Изменения затронули и аграрный сектор.


В результате наиболее быстрыми темпами развивались авиационная, автомобильная, атомная, нефтеперерабатывающая, химическая отрасли промышленности. Курс на политически самостоятельную сильную Францию, взятый голлистами, вызвал к жизни аэрокосмическую, ракетную отрасли ВПК. Форсированными темпами развивалось производство пластмасс, радиоэлектроники, началось производство вычислительных машин и устройств.

Новые производства создвались в основном на периферии, формировались новые промышленные центры: аэрокосмический, ядерный, электронной промышленности.
Начавшаяся структурная перестройка народного хозяйства отвечала задачам западноевропейской интеграции. Ломка во многом архаичной структуры экономики в 60-е годы сопровождалась постепенным отходом Франции от политики таможенного протекционизма в рамках возникшего ЕЭС.
Изменения затронули и аграрный сектор. Если в 1954 г. доля занятых в сельском хозяйстве самодеятельного населения страны составляли 27%, то в 1968 г. она снизилась до 15%. При этом резко возросла товарность сектора за счет укрупнения хозяйственных единиц, перехода к комплексной механизации, применения машин как в растениеводстве, так и в животноводстве.

Франция вышла на 2-е место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции, уступая лишь США. Страна становится крупнейшим экспортером молочных продуктов и вина и единственным в Западной Европе поставщиком зерновых.
Успехи экономического развития в 60-е годы иллюстрирует отчетливо проявившаяся экспортная ориентация страны. В данный период роизводство на внешний рынок росло приблизительно в 1.2 раза быстрее, чем личное потребление. Причем главным направлением экспортной политики становится Общий рынок, где на конец 60-х годов сосредоточилось 28% французских капиталов от всех размещенных за рубежом. В целом заметно улучшилась структура внешнеторгового оборота Франции. Удельный вес торговой продукции, ранее составлявший в экспорте страны 20—25%, повысился за 60-е годы до 40%.

К середине 60-х годов исчез традиционный для Франции внешнеторговый дефицит.
Этому успеху в немалой степени способствовала государственная политика по повышению конкурентоспособности национальных фирм. Правительство поощряет деятельность наиболее крупных промышленно-финансовых объединений. Так, формируются ведущие отраслевые монополии в области металлургии, химии, производства стекла, стройматериалов.

Несмотря на значительные размеры отраслевые монополии Франции уступали по экономическим и финансовым показателям иностранным конкурентам. Поэтому ведущей формой монополистических объединений Франции становится финансовая группа, представляющая объединение формально самостоятельных компаний под руководством крупного банка или холдинга.
По мере того, как монополии укреплялись, государственная опека становилась стеснительной. В условиях интернационализации экономики дирижизм сковывал частную инициативу. Поэтому, ориентируясь в своем развитии на экономическую конъюнктуру ЕЭС, мирового хозяйства, новые гиганты требовали от государства отхода от политики дирижизма.

Голлистские правительства постепенно смягчали политику государственного вмешательства, брали курс на либерализацию режима индикативного планирования.
Одним из важных направлений экономической политики голлистов было оздоровление финансовой системы. Сразу после прихода к власти ими был взят курс на возвращение бежавших из страны капиталов, на создание условий, при которых владельцы золотых и инвалютных сбережений охотно продадут часть их государству. В 50-е годы наметилась тенденция к возвращению капиталов в страну из воюющих за независимость колоний Франции. Наиболее дальновидная часть финансистов и предпринимателей уже тогда ощутила бесперспективность инвестиций в колонии в условиях перманентных военных действий.

Голлисты поддержали эту тенденцию с помощью государственных мер. Одной из первых крупномасштабных акций в этом направлении стал внутренний заем министра финансов А.Пине (1901—1994) в 1958 г. Выгодные условия займа в основном для крупного капитала обеспечили казне 294 млн. франков чистой выручки и 30 млрд. франков в облигациях прежних займов. В результате государство смогло скупить 150 т золота на сумму 190 млн. долл. или 77 млрд. франков, что позволило перейти к решению задачи укрепления национальной валюты.
Процесс финансовой стабилизации был немыслим без сокращения бюджетных расходов. В результате правительство в конце 50-х годов урезает ассигнования по социальным статьям, отменяет ряд субсидий на товары широкого потребления, сокращает дотации убыточным национализированным предприятиям, отменяет льготный режим закупок сельскохозяйственной продукции и т.д. В целом к 1960 г. государственные золотые и валютные резервы значительно превысили общую сумму внешнего государственного долга.

