В мае 1935 г.


Фашисты стимулировали перерастание монополистического капитала в государственно-монополистический. Они объединили все промышленные и финансовые компании, транспорт, торговлю, ремесленные предприятия в отраслевые и территориальные группы, поставив во главе руководителей из числа крупных капиталистов. Сращивание государственного аппарата с монополистическими кругами и упрочение государственно-монополистического капитала по быстрыми темпами. Предпринимательские союзы Германии объединились в корпорацию Имперское сословие германской промышленности.

Крупнейшие промышленники Крупп, Тиссен, Феглер, банкир Шредер вошли в состав Генерального совета хозяйств при министерстве народного хозяйства. Вожди фашистской партии становились фабрикантами, банкирами, земле владельцами, получали крупные посты в промышленных и финансовых корпорациях. Так, Герринг (1893—1946) прибрал к своим рукам гигантские металлургические, машиностроительные и военные заводы, угольные шахты и железные рудники.

В руки Гитлера перешли все издательства Германии. В огромных масштабах обогащались и другие представители фашистской верхушки.
В Германии сложилась тоталитарная модель государственно-монополистического капитализма, основы которой создавались в 1933—1935 гг. Перестройка социально экономической структуры шла в направлении централизации экономической мощи в руках фашистского государства и верхушки монополистического капитала с ликвидации демократических сил в стране и подготовке к войне. Фашисты создали сложный аппарат для государственного регулирования хозяйства, его регламентации выдавая милитаризацию экономики за общенародное дело. Предложения отдельных предпринимателей по вопросам объема производства, его ассортимента, цены товаров стоимостью потеряли силу и были заменены централизованными государственными решениями. В середине 1933 правительство Германии приняло закон о принудительном картелировании экономики, после чего в ряде отраслей были созданы объединения промышленных фирм.

В осуществлении новых принципов организация хозяйственной важную роль сыграл 3акон о подготовке к органическому построению германского хозяйства от 27 февраля 1934 г. По этому закону министр экономики получал полномочия на создание хозяйственных объединений спуск или слияние, назначал руководителей этих объединений. Были образованы 7 главных имперских групп: промышленности, энергетики, ремесла, торговли, банковского и страхового дела, транспорта, через которые и проводились государственные решения в области экономики. Символом веры фашизма стал так называемый принцип, согласно которому группы предприятий и секторы экономики должны были подчиняться в своей хозяйственной деятельности распоряжениям и приказам вирштафтсфюреров (руководителей экономики).

Во главе экономики Германии стоял Главный хозяйственный совет. Таким образом, главный упор в руководстве экономикой неизменно делался на методы прямого, административного диктата. В этом заключалась отличительная особенность государственно-монополистического капитализма гитлеровской Германии.
В мае 1935 г. был принят секретный закон об обороне империи, в котором говорилось, что генеральный уполномоченный в области военной экономики Я.Шахт должен поставить все экономические силы на службу ведения войны. С этой целью проводилась целая система мероприятий по организации массового производства вооружения военных материалов и сокращению мирных отраслей промышленности. Германское правительство стремилось сократить ввоз продовольствия и всемерно расширить экспорт, чтобы обеспечить необходимое количество валюты для возрастающего ввоза стратегического сырья. Введение жесткого контроля над расходами иностранной валюты было связано с принятием нового плана Я.Шахта, который регламентировал внешнеторговые отношения.

Основу плана составили три идеи: переход от многосторонней внешней торговли и соответственно от многосторонней системы иных расчетов к двусторонней, построенной на принципах клиринга: количественное ограничение ввоза и определение централизованным путем общего объема импорта, соответствующего народнохозяйственным интересам формирование экспорта путем осуществления компенсационных сделок, введение дифференцированного обменного курса, предоставление экспортным отраслям промышленности определенных привилегий, в частности при снабжении их сырьем.
Поскольку одной из труднейших хозяйственных задач гитлеровской Германии была проблема снабжения стратегическим сырьем ввиду отсутствия собственных ресурсов (нефти, хлопка, большинства цветных металлов), то принимались энергичные меры по налаживанию производства синтетических материалов — искусственного каучука, ива, пластмасс, химического волокна и т.д. Накоплению дефицитного сырья способствовали усиленные закупки его вплоть до начала второй мировой войны в США, Великобритании, Франции и других странах. Особенно большую помощь Германии в этом направлении оказали американские монополии, которые, будучи крепко связанными картельными соглашениями с германскими трестами, в большом количестве поставляли в Германию нефть, бензин, каучук, алюминий, никель и другие важные материалы..
В целом вся структура экономики Германии сдвинулась, приобретая уродливые формы, так как в мирное время было переключено на военное производство, а продовольствие и сырье закупались за границей. Оказывалось, что сама структура германской экономики требует войны. Были поставлены следующие задачи: через четыре года Германия должна иметь боеспособную армию, а экономика страны должна быть готова к войне.

