Положение в Чехословакии до 1990 г.


Положение в Чехословакии1 до 1990 г. было относительно стабильным. Здесь наблюдался рост национального дохода (например, в 1988 г. на 3%). Правительство проводило ряд мероприятий, касающихся урегулирования капитального строительства, снижения материальных запасов, развития фондов заработной платы, повышения сбалансированности внешней и внутренней торговли.
В 1988 г. были реализованы некоторые шаги по реформированию хозяйственного механизма, в частности, направленные на повышение самостоятельности промышлен
С июня 1990 г. ЧехоСловацкая Федеративная Республика, или сокращенно ЧСФР. С 1 января 1993 г. разделилась на два государства: Чехию
н Словакию.

ных объектов и их ответственности за эффективное раз тие. Началась перестройка центральных органов, что пр вело к сокращению аппарата на 20%. Однако желаем! результатов достигнуто не было.
В ноябре 1989 г. в Чехословакии к власти пришло нов правительство (события получили название «бархатная» и;
«нежная» революция), которое радикализировало курс ш свободный рынок и плюрализм форм собственности. Уже | сентябре 1990 г. число зарегистрированных частных пре^ приятии достигло 339 тысяч. С 1 ноября того же года вступил в силу закон «О смягчении последствий некоторых имущее' твенных несправедливостей», предполагающий возвращение прежним хозяевам или их наследникам имущества, которое было национализировано после 1948 г. Несомненно, что этот акт ускорил процессы денационализации.

Кроме того, началась «малая приватизация» распродажа магазинов, предприятий бытового обслуживания, мастерских.
Как и в других восточноевропейских странах, период перехода к рыночным отношениям сопровождался нарастанием разбалансированности народного хозяйства. За первые три квартала 1990 г. по сообщениям Федерального статистического управления объем промышленного производства в стране сократился на 3,7% (строительство даже на 7,6%). Розничная торговля, напротив, увеличилась на 8,2% при росте розничных цен на 7,2%.
Рост безработицы был не так явно выражен: к ноябрю 1990 г. численность безработных составляла 44 тысячи, или 0,6% от обшей численности трудоспособных. Но данный процесс является уже одним из факторов напряженности в обществе. Чтобы смягчить возможный всплеск недовольства, в декабре 1990 г. Федеральное собрание приняло закон о занятости, по которому безработный имеет право на пособие в течение одного года: первые шесть месяцев 60% своего заработка, затем 50%.
Среди важнейших проблем чехословацкой экономики правительством выделялась почти полная зависимость от импорта энергии и сырья из СССР.
В Чехословакии на начальном этапе реформ 70% государственных предприятий являлись неплатежеспособными, их задолженность составила примерно 80 млрд.крон.

пооводя целенаправленную ценвжництпап^^^^, ._„„.„ „и правительство практиковало кредитование лишь рентабельных предприятий. Не отказалось оно и от некоторых методов кредитования. Государство оказывало помощь предприятиям, выпускающим военную продукцию.

Для этих целей было выделено 1,2 млрд.крон. Значение этого мероприятия определялось тем, что удельный вес военной продукции в ВНП был высок, поэтому важным являлось содействие государства переводу оборонных предприятий на выпуск продукции мирного значения.
Ставка процента за кредит в 1991 г. оставалась низкой (25%), и попрежнему банковские кредиты могли получать лишь перспективные предприятия со стабильным экономическим положением.
Освобождение цен в ЧСФР было осуществлено в январе 1991 г. В первом полугодии розничные цены возросли на 50% (на продовольствие 28%, промтовары 67%), а во втором полугодии при отмене контроля государства над другими товарами и услугами рост фактически прекратился. В целом за 1991 г. цены увеличились всего на 59%. Это объяснялось сравнительной устойчивостью чехословацкой экономики.


Вариант проводимой в ЧСФР реформы отличался сбалансированностью и последовательностью, чему способствовали высокий исходный уровень экономического развития страны, насыщенность внутреннего рынка. Поэтому страна избежала разбаланс ировки экономики. В 1992 г. здесь отмечался минимальный уровень инфляции.

