Несколько замедлились темпы развития сельского хозяйства.


Несколько замедлились темпы развития сельского хозяйства. После шести лет быстрого роста Китай по сборам зерна ухе несколько лет топчется на месте. По уровню урожайности основных сельскохозяйственных культур и производству продукции на душу населения Китай значительно отстает от развитых стран мира. Переход на семейный подряд дал быстрый эффект за счет интенсификации ручного труда.

Однако возможности мелкотоварного производства с низким уровнем технической оснащенности ограничены, а современной китайской деревне не хватает техники и специалистов.
Специалисты, изучающие развитие сельского хозяйства в Китае, отметили интересную закономерность: там, где годовой доход сельских жителей превышает 800 юаней на душу населения, заметно снижалась их трудовая активность. Вместо того, чтобы тратить деньги на производственные нужды, крестьяне предпочитали строить дома и подчас на пахотной земле. Многие крестьяне «проедали» накопления, а не вкладывали их в производство.

Это был очевидный тормоз в развития товарного хозяйства1.
Во второй половине 80начале 90х гг. общее руководство торговой деятельностью в Китае осуществляло министерство торговли: оно разрабатывало единые инструкции по управлению торговлей, координировало межотраслевые связи, участвовало в составлении годовых и перс
' Овчинников В.В. Своими глазами. М., 1989.

С.79.
пективных планов, контролировало ход выполнения плановых заданий. Местные торговоадминистративные организации были подчинены вышестоящим. Государственный сектор занимал лидирующее положение на едином социалистическом рынке Китая. Государство контролировало запасы важнейших для народного хозяйства товаров, осуществляло единые меры по снабжению городских и сельских рынков всей страны, координировало отношения между различными сферами торговли, осуществляло распределение товаров между населенными пунктами.

Коллективный и индивидуальный секторы торговли рассматривались как важное дополнение к государственному сектору экономики. В 1985 г. был отменен контроль над закупочными и товарными ценами.
Изменения касались и организации внешнеторговой деятельности Китая. Более открытой стала внешняя политика, ориентированная на расширение связей с зарубежными странами. Исключительное место в ее реализации отводилось развитым капиталистическим странам.
В ряде районов Шэньчжене. Чжухае, Шаньтодю, превращенных в особые экономические зоны^стала проводиться политика открытых дверей. Для притока иностранного капитала были открыты 14 морских портов.
В настоящее время экономические преобразования в Китае продолжают углубляться и расширяться, укрепляются элементы рынка. Однако частный сектор находится под^стро^ гим налоговым "и инспекционным контролем. В 'Китае нет массовой социальной дифференциации доходов, подобной той, что происходит в России.

Поэтому именно государственный, а не частный сектор, попрежнему является важнейшим фактором экономического развития страны.
Выводы
С середины 70х годов ведущие западные страны столкнулись с рядом существенных проблем как глобального, так и локального масштабов (экологические, сырьевые, энергетические, напряжение материальных, финансовых, трудовых ресурсов в военнопромышленном комплексе, струкгурн
перестройка экономики, выдвинутая новым этапом НТР д др.). Все это потребовало поиска и реализации качественно новых социальноэкономических программ.
В основу их теоретического обоснования легли неомо. нетаристские идеи: отказ от чрезмерного, подавляющего контроля за деятельностью рынка, проведение жесткой денежной и устойчивой налоговой политики, сохранение бюджетного равновесия, соблюдение режима порядка и законности как обязательного условия свободной рыночной экономики.

В ряде стран (особенно в США, Великобритании и др.) в целях преодоления кризисов середины 70начала 80х гг., повышения эффективности производства, конкурентоспособности проводилась так называемая консервативная политика. Она, в частности, включала сокращение социальных расходов государства, широкую приватизацию государственной собственности, сокращение прямого вмешательства государства в экономику, децентрализацию, приоритетность частномонополистических форм планирования.
Во многих странах (Великобритания, Франция, Италия и др.) осуществлены реформы управления государственными компаниями, предоставляющие им больше хозяйственной свободы и финансовой самостоятельности, отменяющие чрезмерную централизацию и жесткий контроль со стороны государства. Государственный сектор отказался от прямого регулирования цен и тарифов. Преодолению инфляции и расстройства денежной системы во многом способствует гибкая кредитноденежная политика.

