Приватизация связана с целостной системой мер


Вторым фактором, прямо вытекающим из первого, можно назвать возникшее к этому времени в ведущих капиталистических странах Несоответствие производительных сил и сложившихся производственных отношений. В послевоенные годы в ряде капиталистических стран — Австрии, Франции, Великобритании, Италии, а позже в США, Японии была реализована широкая национализация промышленности, банков, транспорта. Получило повсеместное распространение огосударствление экономики, проявившееся в сильном государственном регулировании и увеличении доли валового национального продукта (ВНП), распределяемого государством, во многих странах был введен контроль за ценами и заработной платой.

На определенном этапе эти меры способствовали экономическому развитию, повышению [ровня благосостояния народа, росту выпуска продукции.
Однако с середины 1970 — начала 1980-х гг. темпы экономического роста замедлились, стала нарастать инфляция, что обострило конкурентную борьбу. Прежняя модель государственного регулирования экономики была исчерпана, поскольку любая экономическая система имеет пределы для своего экстенсивного роста. Этому способствовали результаты НТР, совершившей глобальный переворот во всем технологическом базисе капитализма, создавшей материальные условия для резкого повышения производительности труда.
Основными задачами в экономике стали капиталистическая рационализация производства на базе новых техники и технологии, а также усиление эксплуатации наемного труда, и в результате — повышение эффективности производства. Это связывалось также с сокращением социальных государственных программ, со снижением вмешательства государства в экономику путем проведения приватизации и разгосударствления.
Приватизация на макроуровне призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить децентрализации и сокращение государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей хозяйственной системы и одновременно снижение бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении технико-экономических показателей работу отдельных предприятий.
Что же надо понимать под приватизацией В широком смысле — это один из аспектов общей экономической политики — замедление темпов расширения, а затем и сокращение государственного сектора в хозяйственном развитии. В узком смысле приватизация означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия акционерному обществу или частному лицу.
Приватизация связана с целостной системой мер по разгосударствлению, основанных на четырех моментах:
дебюрократизации управления хозяйством;
ограничении государственной предпринимательской деятельности;
стимулировании частного капитала;
свертывании регулирования экономики.
В отличие от национализации процесс приватизации не может быть одномоментным актом, этот процесс носит долговременный характер. Приватизация не может быть и конечной целью обновления общества и экономики, она является лишь одним из средств достижения многих целей как долгосрочных, так и краткосрочных. Идеальной модели приватизации нет ни в одной стране, в каждой выявляются как положительные, так и негативные последствия. Рамки приватизации объективно ограничены: нельзя в относительно короткий срок выгодно и безболезненно распродать большую часть государственного имущества. Главным ограничителем является отсутствие необходимого капитала и неизбежные негативные социальные последствия, вызванные прежде всего высокими темпами безработицы.

Переход общества из одного качества в другое практически невозможен без негативных последствий и непопулярных мер.

Процесс приватизации не рассматривается западными учеными как поражение государства, речь идет о пересмотре функций и сфер, ранее находившихся в компетенции государства, о более четком разделении прав, обязанностей Я ответственности между государственным и частным сектором в экономике. Государственными приоритетами все больше становятся денежная, валютная, кредитно-финансовая и налоговая политика, антимонопольные меры.
Как целенаправленную систему приватизацию впервые стало проводить консервативное правительство М.Тэтчер в Великобритании (тэтчеризм). Эти процессы быстро распространились сначала в Европе, а затем и в других странах. Явление приватизации — это по сути реализация неолиберальной хозяйственной политики.
В 1970 — 80-е гг. процесс приватизации принял общемировые масштабы. К концу 80-х гг. более 80 стран разных континентов — от государств Латинской и Северной Америки до Южной Кореи, Филиппин, Малайзии приняли программы сокращения государственного сектора. В большинстве развитых стран, где была проведена приватизация, экономическое положение улучшилось. К примеру, в Великобритании в результате увеличения налогов и сокращения субсидий госпредприятиям отмечалось укрепление
госбюджета.
В процессе приватизации возрастает роль частной собственности, которая выступает, как в новых формах, например собственность различного рода институтов и фондов, доля которых постоянно растет, так и в традиционных, но наполненных новым содержанием — мелкая индивидуальная акционерная собственность. Принципиально новой является форма трудовой акционерной
собственности.
Намного возросла роль среднего и малого бизнеса, развитие которого послужило одним из факторов активизации экономики многих стран. Например, Италия превратилась за несколько десятилетий из аграрно-индустриальной в высокоразвитую индустриальную страну, идущую по пути к постиндустриализму. Большую роль сыграл мелкий и средний бизнес в ФРГ, где в конце 80-х гг. было около 1,9 млн. мелких и средних фирм (крупных предприятий — 3600), в которых работало 2/3 всего занятого населения страны и производилась приблизительно половина вскго ВВП.

