'Экономическая политика французского правительства


В соответствии с этим планом были значительно увеличены прямые и косвенные налоги, уменьшены оклады государственных служащих и учителей, резко сокращены общественные работы. Возросли вклады населения на социальное страхование, а выплаты сократились. Пособия по безработице были срезаны на 10%, был введен закон о проверке нуждаемости, запрещавший выдачу пособий безработным, находившимся на иждивении своей семьи.
В целом регулирование государственных расходов оказало во время депрессии стабилизирующий эффект. Общие государственные расходы в реальном выражении по отношению к валовому национальному продукту увеличились с 24% в 1929 г. до 29% в 1931 г., немного упали в 1931 г. (28%), а к 1934 г. снизились почти до уровня 1929 г. Кроме того, бюджет был хорошо сбалансирован (за исключением;
небольшого дефицита 1932—1933 гг.), и финансовая стабильность позволила вернуть доверие к правительству как! в самой Великобритании, так и за границей.
Кроме осуществления политики экономии правительство Макдональда принимало и другие меры для оздоровления экономики.
20 сентября 1931 г. был отменен золотой паритет фунта стерлингов, в результате обесценивался бумажный фунт — его стоимость к концу 1931 г. снизилась на. 30%, повысились розничные цены на внутреннем рынке. Следует отметить, что потеря доверия к фунту вызывалась также мрачными бюджетными предсказаниями Комиссии Мэя.
Большое число стран, как входивших в созданный в 1931 г. стерлинговый блок (члены блока устанавливали курс своих валют в соответствии с курсом английского фунта, хранили свои валютные резервы в английских банках, производили торговые расчеты на основе фунта стерлингов), так и не входивших в него, включая доминионы, Скандинавию, Японию, последовало за Великобританией, отменившей золотой стандарт. А поскольку США, Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Италия и другие страны не отказались от золотого паритета, стерлинговые товары приобрели внезапное ценовое преимущество, изменив неблагоприятную ситуацию 1925—1931 гг. Конечно, большинство стран соответственно отреагировало, повысив пошлины на британские товары, но благоприятное воздействие на торговый баланс на время сохранилось, так как Великобритания тоже ввела протекционизм. В 1931—
1932 ГГ. был принят ряд законов об обложении таможенными пошлинами не менее 10% стоимости всех видов ввозимых в Великобританию товаров. Внутренний рынок был огражден от иностранной конкуренции, что положительно сказалось на развитии английской промышленности и позволило улучшить платежный баланс за счет сокращения импорта. Кроме того, иностранные заемщики обнаружили, что оплату легче производить в фунтах. В Великобритании цены оставались достаточно стабильными, уровень жизни практически не менялся в 1931—1936 гг., цены возросли в среднем лишь на 10%. Таким образом, доверие к фунту было почти восстановлено, и вклады начали возвращаться в английские банки.

К апрелю 1932 г. фунт стабилизировался, бюджет был сбалансированным, проводилась эффективная политика протекционизма, и финансовый кризис миновал. Банковский процент постоянно снижался и достиг 2% в июне.
После 1932 г. бюджетные проблемы решались все легче за счет повышения подоходного налога, сокращения пособий по безработице, появления новых государственных доходов (в результате проведения протекционистской политики). Высвобождению дополнительных денежных ресурсов способствовал переход к более низкой процентной ставке по военному займу, позволивший в 1932 г. сэкономить 31 млн. фунтов стерлингов. Кроме того, начиная с 1933 г. опыт других стран, и особенно США и Швеции, показал, что дефицитный бюджет необязательно ведет к


катастрофе.
Все это способствовало тому, что в 1934 г. политика экономии была смягчена: восстановлены сокращенные в 1931 г. пособия по безработице, половина урезанных зарплат (остальные — в 1935—1936 гг.), был снижен подоходный налог. В 1935 г. был отменен закон о нуждаемости.
В 1934 г. Великобритания окончательно вышла из кризиса. Положение английской промышленности было наихудшим в третьем квартале 1932 г., но к концу этого года в экономике наблюдались уже первые признаки выздоровления, а в 1934 г. объем промышленного производства достиг уровня 1929 г.
1.6. 'Экономическая политика французского правительства Народного фронта
Мировой экономический кризис 1929—1933 гг., носивший затяжной характер во Франции, резко обострил социально-экономические проблемы в стране. Одним из следствий его в 30-е годы стала достаточно отчетливая тенденция к фашизации Франции по примеру соседних Германии и Италии. Ей противостояли республиканские, демократические традиции гражданского общества.

