Основа радикальных преобразований


Но несмотря на предпринимаемые усилия по реформированию хозяйственного механизма в рамках прежних базисных отношений (государственная, отождествляемая с социалистической, форма собственности) кризисные явления в экономике продолжали нарастать в 80е гг., усиливая социальную напряженность и антисоциалистические настроения.
Процесс реформ в экономической жизни каждой из ьтран имеет различия, но при этом, учитывая сходные Черты хозяйственного механизма прежнего периода, можно говорить об общих направлениях деятельности новых Правительств. Среди них: устранение бюджетных дефици^в, отмена или сокращение дотаций убыточным предпри

ятиям, сдерживание инфляционных процессов, уяучщ ние отраслевой и производственной структуры народно хозяйства, решение проблемы трудовых ресурсов в связ:
с угрозой массовой безработицы, повышение эффектна. ности экономики в целом. Основой радикальных преобра. зований становятся изменения в отношениях собствен. ности.
Важнейшей особенностью реформ в странах Азии является то, что они начались с перестройки в экономике без изменений в политической и идеологической сферах. Инициатором преобразований выступали старые структуры управления, усиливалась роль государственнопартийного аппарата, отстаивающего «завоевания социализма».
Такое положение может быть объяснено своеобразными историческими условиями развития азиатских государств. На общественные отношения большое влияние оказывали методы централизованного правления в сочетании с общинными и религиозными традициями. Своеобразно трактовавшаяся идея социализма, в частности его коллективистские начала, получила благоприятную среду.

Нельзя не учитывать и длительный период войн и противостояния империализму, что также поддерживало устойчивость организационных структур, основанных на социалистической идеологии.
Правительство Вьетнама решение об отходе от традиционных схем хозяйствования и проведении экономической реформы приняло в конце 1970х начале 1980х годов. Составными частями ее стали: предоставление права провинциям, а затем и отраслям самостоятельно вести экспортноимпортные операции, введение трехзвенной системы планирования на государственных предприятиях, предполагающей свободу оборота сверхплановой продукции, производимой на основе самостоятельного изыскания на рыночных условиях сырья и материалов, ослабление контроля за частниками и кустарями, повышение внимания к экономическим методам управления и материальному стимулированию.
Важно иметь в виду, что преобразования проходили в рамках идеологизированной модели социализма, пропаганда которой не ослабевала, а напротив, усиливалась:
122 1
возрождались лозунги «зашиты завоеваний социализма». Происходило нарастание противоречий между идеологией центра и необходимостью решения практических задач в социальноэкономической сфере. Тем не менее, даже ограниченные меры привели к некоторому оздоровлению экономической ситуации, главным образом за счет частного и номинального кооперативного сектора в промышленности. Этому способствовало и наделение крестьян землей ца правах долгосрочной аренды, а также разрешение свободной реализации произведенной продукции при формальном сохранении кооперативов. Государственный же сектор промышленности, несмотря на предоставляемые льготы и растущие бюджетные дотации, оставался в основном убыточным.

Здесь сохранились прежние установки на повышение роли государственного планирования, контроля за товарноденежным обращением и т.п.

IV съезд КПВ в 1986 г. выступил с инициативой всестороннего обновления традиционного курса на основе «высвобождения всех производительных сил общества». Практическая реализация мероприятий началась с 1988 г. Было признано, что все имеющиеся уклады, включая частнокапиталистический, имеют равные права. Частный сектор легализовался не только в производстве, но и в розничной, и в оптовой торговле: частник допускался к торговле золотом, серебром, драгоценными камнями, к организации банков.


В начале 1989 г. в СРВ фактически было отменено директивное планирование, ликвидирована двухуровневая система цен (свободные рыночные и централизованно регулируемые), за исключением ограниченного круга товаров потребительского и производственного назначения. Введен свободный обмен вьетнамского донга по курсу так называемого черного рынка, размеры процентов на вклады и кредитные ставки были поставлены в зависимость от темпов инфляции, что позволило аккумулировать различные виды накоплений, конвертировать денежную единицу.
Естественно, что наибольшие трудности начала испытывать государственная промышленность, поскольку она Дишилась бюджетных дотаций, заниженных цен на сырье и материалы, гарантированного сбыта. Поэтому на повес
тку дня встал вопрос о денационализации в различных вариантах. Здесь должны были возникнуть новые сложности по аналогии с Китаем и другими странами, связанные прежде всего со структурной перестройкой, что подтверждалось материалами открывшейся в декабре 1990 г. сессии Национального собрания СРВ. Отмечалось, что в ближайшей перспективе следует ожидать, если не спада, то существенного замедления темпов экономического развития. Главной причиной называлось сокращение советской помощи и переход на расчеты в твердой валюте. Кроме того, депутаты отмечали дефицит капитальных вложений (даже после значительного их сокращения в последний период), медленный рост иностранных инвестиций изза несовершенства правовой основы, разгул коррупции, контрабанды и спекуляции.