Государство оказывало им помощь кредитами с низкой ставкой процентов, финансовую поддержку и предоставляло налоговые льготы.
Одним из наиболее интересных явлений в экономике США стало венчурное, или рисковое предпринимательство, Этот феномен был вызван к жизни объективными обстоятельствами, оказавшими существенное воздействие на темпы НТР, на его организационные формы.
Венчурная компания, или рисковое предприятие, относится к малому бизнесу. В сфере НИОКР используется для обозначения специфической формы организации НТП в виде небольших компаний, занятых созданием и производством нововведений. В настоящее время в США насчитывается около 125 основных фирм венчурного капитала (ФВК) и несколько сот более мелких региональных фирм.

Большинство из них имеет правовую форму партнерства с ограниченной ответственностью в составе 3—4 основных и нескольких ассоциированных участников. Их цель — получение средств от крупных финансовых институтов и инвестирование их в новые, быстро растущие рисковые предприятия. Организаторы фирм, как правило, опытные бизнесмены; кроме того, ФВК могут привлекать в качестве советников известных предпринимателей. Обычно вклад ФВК невелик — 1% общего капитала, при этом ФВК становится Генеральным партнером.

Основной фонд формируется за счет крупных финансовых институтов, которые вносят 99% и становятся ограниченными партнерами без права распоряжения фондом. Генеральный партнер — ФВК — получает 2% годовых от подписного капитала и 20% или больше от итоговой прибыли. Инвесторы ФВК рискуют собственным состоянием, поэтому получают своеобразную компенсацию за риск. Крупные ассоциативные участники рискуют лишь незначительной частью своего капитала, но в итоге получают значительную прибыль, превышающую обычную. Такое распределение прав и обязанностей обоюдовыгодно.

ФВК инвестируют в основном ведущие школы бизнеса, крупнейшие университеты и другие научные центры. Примерно 80% венчурного капитала поступает в новейшие отрасли НТП.

Складывающиеся соотношения между государственным я частным капиталом не являются окончательно установленными. Они могут изменяться в поисках более эффективного сочетания, проникая друг в друга. В процессе экономических реформ не только увеличивается число разновидностей различных форм собственности, но меняется и их содержание. В зарубежной практике приватизация в чистом виде зачастую заменяется созданием смешанных предприятий. В настоящее время в передовых капиталистических странах наблюдается многообразие типов смешанной экономики, для которой характерно появление промежуточных, переходных форм хозяйственного механизма.

Они возникают на грани конкуренторыночного и корпоративного регулирования и представляют собой синтез элементов рыночного саморегулирования и администрирования, рыночных и договорных связей.
Все основные черты современной смешанной экономической системы — многосекторность, полиформизм, взаимодействие — обеспечивают гибкость и целостность этой системы, ее относительную устойчивость и стабильность.
Теоретической базой, обосновывающей происходящие трансформации в экономической сфере ведущих капиталистических стран, выступают новые и обновленные теории — кейнсианство и неоклассический синтез. Теория Дж.М.Кейнса (макроэкономика) направлена на стабилизацию и стимулирование экономического роста, поддержание высокого уровня занятости и ценовой стабильности за счет государственного регулирования. Неоклассическая теория (микроэкономика) опирается на рыночное регулирование цен, в ней рассматривается взаимодействие отдельных потребителей и фирм. Представители этого направления выступают за строгое ограничение государственного вмешательства в экономику.

Но это не означает, что они полностью отвергают значение государственного регулирования. В соответствии с неоклассической теорией одна из важнейших целей государственного регулирования состоит в достижении более эффективного распределения ресурсов в рыночной экономике; даже в годы полной свободы рынка оставалось вмешательство государства.



Содержание  Назад  Вперед