Правительство Народного фронта


4 июня.,1936 г. было создано правительство Народного фронта во главе с премьер-министром Л.Блюмом, а 7 июня в отеле Матиньон в Париже состоялось подписание соглашения между Всеобщей конфедерацией труда (ВКТ) и предпринимателями об увеличении заработной платы, признании профсоюзов и института цеховых старост. Матиньонские соглашения предусматривали введение 40-чдсовой рабочей недели, предоставление оплачиваемых отпусков. признавали принцип коллективных договоров. Несколько дней спустя Матиньонские соглашения и большая часть положений экономической программы Народного фронта были законодательно закреплены решением парламента.

Это было триумфом Народного фронта и кульминацией рабочего движения в его поддержку.
Однако спустя уже 2 месяца правительство столкнулось с острейшей проблемой дефицита государственного бюджета. Непомерные расходы на социальные выплаты заставило пойти на первую девальвацию франка, что сильно ударило по широким слоям граждан. В силу однонаправленности политики правительства Народного фронта усилилось бегство капиталов из страны, ускорилось сворачивание производства, проявились элементы саботажа мероприятий правительства Блюма со стороны крупного капитала.

В этих условиях правительство не решилось поставить под контроль деятельность Французского банка, провести радикальную налоговую реформу. В феврале 1937 г. кабинет Блюма объявил паузу в проведении программы Народного фронта, что вызвало правительственный кризис. Новый кабинет возглавил социалист-радикал К.Шотан (1885—1963).

Пытаясь реанимировать политику Народного фронта, ФКП заявила о согласии войти в правительство (несмотря на принятое решение ЦК), но получила отказ.
Кабинет Шотана пытался найти разумные компромиссы между интересами широких слоев населения страны и крупного капитала за счет сворачивания программы Народного фронта. Однако несмотря на существенное сокращение бюджетных расходов, состояние финансов ухудшилось, что вынудило прибегнуть к новой девальвации франка. Поднявшееся забастовочное движение усугублялось активизацией фашистских организаций. Вскоре обнаружились связи некоторых членов правительства с фашистами, что предопределило скорое падение кабинета Шотана.

Окончательный раскол внутри Народного фронта произошел по вопросу отношения партий, входящих в него, к агрессивным акциям Германии и Италии. Коммунисты последовательно защищали республиканскую Испанию, часть социалистов придерживалась политики невмешательства.
В этой обстановке правительство Народного фронта все более переходило к политике защиты крупного капитала. Правел и парламент. Так, в феврале 1938 г. палата депутатов большинством голосов отклонила проект нового трудового устава (так называемой хартии труда), подготовленный при участии коммунистов на основе программных положений Народного фронта.
Мартовский кризис вновь привел к руководству кабинет Л. Блюма, взявший курс на окончательное свертывание политики Народного фронта. Необходимо отметить, что это вызывалось не только расколом внутри Народного фронта и кризисным экономическим положением в стране как результатом однонаправленных мероприятий предыдущих кабинетов, но в значительной степени крайне обострившейся международной ситуацией, связанной с аншлюсом Австрии. За счет сокращения социальных ассигнований правительство надеялось ускорить неотложные военно-оборонные работы.

Вместе с тем с той же целью кабинет Блюма намеревался провести ряд мероприятий, соответствовавших отдельным требованиям программы Народного фронта: ввести более высокий налог на капитал, превышающий 150 тыс. франков, увеличить налоги на так называемые привилегированные предприятия (концессия, лицензия и пр.), обложить налогом сверхприбыли предприятий, работающих на оборону, установить контроль за валютными операциями, за импортом и т.п. Данная группа мероприятий, вызвавшая недовольство крупных финансовых и промышленных кругов, явилась основной причиной падения правительства Л. Блюма. Его сменил кабинет Э.Даладье (1884—1970), окончательно свернувший политику Народного фронта.