На долгосрочное стимулирование экономического роста направлено сокращение налогового бремени (например, в США, Великобритании, ФРГ, Японии и др.).
Стало довольно ощутимым сокращение государственных расходов на социальные нужды (здравоохранение, образование, муниципальное жилищное строительство, пособия, выплаты и т.д.).
Мировой опыт хозяйственного реформирования на нынешнем этапе весьма обогатился за счет непростого решв' ния социальноэкономических проблем в странах бывшего социалистического лагеря.
Итак, множественность моделей выхода из кризисных ситуаций, преодоления серьезных социальноэкономичес
140 1
ких трудностей на современном этапе являет собой, пожалуй, образец гибкого маневрирования и приспособления к сложным условиям воспроизводства, выработки «эффективного синтеза» рыночного механизма и государственного регулирования.
Вопросы
1.В чем Вы видите стимулирующее воздействие, тормозящие факторы и практические результаты «рсйганомики»
2. Ваша оценка содержания и результатов деятельности правительства М.Тэтчср.
3. Каковы общие направления деятельности правительств восточноевропейских стран в деле экономического регулирования Проблемы и первые результаты на этом пути
4. Чем, на Ваш взгляд, вызван специфический азиатский вариант экономических реформ (Китай и др.) с сохранением в значительной степени высокой роли партийногосударственного аппарата Его результаты в практике хозяйственного реформирования

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (1917 г.1990е гг.)


4.1. Товарноденежные отношения в период «военного коммунизма» и новой экономической политики
По характеру экономической политики первые 10 лет после Октябрьской революции (19171927) подразделяются на период «военного коммунизма» (19181920) и период новой экономической политики нэп (19211927), различающиеся между собой прежде всего отношением к частному капиталу, применению наемного труда и степенью использования и признания товарноденежных отношений. Такой угол зрения позволяет увидеть, какую позицию занимало правительство большевиков по этим вопросам.
Следует отметить, что реформы, которые бы специально предусматривали переход к социальноэкономической системе, получившей название «военного коммунизма», правительством не проводились. Система «военного коммунизма» сложилась постепенно из целой суммы мероприятий, проводимых советским государством при решении возникающих в ходе войны хозяйственных задач. То же самое относится и к периоду нэпа.
Традиционно в период сложных политических процессов и преобразований в социальноэкономической сфере активно происходит переоценка событий прошлого. В значительной степени это определяется «социальной заявкой» представителей новых властных структур, стремящихся получить теоретическое обоснование правомерности своей деятельности, частью же вовлечением в оборот источников, использование которых прежде было нежелательно или невозможно.
Особую актуальность сегодня представляют проблемы развития товарноденежных отношений в нашей стране К сожалению, в их освещении, как, впрочем, и целого ряда других проблем, вновь начинает преобладать политическая конъюнктура. Это находит выражение прежде всего в постулировании тезиса о сознательном уничтожении большевиками товарноденежных отношений как реализации программных установок. При этом нередко тенденциозно подбирается и преподносится материал, а также неправомерно обособляется послеоктябрьский период отечественной истории.

Противопоставление периодов является «наследственной» методологической ошибкой, усиливающей тенденцию политизации науки в ущерб объективности.
Попытаемся взглянуть на экономическое развитие России как на непрерывный процесс. И хотя хронологические рамки данного раздела определены 1918м концом 1920х годов, считаем необходимым кратко охарактеризовать основные социальноэкономические процессы, происходившие до указанного периода.
Функционирование хозяйственного механизма нашей страны исторически имело несколько характерных особенностей, к которым относятся: традиционно большая роль государства в экономике (собственность государства на земли, леса, часть промышленных предприятий, кредитная монополия, железнодорожное строительство и т.д.) и экономической политике, а также формирование специализированных по производственному признаку регионов.
На рубеже веков в России разворачиваются процессы, охарактеризованные В.ИЛениным (18701924) как переход к новой стадии развития капитализма империализму. Становление монополистического капитала сочетается с усилением позиций государственного аппарата в экономике. Одновременно еще более активно происходит разделение регионов на производящие сельхозпродукцию (Среднее Поволжье, Предкавказье, Западная Сибирь) и потребляющие (Центральный Промышленный, СевероЗападный), что существенно изменяет структуру товарооборота в стране и значение транспортной сети. Нормальное функционирование хозяйственного механизма России все в больше с пени зависело от стабильности межрегиональных свя , необходимость постоянного контроля и регулирования пос



Содержание  Назад  Вперед