. долл. кре4 дитов, Польша выплатила в счет их погашения и уплат^ процентов 50 млрд. долл. и в 1989 г. оставалась должна еще около 39 млрд.долл.

Внутренних ресурсов даже для выплаты процентов уже не хватало. В поисках выхода власти вынуждены были идти на новые займы, что в сочетании с правительственным кризисом создавало непрогнозируемую
ситуацию в будущем.
Экономические трудности подтолкнули правительство
к тому, чтобы весной 1990 г. повысить ставку процента за кредит до 50%, а во второй половине года уже до 70 80%. Новая система налогообложения обязывала предприятия отчислять в бюджет до 80% заработанных средств. Сохранились и действовали некоторые прежние налоги. Так, налог на основные фонды препятствовал закупке предприятиями новейшего оборудования, что оказывало дестимулирующее воздействие на их экономическую деятельность. Это вынудило правительство уже во второй половине 1991 г. пойти на снижение ставки процента на кредит почти в 1,5 раза.

И все же денежнофинансовая политика польского правительства носила неустойчивый характер. Между тем необходимость борьбы с инфляцией и укрепления бюджета требовала отчислений значительной части доходов предприятий в бюджет, которые благодаря своему монопольному положению и дефициту рынка, могли получать огромные прибыли. Однако руководители предприятий не спешили принимать новые экономические условия, занимая пассивную позицию.

Во втором полугодии 1991 г. более 20% государственных предприятий оказались неплатежеспособными, задолженность достигла 33,3 трлн. злотых. Не нарушая в целом монетаристской концепции реформ, польское правительство разрешило использование вексельного оборота и выдачу предприятиям банковских кредитов под залог (технические средства, транспорт
и т.д.).
В 1991 г. польское правительство начало осуществлять,
хотя медленно и нерешительно, политику приватизации. 106
")пнаКО IlpUO'ariasanriM, л« пиупвшиуг »iu~wu.uu.u о..,...,,
ыогла принести скольконибудь заметных положительных пезультатов. К тому же экономическая деятельность предприятий, объем производства, численность производственного и вспомогательного персонала предприятий не изменились. И в итоге в 1991 г. средняя рентабельность приватизированных предприятий снизились с 2040% до 8%.
В 1992 г. наметились новые тенденции, что выразилось в положительных значениях показателей экономического поста (см.табл.1). Всеобщий спад начал переходить в структурный. При снижении производства в добывающей промышленности и металлургии оно выросло в деревообработке, электромашиностроении, химической промышленности.

В первой половине 1993 г. производство в промышленности и сельском хозяйстве увеличилось на 8%. Рост ВВП (по оценке) составил в 1993 г. 45%.
В первой половине 1994 г. промышленное производство возросло на 9,9% по сравнению с тем же периодом 1993 г. Но оно остается на значительно более низком уровне, чем в 1989 г. до принятия программы экономической стабилизации и реформ. Стабилизационная программа помогла сократить инфляцию с 640% в 1989 г. до 35,3% в 1993 г., хотя инфляция выше, чем ожидалась. Доля частного капитала в совокупном ВВП увеличилась за 19891993 г. с 28 до 50%.

Структурная перестройка и спад производства в ряде отраслей обусловили повышение безработицы.



Содержание  Назад  Вперед