Разумеется, для государственных бюджетов были и золотые времена.


Однако тем самым вовсе не вырисовывался облик страны с молочными реками и кисельными берегами. Хорошие деньги, гласит народная мудрость, любят, чтобы их зарабатывали. При всем желании нельзя утверждать, что в послевоенной истории немецкой марки не было никаких заблуждений, взлетов и падений.
Разумеется, для государственных бюджетов были и золотые времена. С какой бы охотой любой министр финансов вернулся к временам так называемой ;башни Юлиуса;1. К башне в которой осенью 1956г хранилось почти 8 млрд марок и которая выросла при министре финансов Фрице Шеффере в самый разгар экономического подъема, когда на лицо было соответственно высокое позитивное сальдо торгового и платежного балансов. Для того чтобы притормозить экономический подъем, считали тогда финансовые эксперты, эмиссионный банк должен вывести деньги из обращения. Напрасные старания.

В отчетном докладе Банка германских земель за 1955г - ГФБ тогда еще не было четко говориться: ;Экономический организм явно решил компенсировать сделанное ему ;кровопускание; в виде высоких и не запущенных снова в оборот налогов. Многие признаки свидетельствуют о том, что сохраняющаяся сильная тенденция к использованию кредитов обусловлена ;свободной наличностью; в государственных бюджетах: в определенной мере экономика берет обратно в виде кредитов то, что государство забирает у нее в виде налогов и не возвращает в виде соответствующих расходов;.
Деньги портящийся товар, считает представитель правления ;Дойчебанк; Хильмар Коппер. И поскольку они портящийся товар, то не могут долго храниться. Так, наверное, говорили себе те политики, которые после выборов в Бундестаг 1957 года с вожделением поглядывали на ;башню Юлиуса;. Но они не ограничивались лишь поглядыванием, а перешли также к делу.

Прежде всего это относится к политикам в социальной сфере, которые, например, за счет пенсионной реформы ;облегчили; башню более чем на миллиард марок, а так же увеличили субсидии сельскому хозяйству.
Все предпринималось с хорошими намерениями, однако правильно ли было делать это в таких масштабах Людвиг Эрхард в ноябре 1957г предостерегал от чрезмерной ненасытности. Трезвая мудрость гласит, что деньги могут быть потрачены только один раз. Как и с какой целью об этом должны судить граждане, которым следует принять решение относительно приоритетов и целей. Однако ни в коем случае не будет функционировать такая схема: ;Меньше работать, лучше жить, больше зарабатывать, быстрее богатеть, жаловаться на налоги, однако требовать от государства все больше услуг;.

И далее Эрхард в типичной для него манере разъясняет экономическую суть вещей в ее общественно-политическом измерении: ;Все это свидетельствует о духовных заблуждениях и путанице, которые вряд ли могут быть более глубокими и которые, будучи доведенными до предела, способны разрушить устои общественного строя;.
Граждане должны проявлять бдительность, особенно по отношению к тем, кто бьёт все рекорды, действуя вопреки экономической логике. Но напрасны все предостережения масштабное расходование государственных средств уже началось. В то время это, помимо всего прочего, привело к экономическому кризису, разразившемуся в стране в середине шестидесятых годов.


2.4. ГЕРМАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БАНК
Сегодня можно спросить: почему не слышно было голоса Германского Федерального банка А его и нельзя было услышать, поскольку самого банка еще не было, точнее он был только что создан. Закон о Германском Федеральном банке датирован 26 июля 1957г. Его сорок семь статей должны были гарантировать то, что крах, который потерпел в свое время Германский имперский банк (ГИБ), больше не повториться. Будучи в свое время германским эмиссионным банком, ГИБ был подчинен ;неограниченному суверенитету империи;, а как публично-правовое юридическое лицо нес ответственность непосредственно перед ;фюрером и рейхсканцлером;, что открывало все двери для упадка валюты.

