Динамика экономического роста


новке (прежде всего снижение уровня жизни населения]) обостряющей общую нестабильность, приступило к разра^ ботке варианта оздоровления экономики и преодоления хаоса] рассчитанного на два четыре года. В Румынии полагали] что такой стабилизационный период необходим для подго^ товки перехода к рыночной экономике. Была начата пракi тическая работа по выполнению первых декретов новой власти, свидетельствующая об осторожном подходе к эко„ номическим реформам.

Осуществлялась перекачка ресурсов из производства в социальную сферу, особенно для нормализации снабжения населения потребительскими товарами в энергией.
Постепенно изменялась роль центральных органов управления: сократилось количество распределяемой централизованно продукции с 1800 до 1400 видов, более гибкой стала система плановых показателей. В сельском хозяйстве были повышены закупочные цены, равно как и заготовительные на 40%, а также выделено членам сельхозкооперативов до 0,5 гектаров земли в бесплатное семейное пользование (прочим жителям села и города предоставлялось по их желанию и с согласия кооперативов до 0,25 гектаров за определенную плату). Приусадебные участки членов кооперативов (не более 0,6 га) были объявлены частной собственностью с правом наследования.
Результатом либерализации цен в Румынии в конце 1990 г. явился рост цен на продовольственные товары на 661%, промышленные на 114%1. Особенности освобождения цен в Румынии заключались в следующем. Не разрешалось устанавливать свободные цены на потребительские товары, если на рынке были представлены меньше трех поставщиков данной продукции; цены на некоторые товары могли быть установлены с согласия государственных органов. На втором этапе либерализации (апрель 1991 г.) свободные цены были установлены на 83% оборота потребительских товаров и 89% оборота продукции промышленного назначения.

За четыре последующих месяца цены в целом выросли на 316%. Правительство обещало населению ком
* Проблемы прогнозирования. 1993. № 1. С.121.
рсп^г . ,
вставила лишь половину запланированного размера. Соци«дьная напряженность (ответ на рост цен) заставила правительство в ноябре 1991 г. установить прейскурантные цены да мясо и мясные продукты, снизив цены на них вдвое.
В 1992 г. сокращение ВНП, промышленности и сельского хозяйства здесь было самым резким. Производство, потребительский рынок удалось сохранить почти исключительно за счет притока внешних кредитов, которые пошли в основном на покрытие дефицита взаимных платежей хозяйствующих субъектов.
Структурный кризис затронул как отрасли тяжелой Промышленности, зависящей от импортных ресурсов, так и пищевкусовую промышленность. По данным 1993 г., сокращение промышленного производства не прекратилось. Нестабильность экономики проявилась и в сфере ценовой и финансовой политики.

Объем бюджетного дефицита на 1993 г. оценивался в 6% ВНП.
В Болгарии после ряда неудавшихся попыток на рубеже 80х годов, проходивших на фоне слада темпов экономического роста, в 19871988 г. начался новый этап реформ. Правительство сделало ставку на быстрое внедрение рыночных отношений и предложило с целью смягчения болезненных последствий сочетание быстрого («шокового») варианта экономической реформы с постепенным. Главное в антикризисной программе переход от централизованного планирования к экономическим отношениям, основанным на многообразии форм собственности и хозяйствования. Предполагалось, что свободное ценообразование должно пройти в два этапа, сочетаясь с мерами по контролю за инфляцией.

Большое внимание уделено экономии государственного бюджета при ограничении роста доходов населения. В целях сокращения внешней задолженности, оцениваемой на середину 1990 г. в 1011 Млрд.долл., предусматривалось сокращение импорта и увеличение экспорта. В Декларации правительства (февраль 1990 г.) Указывалось, что государственное регулирование экономики будет осуществляться косвенными методами с помощью бюджета, налогов, отчислений, таможенных пошлин, кредитов, централизованных капиталовложений и т.п. Пред