Французское правительство объявило о досрочном погашении части внешней задолженности. Вместо обесцененного старого франка в январе 1960 г. была введена новая денежная единица — новый франк, равный 100 старым. Оздоровление финансовой системы позволило еще более активно проводить политику индустриального императива.
Однако не следует представлять 60-е годы периодом безмятежного, поступательного экономического развития. Рост могущества монополий, последствия распада колониальной системы, издержки политики государственного вмешательства, острые международные противоречия, внутренние социальные конфликты были причиной кризисных явлений и в конечном счете привели к крупнейшему в послевоенной истории Франции социально-политическому кризису 1968—1969 гг.
Кризис нанес ощутимый удар по сему режиму де Голля и основам экономической политики голлистов в частности.
Тем не менее экономическая политика голлизма позволила не только выйти с наименьшими потерями из кризиса конца 50-х годов, но и сделать значительный шаг в модернизации экономики страны. В результате Франция вернула себе одно из ведущих мест в мире, получила возможность проводить независимую политику и в то же время сделала уверенный шаг к экономической интеграции. Экономической политике голлизма, основанной на доктрине необходимости государственного вмешательства в хозяйственную жизнь, пришла на смену либеральная концепция экономического развития.
2.5. Обратный курс Дж.Доджа — К.Шоупа в Японии
Япония проиграла Вторую мировую войну. Она капитулировала 2 сентября 1945 г. и была оккупирована американскими войсками.
Экономика страны находилась в состоянии хаоса. Военные действия унесли жизни 2 млн. человек. Отрасли легкой промышленности пришлось практически создавать заново. Выпуск промышленной продукции в 1945 г. составил 28,5% от уровня 1935—1937 гг. Восстановление осуществлялось медленно.

Если в 1948 г. в других побежденных странах объем производства приблизился к довоенному уровню, то в Японии он достиг только 52%.
В отличие от стран Западной Европы Японии не была предоставлена помощь, подобная плану Маршалла, и она Должна была восстанавливать экономику собственными силами. Запад ограничился гуманитарной помощью в размере 2,2 млрд. долл., что равнялось вливаниям в Западную Германию. Кроме того, были сведены к минимуму репараций, наложенные на Японию после окончания второй мировой войны.
В Японии не проводилась приватизация предприятий, поскольку военный контроль, введенный в 1939—1941 гг., не ликвидировал частной собственности, а только ограничил ее свободу. Поэтому в первые послевоенные годы здесь сохранилось прямое распределение ресурсов. Однако существовали черный рынок и инфляция. Причем ее размеры были чрезвычайными — к 1952 г. 1500% от послевоенного уровня.

Даже денежная реформа, которую провели в 1946 г., не приостановила этот негативный процесс.
Тем не менее путь национализации промышленности был отвергнут оккупационной администрацией и осуществлен так называемый обратный курс. Подобное название реформ обусловливалось следующими обстоятельствами.
Первоначально в послевоенный период США предполагали опереться на гоминьдановский Китай. Но поскольку осуществить такое намерение не удалось, США изменили направление своих действий. Цель обратного курса состояла в обеспечении стратегического союза' с японской буржуазией и превращении Японии в мастерскую Азии.
Программа обратного курса была разработана представителями американского монополистического капитала Дж.Доджем и К.Шоупом.
Реформированию в годы оккупации (1946—1952 гг.) подвергались все стороны общественно-экономической жизни:
хозяйственный уклад, общественный строй, государственное устройство. Предстояло демилитаризовать л демократизировать Японию, осуществить переход от тотального военного контроля к рыночной экономике. Было реорганизовано правительство, через которое действовала оккупационная администрация союзных сил во главе с американским генералом Д.Макартуром (1880—1964).
В жизнь были проведены различные и очень важные реформы, обеспечивающие развитие предпринимательских структур, необходимых для рыночного хозяйства.
Главной з демократических реформ стал роспуск дзайбацу (1947—1948 гг.), т.е. холдингов, державших акции закрытых вертикальных, концернов. Была осуществлена демонополизация экономики, т.е. разукрупнены гигантские промышленные и торговые компании. Акции пущены в свободную продажу. Из-под контроля холдингов таким образом вышло много фирм, благодаря разукрупнению гигантов образовались новые фирмы.

Антимонопольным законом 1947 были закреплены картельные соглашения, различные виды рыночной дискриминации, а также создание жестких монопольных структур. Это значит, что были запрещены холдинги, введен контроль над слияниями фирм, ограничено взаимное держание акций. Свобода торговых сделок и доступ к источникам финансирования получили правовую защиту.

Эти меры закладывали основы конкурентной экономики.



Содержание  Назад  Вперед