Важной проблемой становились безработица, имущественное расслоение, затруднения в реализации социальных программ вследствие сокращения доходной части бюджета.
В последующие годы страна сумела решить проблему обеспечения населения минимумом продуктов питания и превратилась в третьего в мире (после США и Таиланда) экспортера риса.
Начался рост экономики. В 1992 г. ВВП вырос на 8,3%, прирост экономики в 1993 г. 7,5%. Но одновременно повышалась безработица (в городах до 2022% от трудоспособного населения).

Обозначились негативные тенденции в аграрном секторе: более медленный (по сравнению с промышленной продукцией) рост цен на сельскохозяйственные товары, резкое расслоение крестьянства и как следствие миграция в города. Это вынудило руководство корректировать ход проведения реформы, уделяя больше внимания ее социальным аспектам, не меняя, однако, основного содержания политики, направленной на поэтапное формирование рыночной экономики.
В перестроечные процессы постепенно входит Монголия. На их характер оказывает немалое влияние относительно большая интегрированность экономики и политики с СССР, дополняемая длительным присутствием советских гражданских и военных представителей, а также результатами «двойного культа» Сталина и монгольских вождей.
Для страны 1988 год считается первым годом uto«*« периода реализации задач обновления и соверщенст вания экономической и политической систем, социален и сферы общества. Однако итоги года свидетельствовали сильной инерции партийногосударственного аппарата пп реализации принятых V Пленумом МНРП решений Her мотря на некоторые изменения в хозяйственном механич ме (развертывание бригадной формы организации и стимулирования труда, рост числа кооперативов и др.) объем национального дохода в 1988 г. был ниже запланированного на 180 млн .тугриков.
В последующие годы на первый план реформ вышли политические проблемы: разграничение функций партийного и государственного аппарата, признание многопартийности, соблюдение законов. Одновременно шла разработка модели реформы в экономической сфере. Председатель Президиума Великого Народного Хурала П.Очирбат в интервью газете «Известия» 12 мая 1990 г. подчеркивал, что основная задача в подготовке этой модели комплексный учет специфических национальных особенностей страны.

Это низкая плотность населения, его ярко выраженный «молодежный» состав (почти 80% люди в возрасте до 35 лет), рассредоточенность хозяйственных единиц, кочевой уклад жизни.
В 1990 г. правительство приступило к практическим шагам. Была осуществлена большая реорганизация центральных и местных органов государственного управления. Главная цель этой реорганизации сформировать систему управления, которая была бы способна обеспечить переход от командноадминистративной к плановорыночной экономике.

В мае 1990 г. была опубликована платформа правительства по проведению социальноэкономической реформы, концептуальной основой которой является переход к государственно регулируемым рыночным отношениям с многообразием равноправных форм собственности.
Одной из особенностей программы можно считать стратегию на развертывание сети небольших предприятий по производству товаров из животноводческого сырья на базе закупок иностранного оборудования и технологий, главным образом китайских.
Особое внимание правительство обращает на обеспечение социальнополитической стабильности, высокой организованности и дисциплины.
Вариант обновления хозяйственного механизма в Лаосе имеет существенные особенности по сравнению с другими странами региона. Они заключаются прежде всего в темпах введения рыночных отношений и более широких возможностях для частного иностранного капитала. В 1988 году на всю государственную промышленность (около 70 предприятий) был распространен хозрасчет. Вопросы планирования, снабжения, реализация готовой продукции, финансирования переходили в сферу компетенции самого предприятия. Это во многом оживило промышленное производство.

В следующие годы довольно решительно стал реализовываться курс на новые формы акционерные и арендные (частные, в том числе и иностранные, и коллективные). Например, табачная фабрика «555» была сдана в аренду на пять лет таиландскому предпринимателю, который обязался выплачивать государству по 3 млн.долл. ежегодно. Сдача предприятий в аренду, особенно иностранным бизнесменам, оказалась выгодной государству, поскольку увеличились поступления в бюджет, а, кроме того, эта форма способствовала более быстрому включению промышленности в рыночные отношения при одновременном улучшении технологии.



Содержание раздела