лагалось установить социальные гарантии равноправного доступа всех граждан к труду, доходам, здравоохранению, образованию и другим социальным благам.
Либерализация цен была осуществлена в феврале 1991 г. По сравнению с декабрем 1990 г. индекс цен составил: в июне 1991 т. 416%, августе 467%, октябре 504%1. Следует подчеркнуть, что рост цен на товары не покончил с дефицитом некоторых товаров, реализуемых как по свободным, так и контролируемым ценам.
Самый высокий уровень инфляции (в 1991 г. около 600%), финансовая нестабильность, дефицит бюджета и другие факторы поставили Болгарию в тяжелое положение. На повестке дня стоял вопрос о возможности осуществления монетаристской концепции. В 1991 г. был утвержден курс на государственную помощь некоторым отраслям и предприятиям, в первую очередь предприятиям пищевой и легкой промышленности, продукция которых могла конкурировать на мировом \ уровне. С 1992 г. вошли в практику государственные га1 рантии кредитов, полученных предприятиями для выпол| нения государственных заказов. '\
В последующем заметно усилился структурный кризис: | доля безработных здесь оказалась самая высокая (15%),| что в немалой степени объясняется прежней наиболее 1 тесной интеграцией в экономическую систему Совета | Экономической Взаимопомощи.
В 1993 г. темпы спада несколько замедлились. По пра1 вительственным оценкам, сокращение ВНП составило 4%, | а бюджетный дефицит 68% ВНП. | i В Болгарии медленнее, чем в других странах, идет^ j развитие частного сектора. В 1992 г. в нем было занято| ! около 0,5 млн.человек и создавалось 10% ВНП. Привати^ ^ зация как^ербходимая часть рыночных реформосущесЯ! твлялась в основном по линии реституции (возврата со| бственности прежним владельцам). ' * ' Сводные показатели по рассмотренным странам приво' дятся в табл.1 и 22. '
1 Нестеренко А.Н. Экономическая реформа в Восточной Европе: ypori для России // Проблемы прогнозирования. 1993. № I. С.120. \
Колчин С.В. Восточная Европа: пик кризиса пройден // МЭ и МО 1993. № 12. С.50.
Резкое изменение политической ситуации во взаимоотношениях ГДР И ФРГ в течение 19891990 г. отразилось на протекании экономических процессов первой из них. «Открытие границ» ГДР привело к сокращению производства продукции изза неконкурентоспособности ее с западными товарами. Остро проявился массовый отток кадров. Только во втором полугодии 1989 г. республику покинули 343 тыс.чел. или 3,1% занятых в производстве. Усилилась дестабилизация потребительского рынка вследствие введения валютного и экономического союза.

Это усилило объединительные, тенденции, и в октябре 1990 г. создание единого германского государства стало историческим фактом.
Таблица!. Динамика экономического роста, % к предыдущему году



















Валовый национальный продукт


Промышленное производство


1990


1991


1992


1993


1990


1991


1992


1993





















































Болгария


13,3


25,8


12,0


6,0


17,5


27,8


22.0


10,0


Венгрия


3,3


10,0


5,0


1,0


5,0


20,0


10,0


1,0


Польша


11,6


9.0


2,0


4,0


24,0


11,9


4,2


5,0


Румыния
ЧехоСловакия*


7,4 3,1


13.1 16,0


15,0
8,5 в знам


8,0
3.0/6.0 енателе


19,7
3,7 Слова


21.0
23,0 кия.


21,8 11,0


12,0 6,0/10,0


* В числителе


Чехия.



Таблица 2. Рост потребительских цен, прирост в % к предыдущему году


























1990


1991


1992


Болгария 65 474


80


Венгрия 29 35


23


Польша 585 70


43


Румыния 51 223 ЧехоСловакия 10 59


150 11



Итак, выделим некоторые наиболее важные черты реформировании экономического строя стран Восточно! Европы в 19801990е гг.
В радикальном обновлении социальноэкономической системы в бывших социалистических странах решающая роль принадлежит государству, которое на начальном этапе реформ представляет собой совокупность органов власти, не подчиняющихся рыночным механизмам, управляющих экономикой по сути принудительными мерами. В процессе реформирования государство постепенно теряет роль верховного собственника средств производства и органов управления хозяйственной деятельностью. Предприятия постепенно обретают независимость от государства. Однако на начальном этапе реформ значительная часть предприятий все еще сохраняла зависимость.

Отсюда закономерны патернализм по отношению к государственным предприятиям и лояльная бюджетная политика государства. В Польше, Болгарии, Румынии патернализм проявляется в большей степени. Предприятия, привыкшие к государственной поддержке, были не в состоянии отказаться от субсидий. В Венгрии и ЧехоСловакии проводилась более жесткая политика по отношению к неперспективным предприятиям.

В этой ситуации важнейшей проблемой выступает проблема нахождения баланса между государством и рынком. Ее решение означает прежде всего переход от административнокомандного управления к гибкому экономическому регулированию, определение сфер государственного и рыночного регулирования в процессе становления рынка. При этом соотношение государственных и рыночных элементов не может быть одинаковым во всех реформируемых странах, что обусловливается особенностями каждой страны. Как подтверждает реальность, безусловны и общие принципы в подходе к трансформации бывших социалистических стран.

К ним относятся: приватизация собственности, демонополизация, формирование экономики открытого типа, финансовая стабильность и др. Успех реформ зависит во многом от наличия рыночных структур в прежней, социалистической системе хозяйства, товарноденежной сбалансированности, оптимального соотношения крупных, средних и мелких предприятий, наличия предпринимательского слоя,



Содержание  Назад  Вперед