Именно Даладье поставил подпись под Мюнхенским соглашением европейских держав о разделе Чехословакии, тем самым открыто присоединившись к политике умиротворения Германии, политике соглашения с фашистской агрессией. Осенью 1938 г. Даладье получает чрезвычайные полномочия от парламента, на основе которых уничтожает последние элементы политики Народного фронта. Франция вступила в канун войны.
Тем не менее опыт Народного фронта впервые показал возможность и эффективность совместных усилий государства и здоровой части общества в деле противостояния тоталитаризму, фашизму. В социально-экономической политике правительства Народного фронта проявилась антимонопольная направленность, был установлен частичньй контроль над Французским банком, проведена частичная национализация военной промышленности. В 1937 г. государство стало участвовать в национальном Обществе железных дорог, было создано Национальное зерновое бюро,
покупавшее зерно у крестьян по твердым ценам, осуществленная налоговая реформа, увеличившая сборы с крупных наследств и высоких доходов, облегчила положение мелких и средних предприятий. В социальной политике правительством Народного фронта был принят закон о 40-часовой рабочей неделе, об оплачиваемых отпусках, коллективных договорах. Были повышены зарплата и пенсия, для безработных открывался фронт общественных работ.
Таким образом, опыт Народного фронта заложил основы политики реформирования экономических отношений в интересах общества без применения крайних форм социальной борьбы.
Выводы
История экономики послевоенного и межвоенного периодов продемонстрировала национальные варианты хозяйственной политики экономического возрождения. При этом казалось бы одни и те же социально-экономические проблемы (падение производства, разбалансировка управления экономикой, инфляция, безработица и пр.) находили свое разрешение разными формами и методами.
На их выбор и, главное, результаты оказывали влияние многие специфические факторы: состояние национальной экономики, политическая система и соотношение классовых сил, исторические традиции и др.
Однако при всем многообразии программ экономического возрождения можно провести определенную систематизацию.
Так, ряд стран (США, Великобритания и др.) избрали либерально-реформистский путь (Новый курс Ф.Рузвельта в США, план экономии Дж.Мэя в Великобритании) сочетания мер государственного антикризисного регулирования экономики с социальными реформами, опирающимися на систему рыночных отношений, финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ в значительных размерах из государственного бюджета.
Еще более глубокое усиление регулирующей роли государства, расширение государственного сектора, государственное предпринимательство, активная социальная политика стали характерны для стран антифашистских правительств Народного фронта (Франция, Испания), скандинавского региона.
Альтернативная модель экономического возрождения с централизованным хозяйственным механизмом, усилением милитаризации, широким использованием государством финансовых рычагов регулирования, фактическим огосударствлением рабочей силы нашла отражение в странах тоталитарно-диктаторских режимов (Германия, Италия, Япония).
И все же, испробование и порою довольно результативная реализация различных вариантов хозяйственных преобразований этого периода не устранили возможность новых потрясений, вызванных второй мировой войной.


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И РЕФОРМЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1940—1960-е гг.)




2.1. Экономические итоги Второй мировой войны
Забвение, а порою и прямое попрание условий Версальского мирного договора после Первой мировой войны, всемирное западное, и прежде всего американское, содействие возрождению германского фашистского милитаризма с его мировыми претензиями и амбициями, острейшие межимпериалистические противоречия стран-лидеров привели к новой мировой бойне.
Вторая мировая война (1939—1945 гг.), подготовленная силами международной реакции, развязанная главными агрессорами — фашистскими Германией, Италией, милитаристской Японией, стала крупнейшей экономической катастрофой.
В войну были вовлечены более 60 государств с населением свыше 4/5 жителей планеты. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии, Африки и охватывали просторы Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов. В рядах вооруженных сил насчитывалось 110 млн. человек. Война унесла около 55 млн. человеческих жизней.

Она уничтожила национальные богатства стоимостью 316 млрд. долл. Общие военные расходы в 4,5 раза превзошли соответствующий показатель первой мировой войны.
В тяжелом экономическом положении оказались почти все страны-участницы, в том числе и страны Западной Европы. Послевоенная западно-европейская экономика обладала деформированной милитаризованной структурой производства. Произошел разрыв сложившихся за долгие годы связей в промышленности, финансах, торговле. Оборудование требовало обновления и значительных капиталовложений.

Ощущался острый дефицит в самых необходимых продуктах. Растущая инфляция, неустойчивость европейских валют подрывали заинтересованность аграрного сектора экономики в обмене своей продукции на деньги, вели несмотря на повышенный спрос на его товары к вынужденному сужению аграрного сектора.



Содержание раздела