Почти не сократилась реальная заработная плата. Меньшим был спад инвестиций и сельскохозяйственного производства, относительно небольшой была внешняя задолженность (10 млрд.долл. к концу 1992 г.).
Но с 1993 г. после распада федерации усилились кризисные явления. Только за 1 квартал 1993 г. промышленное производство в Чехии упало на 8%, на треть снизился экспорт. Но лучшие перспективы сотрудничества с ЗапаДом могут придать реформированию более стабильный характер.
Экономика Словакии имеет худшие стартовые возможности. В 1993 г. снижение ВНП (по оценке) составляет не
менее 5%. Традиционная привязка к восточному рыщ осложняет ситуацию. Разработанная правительством про1 грамма на ближайшее время содержит 5 приоритетны! направлений: энергетика, малотоннажная химия, дерево] обработка, экология, туризм.

Для ее реализации предло|^ латается шире использовать внебюджетные источники финансирования.
Югославия страна, где реформы начались одноврсмеи. но с реформой в СССР: в 1965 г. В дальнейшем она в качестве основных ориентиров имела курс на повышение самостоятельности входящих в нее республик и отдельных предприятий. В 1974 г. было провозглашено создание системы самоуправленческого планирования, что привело в конце 70х годов к заметным диспропорциям регионального и отраслевого характера, росту внешней задолженности. Свободное ценообразование и отсутствие государственного контроля за ценами вызвали высокий уровень инфляции.

Поэтому в 1982 г. выдвигается в качестве неотложной задачи политика экономической стабилизации, включающая традиционные меры:обуздание инфляции, снижение роста цен, а также дефицита внешнеторгового и платежного балансов. Один момент следует выделить: подчеркивалась необходимость выравнивания уровней экономического развития отдельных республик СФРЮ. Неравномерность развития была одним из факторов роста нестабильности в республиках Югославии, поскольку многие жители «развитых» территорий, имеющих более высокий уровень жизни, видели в реализации данного курса опасность для своего экономического положения и требовали не выплачивать субсидии в Фонд федерации по финансированию «недостаточно развитых».

Это усиливало сепаратистские и националистические тенденции в Югославии, уже тогда создавало опасность ее разделения.
Несмотря на радикальные по сравнению с другими страна1 ми преобразования, Югославии не удалось преодолеть кризис| ное состояние хозяйства. Новое правительство А.Марковича (род. в 1924 г.), сформированное в марте 1989 г., предприняло более решительные шаги по реформированию хозяйственного механизма (отметим без смены общественной ориентации). Маркович выдвинул цель создания нового облика социализма, основанного на рыночной экономике, разнооб
дазии форм собственности и политическом плюрализме. Правительство с 1 января 1990 гг. ввело в действие комплекс
gp по борьбе с инфляцией (в 1989 г. она составила 2665% до показателю роста розничных цен). Среди них замораживание заработной платы при сохранении свободного ценообразования примерно для 80% товаров и услуг, либерализация значительной части импорта, введение конвертируемого динара путем его деноминации (10 000 старых динар к 1 новому) и установление его постоянного курса к западногерманской марке (в соотношении 7 к 1). Это дало положительные результаты. К апрелю 1990 г. прекратился рост цен, наблюдалось некоторое оживление в производстве.

Но, как теперь известно, сепаратистские тенденции республик привели к новым социальноэкономическим потрясениям, гражданской войне и распаду государства1.
Достаточно трудно оценить процесс реформ в Румынии. По официальным данным начала 1989 г., он протекал успешно, что выразилось в росте национального дохода на 3,2%, производительности труда в промышленности на 2,1% и т.д. Подчеркивалось также, что «благодаря мерам по совершенствованию финансовоэкономического механизма, всей системы рабочего самоуправления, самофинансирования и хозрасчета повысилась ответственность советов управления в министерствах, централях и на предприятиях, общих собраний трудящихся за всю экономическую и социальную деятельность2».
По подсчетам авторитетных западных научноисследовательских центров, в Румынии не только не был выполнен ни один из плановых показателей, но и наблюдался резкий спад в большинстве сфер экономики, а национальный доход сократился на 5%. Так или иначе, режим Чаушеску (19181989) был свергнут, и в мае 1990 г. победу на выборах одержал Фронт национального
В июне 1991 г. Хорватия и Словения провозгласили себя самостоятельными суверенными государствами. Правительство СФРЮ признало это отделение незаконным. В октябре 1991 г. отделение Словении было признано многими государствами.

Осенью 1991 г. началась война Сербии и Хорватии. В ноябре 1991 г. объявила свою независимость Македония, в январе 1992 г. Босния и Герцеговина. Сербия и Черногория объявили себя Союзной Республикой Югославия (СРЮ) со столицей в Белграде.



Содержание раздела