Система принудительных поставок продукции.


Аграрная политика фашизма была рассчитана на создание продовольственных резервов к началу войны. В целях подготовки к войне осуществлялось государственно-монополистическое регулирование и сельского хозяйства. В связи с этим было создано Имперское сословие по продовольствию — главный орган фашистского государства по регулированию сельскохозяйственного производства, и отрасль была поставлена под его безраздельный контроль.

Вводилась система принудительных поставок седьскохозяйственной продукции. Каждый крестьянин превращался в солдата фронта питания, обязан был есть не то. что ему было выгодно и желательно, а то, что диктовали руководители имперского продовольственного сословия. Продукция каждого двора находилась на строгом учете, и большую часть ее крестьянин должен был сдавать по чрезвычайно низким ценам.

Крупное капиталистическое хозяйство являлось основным источником поступления товарной продукции. Особую роль сыграл закон О наследственных дворах, которыми признавались хозяйства зажиточных крестьян (гроссбауэров), имевшие от 7,5 до 125 га земли. Они объявлялись неотчуждаемыми, освобождались от некоторых налогов; поземельного, на наследство и могли наследоваться только старшим из сыновей.

Правда, по закону 1937 г. Об обеспечении нормального ведения сельского хозяйства даже так называемый наследственный двор мог быть отнят у хозяина за невыполнение указаний Имперского сословия по продовольствию. Был ликвидирован профсоюз сельскохозяйственных рабочих.
Фашистское государство взяло под свой контроль и рынки рабочей силы. Рабочие и предприниматели были включены в единый так называемый Немецкий трудовой фронт, претендовавший на реализацию идей социального партнерства труда и капитала. Законом Об организации национального труда, принятым в январе 1934 г., декларировалось прекращение классовой борьбы, а рабочие превращались в солдат труда. Каждый фабрикант объявлялся их фюрером и получал диктаторские полномочия. Были отменены коллективные договоры, уничтожены профсоюзы и другие рабочие организации, запрещены стачки и забастовки.

Зарплата регулировалась Немецким Трудовым фронтом и так называемыми доверенными по договору, которые подчинялись в свою очередь министерству экономики и получали от него указания по этим вопросам. Нацисты провозгласили промышленный капитал своеобразной разновидностью труда, причем самой почетной.
С установлением фашистской диктатуры в Германии стала складываться система внеэкономического принуждения. Постепенно вводились некоторые виды трудовой повинности. Сначала как срёдство сокращения безработицы, а с 1935 г. для юношей и девушек в возрасте 18—25 лет была введена принудительная трудовая повинность: в 1938 г. она стала всеобщей.

В целях учета и мобилизации рабочей силы в феврале 1935 г. использовались особые рабочие билеты. Уже в 1934 г. рабочим-металлистам было запрещено произвольно менять место работы. Позднее эти ограничения распространялись на другие категории квалифицированных рабочих. Все более удлинялась рабочая неделя, рабочий день накануне войны достигал 10—14 часов;
Существовали организации, специально занимавшиеся проблемами интенсификации труда: Динта, Рефа.
Происходила резкая активизация государственного вмешательства во все сферы экономической жизни. Фашистская Германия безнаказанно воссоздала свою военную промышленность и развязала вторую мировую войну.
Таким образом, если в США получил развитие либерально-реформистский вариант развития ГМК, то в Германии хозяйственный механизм ГМК был принципиально иным. Свободный рынок перестал здесь служить регулятором экономического процесса, и сложилась тоталитарная (командно-административная) модель ГМК с централизованным хозяйственным механизмом.