Такое не должно случиться еще раз так считали союзники, которые в 1947 году (в американской и французской оккупационных зонах) и в 1948 году (в британской зоне) учредили центральные земельные банки. При этом они преследовали цель с помощью федеративной структуры не допустить никакой возможности для произвола в центральном банковском деле. Банкнотная эмиссия, которая последний раз полностью вышла из-под контроля при нацистском режиме, была строго урегулирована на федеративной основе. В законе о чеканке монет от8 июля 1950г было зафиксировано, что Банк германских земель имеет право только тогда выйти за пределы установленной для него границы в 10 млрд марок и выпустить в обращение больше монет, если это будет одобрено, по меньшей мере, шестью землями.

При этом соответствующий рост эмиссии ни в коем случае не должен превышать 1 млрд марок.
Положительный опыт, который был приобретен на основе использования этих принципов и содействовал, в конечном счете, процветанию немецкой марки и не только стабилизации, но и мощному росту ее покупательной способности, нашел отражение в новом законе о Германском федеральном банке. В силу понимания всей сложности системы денежного обращения, которая в качестве стыкового пункта различных народнохозяйственных процессов должна удовлетворять самым различным запросам и в то же время сопротивляться самым различным интересам, в статье 3 дана поначалу общая формулировка: ;Германский федеральный банк, используя предоставленные ему законом полномочия в области денежной политики, регулирует денежное обращение и кредитное обеспечение экономики с целью сохранения стабильности валюты и обеспечивает систему банковских расчетов как внутри страны, так и с заграницей;.
Звучит сухо, столь же сухо, как и статья 12, которая, однако, то и дело начинает волновать умы: ;Германский федеральный банк обязан, выполняя поставленные перед ним задачи, поддерживать общую экономическую политику федерального правительства. При осуществлении своих полномочий, предоставленных ему законом, он не зависит от указаний со стороны федерального правительства;.
Лаконичная фраза с чрезвычайно актуальным содержанием. ;Страж валюты;, ;Страж чаши Грааля на Майне; такими определениями награждают ГФБ, расположенный во Франкфурте-на-Майне. На фоне представлений о том, что в ближайшем будущем уважаемая во всем мире немецкая марка будет заменена общеевропейской валютой, многие видят в его лице последнего гаранта достигнутой стабильности.
Деньги и психология здесь тесно взаимосвязаны. Когда Германский федеральный банк в своих ежемесячных отчетах предостерегает от одного или другого развития событий, то это вполне вписывается в арсенал психологических приемов такого учреждения, которое действует между двумя гранями: собственной независимостью и возложенной на него задачей поддерживать экономическую политику федерального правительства.
Политики, работодатели и профсоюзы прислушиваются к голосу ГФБ. Так было в начале шестидесятых годов, в бурных семидесятых, когда развалилась стародавняя бреттон-вудская система и курсы валют перестали ориентироваться на доллар, в восьмидесятых годах, когда сменилось правительство, и семь лет тому назад, когда Германия объединилась. Благодаря в целом успешной политике ГФБ действительно служил гарантом сохранения покупательной способности немецкой марки и не допускал нарушения равновесия платежного баланса, что также входило в круг его задач.
Представители ГФБ постоянно указывают: не должно возникать никаких сомнений в стабильности немецкой марки ради ее репутации и сохранения покупательной способности. Такая форма психологического воздействия законна, поскольку она служит делу. Нельзя ставить на карту покупательную способность денег.
Деньги, по словам писателя Достоевского, - это отчеканенная свобода. Хорошие деньги расширяют горизонты этой свободы, поскольку расширяются рамки того, что можно на них приобрести. Для того чтобы сохранить такую покупательную свободу денег, от всех членов общества требуется дисциплина.