Наиболее активными противниками французских фашистов в то время оказались левые партии и движения. Постепенное сближение различных левых сил на антифашистской основе привело к созданPю Народного фронта.
Первой реальной крупной акцией складывающегося фронта явилось совместное участие социалистов и коммунистов в подавлении путча, предпринятого членами фашистских организаций Огненные кресты де ля Рока, Аксьон франсез, Патриотическая лига в феврале 1934 г.
Для понимания своеобразия политики правительства Народного фронта следует иметь в виду несколько важных обстоятельств. В отличие от германских и итальянских фашистов, дистанцировавшихся от традиционных буржуазных партий, большинство фашистских группировок Франции открыто опирались на правые партии и были связаны с клерикальными кругами. В силу этого они не находили ярых сторонников в средней и мелкой буржуазии.

Отсутствие духа реванша, чувства национальной униженности у граждан победившей в войне Франции также способствовало сужению базы фашизма. Напротив, социалистическая (СФИО) и коммунистическая (ФКП) партии Франции в условиях экономического кризиса резко критиковали слабую социальную политику буржуазных правительств, что работало на популярность левых. Кроме того, последовательная антифашистская позиция левых в противоположность правительственной политике нейтралитета совпадала с демократическими настроениями общества.
Своеобразие в расстановке политических сил чутко улавливало руководство ФКП, удалившее из партии сторонников наиболее радикальных, ортодоксальных группировок, призывавших к установлению власти Советов в стране. Отойдя от черно-белой оценки социальной палитры Франции, коммунисты взяли курс на союз с различными слоями общества, пострадавшими от кризиса и способными к активным антифашистским акциям. Любопытно, что в ходе разработки совместной программы Народного фронта коммунисты разошлись с руководством СФИО по вопросу включения положения о социализации крупных средств производства и обмена, на чем настаивали социалисты. Оказавшись большими социал-демократами, коммунисты настояли на включении в программу только общедемократических требований, чем создали условия для расширения базы Народного фронта за счет сторонников ряда мелкобуржуазных и буржуазно-реформистских партий и
организаций.
В целом программа Народного фронта была ориентирована на удовлетворение ближайших нужд широких слоев страны. Так, требование национализации было ограничено объектами военной промышленности и финансовым монстром — Французским банком. Среди других экономических положений следует отметить требование создания национального фонда безработицы, сокращения рабочей недели без уменьшения содержания, увеличения числа рабочих мест в основном за счет снижения пенсионного барьера.

Кроме того, предусматривались широкая организация общественных работ, регулирование закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию в интересах производителей, поддержка крестьянских кооперативных обществ, пересмотр закона о плате за торговые помещения, защита интересов мелких рантье, радикальные реформы системы налогообложения и др.
И все же данную общедемократическую программу
руководство ФКП рассматривало как необходимый компромисс, как ступень к осуществлению стратегической цели. Вот что писал М.Торез (1900—1964) по вопросу стратегии: ... программа Народного Фронта РАСШАТАЕТ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ и политической власти буржуазии ... (Торез М. Современная Франция и Народный фронт. М., 1937, с.146). Таким образом, экономическая часть программы Народного фронта рассматривалась в не как программа выхода из кризиса, а как мероприятия по расшатыванию экономических основ и без того больного общества. Видимо, это может частично объяснить отказ коммунистов войти в состав правительства Народного фронта Л.Блюма (1872—1950), а затем и изоляционистскую позицию последующих социалистических кабинетов в отношении коммунистов.

Подобный взгляд ФКП на программу Народного фронта подтверждает ряд дополнительных требований, выдвинутых коммунистами несколько позднее. Среди них, например, такие, как: введение чрезвычайного налога на капитал и борьба со спекуляцией. Очевидно, что сказанное может в известной мере дать объяснение причин распада коалиции Народного фронта и падение его правительства.
Тем не менее, выдвинутая программа Народного фронта, который к началу 1936 г. объединял СФИО, ФКП, партию радикал-социалистов, движение интеллигенции Амстердам-Плейель, позволила победить ему на весенних выборах. В мае началось общенациональное движение за осуществление программы Народного фронта. Его пик пришелся на конец мая — начало июня 1936 г., когда в забастовках одновременно участвовало около 2 млн. человек.



Содержание раздела