1.5. План экономии английского банкира Дж. Мэя
Экономический кризис 1929—1933 гг., поразив ведущие страны мира, не миновал и Великобританию. Объем промышленного производства упал на 15%, особенно пострадали традиционные отрасли — металлургическая, угольная и др.; сократились посевные площади; объем внешней торговли сократился в 2 раза, торговый баланс был дефицитным; увеличилась безработица — в 1932 г. она охватила 30 — 35% всех рабочих.
Однако в Великобритании кризис начался позднее, чем в других странах, — в конце 1930 г., хотя первые симптомы появились уже в начале того же года. Бюджет
1930 г. был принят в атмосфере ухудшения положения в торговле и роста безработицы. Министерство финансов, чтобы найти дополнительные доходы, значительно увеличило прямые налоги, включая подоходный, из косвенных налогов был увеличен только один — на пиво. К весне
1931 г. финансовое положение страны ухудшилось. В связи с неустойчивым положением фунта стерлингов иностранные держатели краткосрочных вкладов в банках Лондонского Сити стали изымать их для перевода в более прочную валюту, уменьшался золотой запас страны. Все это вызывало тревогу финансовых и правительственных кругов, для изменения ситуации необходимы были решительные меры.
Следует отметить, что целью банкиров и правительства не было увеличение занятости или спасение промышленности, они хотели просто исправить дисбаланс бюджета, торговли и кредита. Это происходило потому, что тогда в период экономического кризиса единственной функцией правительства считалось обеспечение благоприятных финансовых условий. И хотя в это время уже высказывались новые идеи о вмешательстве государства в экономику, они не были с готовностью приняты в общественных кругах.

Существовали предубеждения против увеличения расходов во времена кризиса, особенно если это вызвано несбалансированным бюджетом. Общее окружение не было благоприятным для внезапных изменений в политике во время депрессии, старые приемы умирали с трудом.
Нужно также иметь в виду, что новый ход экономической мысли не был еще полностью разработан, а сам Кейнс еще анализировал основания для некоторых положений своей концепции, в частности, на этой стадии он еще не хотел открыто защищать несбалансированный бюджет и имел мало поддержки среди коллег. Кроме того, именно Сити и МинистMрство финансов, определявшие экономическую политику более, чем бизнесмены, отвергали эксперименты в области общественных расходов.
В марте 1931 г. для изучения экономического положения страны и выработки рекомендаций была создана королевская Комиссия по национальной экономии "под руководством финансиста Дж. Мэя, в июле 1931 г. был опубликован доклад Комиссии.
Формально доклад Комиссии Мэя был посвящен узкой проблеме — оценке ожидаемого бюджетного дефицита и принятия встречных мер. Оценки Комиссии основывались на наиболее пессимистических предположениях, например, подчеркивалось увеличение числа людей пенсионного возраста и, соответственно, выплат им, но не принималось в расчет уменьшение расходов на школьников из-за сокращения их численности. Кроме того, особое внимание в докладе уделялось фонду страхования по безработице — недостаткам его работы, нормам платежей, а в то же время сокращения выплат по национальному долгу даже не были приняты во внимание.

В результате Комиссия по национальной экономии предсказала дефицит в 120 млн. фунтов • стерлингов в год.
Комиссия считала необходимым уменьшить государственные расходы и использовать национальный доход для перераспределения выделяемых средств из существенных отраслей в те, которые предназначены смягчить социальную несправедливость, или те, которые улучшают экономическую структуру нации. Было предложено увеличить прямые и косвенные налоги на 24 млн. фунтов стерлингов, сократить государственные расходы на 96 млн. фунтов стерлингов, причем две трети приходилось на уменьшение выплат безработным.
Фактически доклад Комиссии Мэя оказался политическим документом, нанесшим наибольший вред лейбористскому правительству, сформированному 7 июня 1931 г. Дж. Макдональдом (1866—1937), и его социальной программе, особенно предполагаемому повышению пособий по безработице. В августе 1931 г. при обсуждении доклада Комиссии по национальной экономии премьер-министр Макдональд и еще два министра высказались за принятие предложений Комиссии Мэя, остальные члены кабинета — против. Раскол правительства привел к кризису в лейбористской партии.

В результате 24 августа 1931 г. Макдональд сформировал новое так называемое национальное правительство, в котором ключевые посты заняли консерваторы.
Национальному правительству сразу же был предоставлен заем, в котором отказывали его предшественникам. Поскольку доклад Комиссии по национальной экономии получил одобрение отечественных и зарубежных банкиров, они готовы были выдать английскому правительству займы, необходимые для платежного баланса страны, который находился к тому времени в катастрофическом состояии, при условии принятия мер, рекомендованных Комиссией Мэя. В сентябре 1931 г. более ста американских и французских банков предоставили Великобритании заем в размере 8O млн.. фунтов стерлингов.
10 сентября 1931 г. был принят измененный бюджет, оказавшийся более жестким, чем тот, который разрабатывался лейбористским правительством. Новый кабинет министров Макдональда приступил к реализации плана экономии и рационализации бюджетных расходов.



Содержание  Назад  Вперед