На стыке 1997/98гг президент ГФБ Ханс Титмайер так выразил эту мысль: ;Строительным материалом для успешной структурной перестройки экономики служат предприятия, проводящие активную инновационную и инвестиционную политику, ориентированная в будущее и гибкая позиция наемных работников, умеренные расходы со стороны государства, которое концентрирует свою деятельность на выполнение главных задач. Денежная политика может служить лишь проводником этого процесса, обеспечивая стабильные монетарные общие условия.


3.ОБЩЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
И в условиях рыночной экономики могут возникать нежелательные тенденции. Государство должно противодействовать им, используя для этих целей свою бюджетную, налоговую, социальную политику и политику в области конкуренции. Приняв в 1967 году закон о стабильности в экономике, оно располагает инструментом в развитии конъюнктуры.

Цель состоит в том, чтобы обеспечить устойчивость цен, высокую степень занятости и внешнеэкономическую сбалансированность при постоянном и соразмерном экономическом росте. Добиться этого, к сожалению, удавалось не всегда. Ответственность за то, чтобы экономика развивалась в духе этих целей, лежит также на Германском федеральном банке, ведающем вопросами денежной политики.
В координации и осуществлении экономической и финансовой политики участвуют следующие органы:


  • Конъюнктурный совет государственных органов. В него входят федеральные министры экономики и финансов, по одному члену от каждого земельного правительства и представители общин и общинных объединений. В совещаниях, которые проводятся не реже двух раз в год, может принимать участие Германский федеральный банк. Конъюнктурный совет стремиться к достижению по возможности единого подхода всех участников в области конъюнктурной политики.

  • Совет финансового планирования. По составу он схож с Конъюнктурным советом. В его задачу входит координация финансового планирования федерации, земель и общин. Федерация и земли обязаны разрабатывать многолетние финансовые планы, чтобы обеспечить увязку государственных расходов и доходов с возможностями и требованиями народного хозяйства.

  • Экспертный совет по оценке общеэкономического развития. Он был создан в 1963 году. Осенью каждого года этот орган в составе пяти независимых экспертов дает анализ общего состояния экономики и предполагаемых тенденций ее развития. Он призван помочь все инстанциям, отвечающим за проведение экономической политики, и общественности получить верное представление о том, что происходит в экономике.


В январе каждого года федеральное правительство представляет Бундестагу и Бундесрату годовой экономический отчет. В нем излагаются цели правительства в области экономики и финансов на текущий год, планируемая экономическая и финансовая политика и дается оценка ежегодного анализа Экспертного совета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного можно сделать ряд выводов:


  • Успех и положительный опыт экономической реформы в Германии заслуживает тщательного анализа и заимствования важных волевых экономических решений;



  • Для понимания и принятия экономической реформы всеми гражданами страны необходима целевая программа правительства в направлении социальной рыночной экономики;



  • Для уверенного планирования на перспективу предприятиям важно обеспечение стабильных общих монетарных условий Германским федеральным банком; поддерживая экономическую политику федерального правительства, ГФБ не зависит от указаний со стороны федерального правительства;

  • В координации и осуществлении экономической и финансовой политики важно участие негосударственных фондов и советов на стадиях обсуждения решений и подведения итогов для получения верного представления о происходящем в экономике;

  • Успех экономических реформ в ФРГ ;…результат честных усилий всего народа…; /Людвиг Эрхард/.



ЛИТЕРАТУРА



















1.

Кляйн Х. История немецкой марки. F.-am-M.:Frankfurter Societats-Druckerei:Deutschland, №5 Ноябрь 1997-68с.-рус.

2.

Германия: факты. F.-am-M.: Societats-Verlag, 1998-540с.-рус.

3.

Иванов П., Пряхин А. Очерки об экономике Германии. М.: Экономика, 1995 322с.

4.

Храмцова В., Панова В., Штимпель Ф. Анализ проблем стабилизации экономики объединенной Германии. М.: Горбачев-фонд, 1998 362с.




1 Термин в немецком языке означает большое количество ;свободной наличности; в государственных бюджетах.



Содержание  Назад  Вперед