Четыре года казались сроком, в течение которого Германия сумеет вооружить массовую армию, с одной стороны, а за этот период наступит кризис в результате диспропорции в развитии экономики, с другой стороны.
Экономическую подготовку к войне возглавил о 1936 г. Г.Геринг, ставший уполномоченным по осуществлению 4-летнего плана. Вскоре был утвержден 4-летний план мобилизации экономических ресурсов, накопления дефицитных материалов и расширения производства военного снаряжения. Его цели формировались следу образом: Немецкая армия должна быть в четыре года готова к действию. Стержнем плана было создали хозяйственной сырьевой базы для обеспечения нужд воспроизводства. Предприятия, зачисленные в разряд решающих в военном отношении, снабжались в первую очередь кредитами, сырьем, рабочей силой.

В то же время устанавливался запрет на инвестиции в бумажную, джутовую, хлопчатобумажную, шерстяную и другие отрасли.
Преимущественное развитие получали отрасли тяжелой и военной промышленности. Сюда направлялись 3/5 инвестиций. В итоге тяжелая промышленность, достигшая предкризисного уровня уже в 1934 году к 1939 г. превысила его на50%.

Милитаризация хозяйства обеспечила высокие темпы производства промышленной продукции. Ведущее место в германской промышленности занимало машиностроение, дававшее около 25% всей промышленной продукции. Накануне второй мировой войны на долю Германии приходилось 13% мирового промышленного производства. Однако развитие промышленности имело ярко выраженную военную ориентацию.

Это подтверждает и тот факт, что в фашистский период возрос объем так называемых общественных инвестиций, львиную долю в которых занимали расходы на военные цели.
Данные
об общественных инвестициях в Германии, млн.рм.брутто
















Инвестиции


Год


1932


1933


1934


1935


1936


1937


1938



На военные цели 620 На транспорт 805
На общественное управление 800
В жилищное строительство___150
720 3300 S150 9000 10850 15500
1238 1694 1876 2144 2400 3376
810 1200 1400 1400 1420 1200
185 275 220 175 200 250
Из таблицы видно, что с 1932 по 1938 г. военные расходы увеличились в 25 раз. Их удельный вес поднялся с 26 до 76%. Однако и по другим позициям рост был весьма существенным — расходы на транспорт увеличились более чем в 4 раза за данный период, на общественное управление — в 1,5 раза, расходы на жилищное строительство возросли почти в 1,7 раза.
При фашизме широкое развитие получает государственное предпринимательство. Государственный сектор занимал в Германии значительное место уже после первой мировой войны. В послевоенный период его позиции укрепились еще больше.

С приходом к власти фашистов удельный вес государственной собственности продолжал возрастать. В 1932 г. государственный акционерный капитал составлял 13,2 млрд. а в 1939 г. — 17,0 млрд. рейхсмарок.
В марте 1936 г., по данным Имперского статистического управления, в Германии насчитывалось 1085 общественных предприятий. Из них 61 было собственностью империи, 57 — собственностью земель, 25 — собственностью ганзейских городов, 291 – собственностью общин, 142 — представляли собственность совместного владения империи и общин. 30% этих предприятий составили акционерные общества, 64,4% — общества с ограниченной ответственностью, 4,2% ~ другие общества частного права и 1,4% — общества публичного права.
Расширение государственного сектора в экономике, прежде всего в промышленности, было связано в фашистский период с массовой ариизацией промышленных предприятий, принадлежавших еврейскому капиталу, с конфискацией имущества промышленников, не поладивших с нацистами, и крупными государственными капитальными вложениями в нерентабельные отрасли, важные с военно-стратегической точки зрения.



Содержание  Назад  Вперед